Про буквенное обозначение тональностей

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

  • Cc-до
  • D d-ре
  • E e-ми
  • F f-фа
  • G g-соль
  • A a-ля
  • H h-си
  • Заглавными буквами обозначаются мажорные тональности.
  • Названия звуков и минорные тональности пишутся с маленькой буквы:
  • мажор – dur бемоль-es
  • минор- moll
  • диез – is
  • исключения:
  • ля бемоль- as (As)
  • ми бемоль-es (Es)
  • си бемоль-b (B)
  • Музыкальные штрихи
  • ü Штрих – способ извлечения (исполнения) звука.
  • legato (легато)-связно
  • non legato (нон легато)- не связно
  • staccato (стаккато)- отрывисто
  • акцент-выделение звука (ударение) в музыке
  • 7. Динамика – уровень громкости звучания
  • Динамические оттенки
  • f (форте)- громко
  • ff (фортиссимо)-очень громко
  • mf (меццо форте)-не очень громко
  • p (пиано)-тихо
  • pp (пианиссимо)-очень тихо
  • mp (меццо пиано)-не очень тихо
  • crescendo (cresc.)-постепенно громче
  • diminuendo(dim.)-постепенно тише
  • subito p(sub. p)-внезапно тихо
  • subito f(sub. f)-внезапно громко

9.Реприза – знак повторения.

10. Цезура- знак окончания фразы.

Глава IV.Интервал

1.Интервал –это расстояние между двумя звуками.

  1. 2.Названия звуков интервала:
  2. ü нижний-основание
  3. ü верхний-вершина
  4. Для названия интервалов используется латинский счет.
  5. Названия и обозначения интервалов указывают на количество ступеней в интервалах.
  6. 4. Гармонический интервал- это интервал, звуки которого исполняются одновременно
  7. 5. Мелодический интервал — это интервал, звуки которого исполняются последовательно (по очереди)

6. Простые интервалы – это интервалы в пределах октавы.

7. Составные — это интервалы шире октавы.

Количественная и качественная величина интервалов

название обозначение количественная величина качественная величина ступени лада для пения
чистая прима ч.1 0 т. I-I
малая секунда м.2 0,5 VII-I
большая секунда б.2 1т. I-II
малая терция м.3 1,5 I-III (moll)
большая терция б.3 I-III (dur)
чистая кварта ч.4 2,5 V-I
чистая квинта ч.5 3,5 I-V
малая секста м.6 T53+П
большая секста б.6 4,5 T53+Т
малая септима м.7 Октава-Т
большая септима б.7 5,5 Октава-П
чистая октава б.8 I-VIII

10.Количественная (ступеневая величина)-количество ступеней в интервале.

11.Качественая (тоновая величина)-сколько тонов и полутонов в интервале.

12. Консонанс-это сливающееся, мягкое звучание.

13.Диссонанс-это резкое, несливающееся звучание.

Про буквенное обозначение тональностей

14.Интервалы Про буквенное обозначение тональностей

консонирующие   диссонирующие  
совершенные несовершенные узкие средние широкие
узкие средние широкие узкие широкие  
ч1 ч4,ч5 ч8 м3,б3 б6 м6 м2,б2 тритон м7,б7

15. Обращение интервала – это перенесение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз

16. Сумма ступеней интервала и его обращения равна девяти.

17. Консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, диссонирующие — в диссонирующие. При этом: чистые интервалы обращаются в чистые; малые – в большие и наоборот; увеличенные – в уменьшенные и наоборот.

18. Увеличенный интервал-это интервал, который на полутон больше чистого и большого.

19. Уменьшенный –это интервал, который на полутон меньше чистого и малого.

20. При разрешении увеличенные интервалы расширяются, а уменьшенные – сужаются.

Интервалы в ладу.

21.Устойчивые интервалы — это интервалы, которые строятся на устойчивых ступенях.

22.Неустойчивые – это интервалы, в которых хотя бы одна ступень неустойчивая и требует разрешения.

23. Тритонами называются ув.4 и ум.5

Тритоны в ладу.

обозначение состав ступень лад разрешение
ув.4 4 ступени, 3 тона IV dur нат. moll гарм. м6 на III б6 на III
ум5 5ступеней, 3 тона VII(+) dur нат. moll гарм. б3 на I м3 на I
ув.4 4 ступени, 3 тона VI(-) dur гарм. moll нат. б6 на V м6 на V
ум.5 5ступеней, 3 тона II dur гарм. moll нат. м3 на III б3 на III

25. Характерные интервалы-это интервалы, которые строятся только в гармоническом виде мажора и минора.

Характерные интервалы

обозначение состав ступень лад разрешение
ув.2 2 ступени, 1,5 тона VI(-) dur гарм. moll гарм. ч4 на V  
ум.7 7ступеней, 4,5 тона VII(+) dur гарм. moll гарм. ч5на I  
ум.4 4 ступени, 2 тона III VII (+) dur гарм. moll гарм. м3 на III м3 на I  
ув.5 5ступеней, 4 тона VI(-) III dur гарм. moll гарм. б6 на V б6 на III

Глава V.Аккорды.

1.Аккорд-это сочетание трех и более звуков.

2. Трезвучие-это аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

  • 3. Звуки трезвучия называются:
  • · нижний- прима (основной тон)
  • · средний- терция (терцовый тон)
  • · верхний- квинта (квинтовый тон)
  • 4. В музыке существуют 4 вида трезвучий :
Читайте также:  Интересные музыкальные приложения для android

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5×3232.html

Про буквенное обозначение тональностей, Музыкальный класс

Про буквенное обозначение тональностей

музыкальной практике уже давно сложилась и широко применяется система буквенных обозначений, как отдельных звуков, так и тональностей. За основу взяты буквы латинского алфавита, а также некоторые слова из того же языка.

Для названия тональности, как вы знаете, используются два элемента: имя тоники и имя лада. Иногда даже так и говорят, что «ТОНАЛЬНОСТЬ = ТОНИКА + ЛАД» . Эта схема действует и при буквенном обозначении тональностей. Сначала называется тоника, затем прибавляется слово, которое должно определять лад.

Про то, как обозвать тонику, вы можете почитать вот тут. Вкратце напомню, что тоникой может стать практически любой звук – основная ступень или её производный вариант (диез, бемоль).

Для буквенной записи музыкальных звуков нам понадобятся первые восемь знаков латинского алфавита ( a b c d e f g h ) и суффиксы –is (диез) и –es (бемоль).

Зарисуйте себе такую табличку-шпору:

  • Обратите внимания на исключения из правил (отмечены звёздочкой * ):
  • 1) нота си-бемоль любит повыпендриваться, поэтому ей положена отдельная буква, и не какая-нибудь, а буковка b – вторая алфавитная;
  • 2) ля и ми бемоли настолько ревнивы, что второй гласной буквы рядом с собой не терпят – их записывают просто as и es .

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ. Если тональность мажорная – то название тоники пишут с заглавной (большой) буквы, если минорная – со строчной (малой).

Мажорный лад обозначается словом dur (дур), а минорный лад – словом moll (моль). Эти сокращённые латинские слова durus (твёрдый) и mollis (мягкий), которые приспособили для нужд музыкальной теории.

Примеры: C-dur, c-moll – до мажор и до минор Es-dur, es-moll – ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор; Fis-dur, fis-moll – фа-диез мажор и фа-диез минор.

Расскажу я вам сказку…. Однажды к тетё Любе в гости пришли самые ленивые музыканты, чтобы угоститься фирменной тётиной Любиной шубой над селёдкой.

Как назло ленивых музыкантов всех разом разморило, и едва усевшись за стол, они поникли головами и задремали. Когда они проснулись, их ждало горькое разочарование: какая-то ДУРНАЯ МОЛЬ скушала всю шубу над селёдкой.

С тех пор музыканты порешили, что без дур и молей жить проще… Ой, дурацкая сказка получилась, простите)))

В общем, при буквенном обозначении тональностей можно слова dur и moll не писать, лишь бы выполнялось ПРАВИЛО ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ (смотреть выше).

Мы тут со сказкой отвлеклись немножко от темы, я напомню: разбирали буквенное обозначение тональностей. Суть, надеюсь, уловили. Кстати, про буквенное обозначение звуков можно не только почитать подробнее вот здесь, но ещё и посмотреть прикольный видео-урок. Вот он:

Понарвился материал? Заяви об этом всему миру! Нажми «Мне нравится!». Чтобы быть в курсе новых клёвых статеек — подписывайся на обновления вот этой странички в контакте — http://vk.com/mus_education

Спасибо! Статья мне помогла разобраться с буквенным обозначением тональностей!

Источник: https://plusss48.ru/isskustvo-dlya-dushi/pro-bukvennoe-oboznachenie-tonalnostej-muzykalnyj-klass

Таблицы для быстрой смены тональности аккордов любого произведения [все тональности]

Про буквенное обозначение тональностей

Таблицы универсальны и подходят, как для минорных тональностей, так и для мажорных. В таблицы для мажорных тональностей введена пониженная третья ступень (IIIb) — таким образом, вы сможете подбирать более удобные тональности для блюзов, где она чаще всего и встречается.

Внимание!

Аккорды от ноты Си обозначаются как H, от ноты Си-бемоль — B (согласно германской традиции нотации. См.: Нота Си — H или B.

Как пользоваться

Как пользоваться таблицей разберем на примере. Допустим, нам последовательность аккордов C – Dm – G7 – Am – Dsus4 – G7 с До мажора нужно перевести в Соль мажор.

Находим строку «До мажор». Переводим все аккорды последовательности в универсальный вид (ступенями).

  • Это будет выглядеть так: I – IIm – V7 – VIm – IIsus4 – V7
  • (Заметьте, все дополнительные цифры и знаки мы оставили).
  • Теперь находим строку «Соль мажор» и ступени переводим в аккорды новой тональности.
  • Это такая последовательность: G – Am – D7 – Em – Asus4 – D7.

Если вам не известна тональность, то попробуйте сориентироваться одним из способов:

  • Или по знакам возле ключа (в таблице отведен для этого отдельный столбец).
  • Или по начальному аккорду композиции (чаще всего этот аккорд будет первой ступенью тональности).
Читайте также:  Зарубежная музыка начала 20 века

Таблица для транспонирования (смены тональности аккордовых последовательностей). Мажор

Тональность (ее буквенное обозначение) Знаки при ключе Ступень
I II III IIIb IV V VI VII
До мажор (C-dur) C D E Eb F G A H
Соль мажор (G-dur) 1 диез G A H B C D E F#
Ре мажор (D-dur) 2 диеза D E F# F G A H C#
Ля мажор (A-dur) 3 диеза A H C# C D E F# G#
Ми мажор (E-dur) 4 диеза E F# G# G A H C# D#
Си мажор (H-dur) 5 диезов H C# D Db E F# G# A#
Фа-диез мажор (F#-dur) 6 диезов F# G# A# A H C# D# F
Фа мажор (F-dur) 1 бемоль F G A Ab B C D E
Си-бемоль мажор (B-dur) 2 бемоля B C D Db Eb F G A
Ми-бемоль мажор (Еs-dur) 3 бемоля Eb F G Gb Ab B C D
Ля-бемоль мажор (As-dur) 4 бемоля Ab B C Cb Db Eb F G
Ре-бемоль мажор (Des-dur) 5 бемолей Db Eb F E Gb Ab B C
Соль-бемоль мажор (Ges-dur) 6 бемолей Gb Ab B A Cb Db Eb F

Таблица для транспонирования (смены тональности аккордовых последовательностей). Минор

Тональность (ее буквенное обозначение) Знаки при ключе Ступень
I II III IV V VI VII
ля минор (a-moll) A H C D E F G
ми минор (e-moll) 1 диез E F# G A H C D
си минор (h-moll) 2 диеза H C# D E F# G A
фа-диез минор (fis-moll) 3 диеза F# G# A H C# D E
до-диез минор (cis-moll) 4 диеза C# D# E F# G# A H
соль-диез минор (gis-moll) 5 диезов G# A# H C# D E F#
ре-диез минор (dis-moll 6 диезов D# F F# G# A# H C#
ре минор (d-moIl) 1 бемоль D E F G A B C
соль минор (g-moll) 2 бемоля G A B C D Eb F
до минор (c-moll) 3 бемоля C D Eb F G Ab B
фа минор (f-moll) 4 бемоля F G Ab B C Db Eb
си-бемоль минор (b-moll) 5 бемолей B C Db Eb F Gb Ab
ми-бемоль минор (es-moll) 6 бемолей Eb F Gb Ab B Cb Db

Надеюсь, что помог.

Звонких струн, дорогие!

Источник: http://u-rock.com.ua/theory/346-tablica-bystroy-smeny-tonalnosti-akkordov.html

Буквенные обозначения звуков и тональностей — Обозначение тональностей, и что это фактически значит. Объясните профану. (картинка вн.) — 2 ответа



В разделе Музыка на вопрос Обозначение тональностей, и что это фактически значит. Объясните профану. (картинка вн.) заданный автором Игнат лучший ответ это Это правда сложно, но достаточно один раз понять.Если бемоль, то на пол тона ниже, если диез — на пол тона выше.

Закономерность тут в том, что и бемоли и диезы ставятся напротив нот, на той же линеечке или между линеечками.Чтобы тебе было легче, запомни последовательность -> Фа до соль ре ля ми си (это последовательность диезов) -> Си ми ля ре соль до фа (это бемолей)Посмотри на до минор, там первый бемоль — это си бемоль. Второй — ми. Третий — ля. И так в каждой тональности.

Будь то тональность с 5 бемолями, они будут идти в строгом порядке.Вот и вся закономерность

А вообще существует кварто-квинтовый круг для этого, там все тональности с их знаками нарисованы, в яндексе найди.

Ответ от Nick User[гуру]Вы на каком инструменте играете?Ответ от Oleg Ivaniloff[гуру]Для диеза ре-мажор можно поиграть, к примеру. Фа и До будут на полтона выше, чем в миноре, а Си не будет понижена на полтона.Ответ от Ѐоман Кащенко[гуру]Лад и ТональностьГамма — это звуки лада, расположенные подряд.

Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы:Слоговые обозначенияДоРеМиФаСольЛяСиСиbБуквенные обозначенияCDEFGAH*B*Тринскрипция [цэ] [дэ] [э] [эф] [гэ] [а] [ха] [бэ]*В американской системе буквенной нотации для обозначения Си — используется В, а Сиb — BbДругие обозначениямажорминордиез (#)бемоль (b)дубль-диез (x)дубль-бемоль (bb)БуквенныеDur*moll*is**es**isis**eses**Транcкрипция [дур] [моль] [ис] [эс] [исис] [эсэс]*При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или маленькой буквой: A-Dur = A, c-moll = c**При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты, например:C + is = Cis (До-диез), D + es = Des (Ре-бемоль).Исключения: Ля-бемоль = As, Ми-бемоль = Es, Си-бемоль = BЛАДЫЛад — это 2 группы звуков — устойчивые и неустойчивые — которые взаимосвязаны между собой.В европейской культуре наиболее употребимы 7-ступенные лады, построенные подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть построены от любого из 12-ти звуков темперированной системы.Мажорный лад (мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (например: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)Устойчивые звуки (I-III-V) образуют мажорное трезвучиеМинорный лад (минор): тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля)Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучиеУстойчивые и неустойчивые ступениНеустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые.Ладовые разновидности мажора и минораГармоническийМажор гармонический — понижается VI ступень (VIb)Минор гамонический — повышается VII ступень (VII#)МелодическийМажор мелодический — понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb)

Читайте также:  Постановка дыхания - как правильно дышать при пении?

Минор мелодический — при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#, VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступени натурального минора.

Ответ от Ўлия Иванова[новичек]ты просто начал с очевидного, но не с простого. до мажор и до минор – одноименные тональности, но они связаны друг с другом относительно слабо. пример сильной связи тональностей – параллельность.

натуральные мажор и минор, если они параллельны, используют ОДНИ И ТЕ ЖЕ ноты. параллельный до мажору МИНОР – это ля минор. все те же ноты, но от ля до другой ля.у тебя в примере до минор. параллельный ему мажор – ми бемоль мажор.

если сыграешь представленную гамму со всеми знаками от ми бемоля до следующего, сразу поймешь.соотношение между параллельными тональностями строго закреплено: хочешь параллельный мажор – отсчитай от тоники два звука вверх, хочешь параллельный минор – отсчитай два звука вниз.

еще добавлю, что тональности любят группироваться по этому признаку: максимальное количество общих нот. ищи в википедии материалы по теме «степени родства тональностей».

Ответ от Мигас Алексей[гуру]Приобрети книгу «Теория музыки» Без нее никак не обойтисьОтвет от Zook Box[новичек]элементарная теория музыки»книжка должна быть в любой библиотеке.

или найдите на сайтах — все подробно в «сольфеджио для чайников»))Ответ от Наталия Морозова[новичек]»элементарная теория музыки»книжка должна быть в любой библиотеке.

или найдите на сайтах — все подробно в «сольфеджио для чайников»))Ответ от Незнаю[новичек]пол тонаОтвет от Вячеслав Сулич[гуру]есть мажор. есть минор .С любой ноты можно сыграть мажорную .и минорную мелодию или гамму. Тональность -это название ноты с указанием интонации .

мажора или минора. До мажор -начинается с до -без знаков Каждой тональности соответствует т. н. параллельная-с одинаковым количеством знаков при ключе. До мажору параллелен ля минор .Тональности с диезом или бемолем означают .

что минорная или мажорная мелодия будет играться с повышением или понижением на тех нотах. на которых стоят знаки. тональность с 3 бемолями. которая начинается с до-это до минор .Параллельная ей мажорная будет на терцию вышеОтвет от Ёергей Рудской[активный]до ре ми фа соль ля си

вот тебе тоника

Ответ от Богдан Евтушенко[гуру]В зависимости от этих знаков, в начале строки, ты должен понижать (если бемоль) или повышать (если диез) на пол тона указанные ноты, в разных тональностях они разные.Ответ от Лав Вал[гуру]При ключе три бемоля — си, ми, ля. Когда играешь гамму, то понижаешь эти звуки на полтона. Вместо си — си бемоль и т. д.Ответ от Андрей Февральский[гуру]Закондратил Кондрат))Ответ от Дмитрий Низяев[гуру]Знаки, которые выставлены при ключе, действуют на всю длину строки и во всех октавах. Значит, все ноты «ми», какие встретятся на строке, ты должен брать на полтона ниже. И все ноты «ля», и все ноты «си». Если ты это сделаешь, то услышишь именно минорную гамму.Ответ от Зеленая бяка[гуру]Фактически, они и обозначают тональность. Как правило, музыкальные произведения пишут в одной тональности, и для того, чтобы не ставить диезы/бемоли перед каждой нотой многостраничных пьес их обозначают подобным образом.Ответ от Ѕасэй[гуру]На второй картинке — до минор. Играется то же самое, только ля, си и ми понижаются на пол тона.Ответ от Sasha Shap[новичек]До мажор аккорд состоит из до ми соль. до минор из до ми бемоль соль. исходя из этого меняется и гамма, мелодически все эти бемоли укладывают ее в гармонию с минорным аккордом иначе если одновременно играть до мажор аккорд идо минор гамму ухи порвет это без научного. понижаются на пол тона только ноты стоящие на одной линейке с бемолями .Ответ от Ѐома Ибрагимов[активный]Словами не скажишь, да и не разбираюсь. Надо чтоб кто нибудь помог тебеОтвет от Добрый Мальчик[гуру]ой-ёй, я уже не помню я в музыкальной школе давно учился!Тональность на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Тональность

Источник: https://2oa.ru/bukvennye-oboznacheniia-zvukov-i-tonalnostei/

Ссылка на основную публикацию