Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя

Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя

Потешки и прибаутки, колыбельные, пословицы и поговорки, загадки и сказки окружают малыша с рождения. Родители используют детский фольклор интуитивно, не задумываясь о том, какую пользу он несёт в воспитании и умственном развитии ребёнка.

Познание мира и эмоциональный интеллект

Маленький ребёнок ограничен в способах познания мира. Максим Горький считал, что «ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законны». Поэтому на первый план в обучении в раннем возрасте выходят самые простые игры – потешки и прибаутки.

Сопутствующие им действия и поступки – поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков, хлопки – ещё нельзя назвать исследованием окружающей среды, но именно с них начинается подготовительный этап, который в чуть более позднем возрасте перерастёт в полноценные игры.

Ритмический строй первых детских фольклорных произведений, мелодичная родительская речь и весёлые действия направлены, прежде всего, на установление эмоционального контакта между малышом и взрослым. Ребёнок ещё не понимает значение услышанных слов, но уже учится различать эмоции.

Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики.

Что такое эмоции и как с ними дружить», ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта отмечает, что «в первую очередь, развитие социального эмоционального интеллекта и в целом эмоционального развития ребёнка происходит за счёт интонации — ребёнок улавливает и интонацию, и выражение лица уже с самого раннего возраста.

Также игры-потешки интересны тем, что они часто сопровождаются движениями, а это развитие моторики, которое напрямую влияет на эмоциональное и когнитивное развитие. И, конечно, потешки — это голос и прикосновение мамы, папы, бабушки. Взрослые «включены» в ребёнка, дарят ему своё внимание, любовь, эмоции, прикосновения.

Для детей это основа, которая создаёт доверие к миру, формирующееся в первый год жизни. Поэтому игры-потешки — это один из лучших способов сформировать правильную базу для развития социального эмоционального интеллекта».

Развитие речи и памяти

Малые фольклорные формы выделяются разнообразием ритмов, богатством лексики и регулярностью повторения. Благодаря этому ребёнок непроизвольно запоминает простые по форме фразы, которые воспринимает как часть игры. Потешки становятся первыми выученными наизусть стихами, даже если родители такой целью вовсе и не задавались.

Богатство образов, яркость и необычность используемых слов поначалу могут быть непривычны малышу, далеко не всё ему будет понятно. Задача родителей – объяснять смысл сказанного, рассказывать историю о каждой пословице или поговорке.

Таким образом пополняется словарный запас ребёнка.

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что, чем раньше начинается знакомство с народным творчеством, и чем чаще родители занимаются с малышом, тем больше вероятность того, что он раньше начнёт говорить, описывать словами свои мысли и эмоции.

Установление режима и повышение самооценки

Проблемы со сном и питанием, излишней возбудимостью малыша напрямую зависят от режима дня, сформировать который порой бывает не так-то просто.

Ребёнок не захотел есть, потом – мыться, не лёг вовремя спать, и с таким трудом установленный родителями график сбивается буквально за вечер. Исправить положение тоже помогут потешки и прибаутки.

Они не только отвлекут от капризов и слёз, но и напоминают о ритуале:

  • «Умница Катенька ешь кашку сладеньку…»
  • «Ай ту-ту-ту-ту не вари кашу круту…»
  • «Вот и звери спят…»
  • «Спи, усни дитя Ванюшенька…»
  • Чтобы малыш привыкал к нормам гигиены, опрятности и самостоятельному совершению простых процедур, таких, как расчёсывание или умывание, тоже придумано множество присказок:
  • «Ай лады, лады, лады не боимся мы воды…»
  • «Кран, откройся, нос умойся…»
  • «Чистая водичка моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Алёшке»
  • «Расти коса до пояса…»

И уж совсем неочевидная польза большинства присказок – повышение самооценки ребёнка практически с младенчества. Дело в том, что во многих потешках упоминаются имена, причём родители легко заменяют их на имя малыша в ласкательной форме.

Дети начинают осознавать себя, понимать, что стихотворение сложено о них, в их честь, а значит, они – самостоятельная личность.

На первых порах это происходит бессознательно, но потом мысль о том, что он заслуживает уважения и внимания взрослых, что он ценен и важен, становится нормой.

Логика и определение смысла слов

Ещё один способ развить речь, а заодно и логику – загадки. Они удивительны тем, что всегда связаны с окружающей действительностью. А значит, малыш не просто ищет ответ, но одновременно познаёт мир, причём, не с чужих слов, а благодаря собственной мыслительной деятельности.

Отгадывая загадки, дети учатся выстраивать связи между объектами из своей обычной жизни, анализировать и обобщать, находить общие свойства предметов.

Кроме того, некоторые понятия в русском языке многозначны, а в загадках используется переносное значение слова, поэтому дети учатся распознавать, какой из смыслов подходит в данной ситуации.

Песни и музыка

С первыми народными песнями дети сталкиваются ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны. Именно в этот период первого знакомства происходит формирование музыкального вкуса, который с годами будет развиваться.

Разучивать наизусть песню гораздо легче, чем стихи, она более образна, насыщена эмоциями. Когда малыш сам может повторить композицию, пора переходить к танцам. Для начала под музыку можно просто водить хороводы, поднимая и опуская руки, смыкая и размыкая круг.

Со временем малышу можно предоставить больше свободы, чтобы он сам решал, как двигаться под музыку, опираясь на внутренние ощущения. И это – уже элемент творчества! И именно через музыкальные композиции может произойти первое знакомство ребёнка с шутками и юмором.

Редко используемые в образовательном процессе частушки могут научить ребёнка понимать смешное. Главное при этом – правильный подбор «репертуара».

Морально-нравственные ориентиры

Самый сложный для восприятия вид детского фольклора – это сказки. Конечно, родители читают их детям ещё с того возраста, когда они не могут понять смысла истории и уловить нить повествования.

Просто тембр голоса читающих мамы или папы успокаивает и помогает заснуть.

Но со временем рассказываемые истории обретают смысл – дети не просто понимают сюжет сказки, но и запоминают его, а со временем по тому же принципу составляют собственные истории.

Сказка – это всегда демонстрация какой-то ситуации из жизни. Даже если сам малыш в неё ещё не попадал, он легко понимает, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что зло всегда бывает наказано, а общение героев строится на основе некоторых правил.

В иносказательной форме ребёнку рассказывают о нормах поведения и хорошего тона –основах морали и нравственности. Сказка дарит малышу веру в добро и справедливость, воспитывает, но без нравоучений.

Той же цели служат поучительные пословицы: «любишь кататься, люби и саночки возить», «делу – время, потехе – час».

Фольклор в любом виде, будь то смешные потешки и прибаутки или сказки и поговорки, позволяет ребёнку ассоциировать себя с героями произведений. А герои эти – собирательный образ всего русского народа, передававшийся из поколения в поколение.

Именно поэтому особо отмечали важность детского фольклора Максим Горький, Корней Чуковский и Самуил Маршак, выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Читайте детям, вместе пойте и рассказывайте истории – это очень поможет в их воспитании.

Мария Степанова

Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя Нужно ли ребенку верить в чудеса?

Детство – чудесная пора. Все ребята верят в существование волшебников, сказочных героев и Деда Мороза. Однако в школе прагматизм и скепсис растут пропорционально возрасту. Сохранилась ли у вашего ребёнка вера в чудо, поможет определить наш тест.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-ispolzovat-folklor-v-vospitanii-rebyenka/

Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя, Музыкальный класс

Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя

Возможно, не каждый родитель понимает значение словосочетания «детский фольклор», но использует это самый фольклор ежедневно. Даже в самом маленьком возрасте дети любят слушать песни, сказки или просто играть в ладушки.

Шестимесячный ребёнок понятия не имеет, что такое рифма, но когда мама поет колыбельную или читает рифмованную считалочку, то дитё замирает, прислушивается, интересуется и… запоминает. Да-да, запоминает! Даже ребёнок до года под один стишок начинает хлопать в ладоши, под иной – загибать пальчики, не совсем понимая смысла, но всё же различая их.

Итак, детский фольклор – это поэтическое творчество, основной задачей которого является не так развлечение детей, как их обучение.

Он предназначается для демонстрации самым маленьким гражданам этого мира сторон добра и зла, любви и несправедливости, уважения и зависти игровым способом.

С помощью народной мудрости ребёнок учится различать плохое и хорошее, уважать, ценить и просто познавать мир.

Для создания светлого будущего малыша родители и педагоги объединяют свои усилия и работают в одном русле. Очень важно, чтобы и дома, и в учебном заведении был правильно организован воспитательно-образовательный процесс и помощь детского фольклора в этой ситуации просто необходима.

Давно замечено, что обучение в игровой форме имеет больший успех, чем многие, даже самые оригинальные методики.

Народное творчество очень близко детям и, если его правильно подобрать для отдельной возрастной категории, то и очень интересно.

С его помощью можно приобщить детей к искусству, народным обычаям и национальной культуре, но не только! Велика роль фольклора в повседневном общении детей между собой (вспомните дразнилки, считалки, загадки…).

Различают следующие основные виды детского фольклора:

  1. Материнская поэзия. К этому виду относят колыбельные песни, прибаутки, пестушки.
  2. Календарный. Этот вид включает в себя заклички и приговорки.
  3. Игровой. В эту категорию входят такие жанры, как считалки, дразнилки, игровые припевы и приговоры.
  4. Дидактический. К нему относят загадки, пословицы и поговорки.

Материнская поэзия невероятно важна для связи матери и ребенка. Мама не только поёт колыбельные своему малышу перед сном, но и использует пестушки в любой удобный момент: после его просыпания, играя с ним, меняя подгузник, купая. Пестушки и прибаутки обычно несут в себе определенные знания, например о природе, животных, птицах. Вот одна из них:

Что ты рано встаёшь,

Саше спать не даёшь?

Займитесь с ребёнком детским музыкальным фольклором! Спойте песню «Петушок» прямо сейчас! Вот вам музыкальное сопровождение:

Жанры календарного фольклора обычно несут в себе обращение к живым существам или природным явлениям. Они используются в самых различных играх и считаются особенно эффективными в коллективах. Например, обращение к радуге, которое читается хором:

Уж ты, радуга-дуга,

Игровой детский фольклор используется абсолютно всеми детьми, даже если сами они об этом не догадываются. Считалочки, дразнилки и игровые стишки используются детьми ежедневно в любом коллективе: и в детском саду, и в школе, и во дворе.

Например, в каждой компании можно услышать, как дети дразнятся «Андрей-воробей» или «Ирка-дырка».

Такой жанр детского творчества способствуют формированию сообразительности, развитию речи, организации внимания и такому искусству поведения в коллективе, который можно обозначить как «не быть белой вороной».

Дидактический фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и развитии их речи. Именно он несет наибольшее количество знаний, которые понадобятся детям в дальнейшей жизни. Например, пословицы и поговорки уже долгие годы служат для передачи опыта и познаний.

Ребёнка, даже того, который только-только начинает говорить, очень легко приобщить к музыкально-поэтическому творчеству, он с удовольствием воспримет то, чему вы его научите, потом расскажет другим детям.

Здесь просто важна активность: родители должны заниматься с детьми, должны их развивать. Если родитель ленится – время уходит, не ленится – ребёнок умнеет. Каждый малыш возьмёт из фольклора что-нибудь для себя, потому что он разнообразен и по тематике, и по содержанию, и по музыкальному настрою.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/detskij-folklor-drug-rebyonka-i-pomoshhnik-roditelya-muzykalnyj-klass

Консультация (младшая группа) на тему: Детский фольклор | Социальная сеть работников образования

Консультация для родителей

       Уважаемые родители! Ваш ребенок подрос. Ему уже больше двух лет.

Бесспорно, Вы родители —  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Детский фольклор дает возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к сказкам, былинам потешкам  и другим жанрам.

  • Что же относится к детскому фольклору?
  • Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки –коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.
  • Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Докучные сказочки — у которых нет конца  и которые можно обыгрывать множество раз.
Читайте также:  Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

      Я хотела бы остановить ваше внимание на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей.

Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.

Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием.

Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

     Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то.

Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если вы взрослые с ранних лет приучаете беречь игрушки, сохранять их опрятный вид.

Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости.

Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда помогайте построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

      Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подскажите новое игровое действие, покажите их, предложите дополнительный игровой материал к сложившейся игре.

Если у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Пример для родителей

     Самые любимые игры для детей — это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки — это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо»  используйте закличку:

  1. Пастушок, пастушок,
  2. Заиграй во рожок!
  3. Травка мягкая, роса гладкая,
  4. Гони стадо в поле,
  5. Погулять на воле!

     У детей данного возраста, повышенная возбудимость, большая подвижность, быстрая утомляемость от однообразных движений, не способность без перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх и т.д. Ходьба движения рук иногда отсутствует или не согласованы с работой ног.

Стопы развернуты носком внутрь и широко поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлепанье), так как ноги ставятся на всю подошву, туловище наклонено вперед, темп неустойчивый, шаг неровный. Поэтому   показывайте как правильно ходить, чтобы дети подражали вам.

Взрослые должны бегать рядом с ребенком, показывать, что бегать надо легко, правильно чередуя взмахи рук.

     Следующий вид игр, в которых я предлагаю вам использовать детский фольклор — игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняйте

 такие движения:

  • Шевеление пальчиков.
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем — и без помощи другой руки.
  • Разведение пальцев и их сведение.
  • Хлопки.
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  • Помахивание кистями — сверху вниз.
  • Помахивание кистями к себе и от себя.
  • Вращение кистей — «фонарики».
  • Вместе с движениями произносите слова:
  • У бабы Фроси пяток внучат,
  • У бабы Фроси пяток внучат,
  • (Показать сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом — другую).
  •                                       ——————————
  • Все каши просят,
  • Все криком кричат:
  • (Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
  •                                        —————————-
  • Акулька — в люльке,
  • Аленка — в пеленке,
  • Аринка — на перинке,
  • Степан — на печке,
  • Иван — на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца.).

      Дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

  1. Я рыжая лисица
  2. Я бегать мастерица,
  3. Я по лесу бежала,
  4. Я зайку догоняла.
  5. И в ямку — бух!
  6. Планируя игры, детский фольклор подбирайте разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
  7. Детский фольклор используйте и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь вам приходят скороговорки:
  8. Шли сорок мышей,
  9. Несли сорок грошей;
  10. Две мыши поплоше
  11. Несли по два гроша.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

  • Вы знаете , что дети любят играть, поощряйте их самостоятельные игры, покупайте игрушки, постоянно играйте с детьми, наблюдайте  за игрой, цените её, как одно из важных средств воспитания.
  • Пример для родителей
  • Пробуждение и засыпание — очень важные моменты в жизни вашего ребенка.

Укладывание ребенка спать вечером не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.

Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: «Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут — будем укладываться». Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи «Спокойной ночи, малыши!» сразу умываться — и в постель.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает».

Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику.

Если выполнять это в течение хотя бы месяца и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.

Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания — ничего не выйдет.

Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться.

Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.

На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку.  Он будет спать спокойно, крепко.

  1.  Баю-баюшки-баю,
  2. Не ложися на краю:
  3. Придет серенький волчок,
  4. Тебя схватит за бочок
  5. И утащит во лесок,
  6. Под ракитовый кусток;
  7. Там птички поют,
  8. Тебе спать не дадут.

Проснуться — это всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!

Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И — день начался.

Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/18/detskiy-folklor

Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя

     Возможно, не каждый родитель понимает значение словосочетания «детский фольклор», но использует это самый фольклор ежедневно. Даже в самом маленьком возрасте дети любят слушать песни, сказки или просто играть в ладушки. Шестимесячный ребёнок понятия не имеет, что такое рифма, но когда мама поет колыбельную или читает рифмованную считалочку, то дитё замирает, прислушивается, интересуется и… запоминает. Да-да, запоминает! Даже ребёнок до года под один стишок начинает хлопать в ладоши, под иной – загибать пальчики, не совсем понимая смысла, но всё же различая их.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ЖИЗНИ

    Итак, детский фольклор – это поэтическое творчество, основной задачей которого является не так развлечение детей, как их обучение.

Он предназначается для демонстрации самым маленьким гражданам этого мира сторон добра и зла, любви и несправедливости, уважения и зависти игровым способом.

С помощью народной мудрости ребёнок учится различать плохое и хорошее, уважать, ценить и просто познавать мир. Для создания светлого будущего малыша родители и педагоги объединяют свои усилия и работают в одном русле.

   Очень важно, чтобы и дома, и в учебном заведении был правильно организован воспитательно-образовательный процесс и помощь детского фольклора в этой ситуации просто необходима. Давно замечено, что обучение в игровой форме имеет больший успех, чем многие, даже самые оригинальные методики.

Народное творчество очень близко детям и, если его правильно подобрать для отдельной возрастной категории, то и очень интересно.

С его помощью можно приобщить детей к искусству, народным обычаям и национальной культуре, но не только! Велика роль фольклора в повседневном общении детей между собой (вспомните дразнилки, считалки, загадки…).

Читайте также:  Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ЖАНРЫ И ВИДЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Различают следующие основные виды детского фольклора:

1.Материнская поэзия. К этому виду относят колыбельные песни, прибаутки, пестушки.

2.Календарный. Этот вид включает в себя заклички и приговорки.

3.Игровой. В эту категорию входят такие жанры, как считалки, дразнилки, игровые припевы и приговоры. 4.Дидактический. К нему относят загадки, пословицы и поговорки.

   Материнская поэзия невероятно важна для связи матери и ребенка. Мама не только поёт колыбельные своему малышу перед сном, но и использует пестушки в любой удобный момент: после его просыпания, играя с ним, меняя подгузник, купая.

   Пестушки и прибаутки обычно несут в себе определенные знания, например о природе, животных, птицах. Вот одна из них: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка, Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Саше спать не даёшь? Займитесь с ребёнком детским музыкальным фольклором! 

   Жанры календарного фольклора обычно несут в себе обращение к живым существам или природным явлениям. Они используются в самых различных играх и считаются особенно эффективными в коллективах. Например, обращение к радуге, которое читается хором:

  • «Уж ты, радуга-дуга,
  • Не давай дождя,
  • Давай солнышка,
  • Колоколнышка!»

  Игровой детский фольклор используется абсолютно всеми детьми, даже если сами они об этом не догадываются. Считалочки, дразнилки и игровые стишки используются детьми ежедневно в любом коллективе: и в детском саду, и в школе, и во дворе.

Например, в каждой компании можно услышать, как дети дразнятся «Андрей-воробей» или «Ирка-дырка».

Такой жанр детского творчества способствуют формированию сообразительности, развитию речи, организации внимания и такому искусству поведения в коллективе, который можно обозначить как «не быть белой вороной».   

   Дидактический фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и развитии их речи. Именно он несет наибольшее количество знаний, которые понадобятся детям в дальнейшей жизни. Например, пословицы и поговорки уже долгие годы служат для передачи опыта и познаний.

НУЖНО ПРОСТО ЗАНИМАТЬСЯ С ДЕТЬМИ

Ребёнка, даже того, который только-только начинает говорить, очень легко приобщить к музыкально-поэтическому творчеству, он с удовольствием воспримет то, чему вы его научите, потом расскажет другим детям.

Здесь просто важна активность: родители должны заниматься с детьми, должны их развивать. Если родитель ленится – время уходит, не ленится – ребёнок умнеет.

Каждый малыш возьмёт из фольклора что-нибудь для себя, потому что он разнообразен и по тематике, и по содержанию, и по музыкальному настрою.

Источник: https://ilyina-shat-dou6.edumsko.ru/articles/post/1869680

Родительское собрание в младшей группе детского сада на тему "Фольклор и дети"

  • Родительское собрание в младшей группе
  • МБДОУ «Детский сад «Ласточка»
  • город Десногорск Смоленской области

Воспитатель Жигунова Ю. А.

  1. Тема: «Фольклор и дети»
  2. Цели:
  3. • ознакомление с темой собрания: «Фольклор и дети».
  4. • расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.
  5. • раскрыть значение фольклора в развитии речи ребёнка.
  6. • повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.
  7. • формировать у родителей позицию активного участника педагогического процесса.
  8. • анализ анкет на тему «Народное искусство в жизни вашей семьи».
  9. • просмотр слайд-шоу: «Дети и фольклор».
  10. • сюрпризный момент.
  11. Задачи:
  12. • Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.
  13. • Уточнить названия жанров фольклорных произведений.
  14. • Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.
  15. • Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.
  16. • Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.
  17. Предварительная работа по подготовке к собранию:
  18. • Подготовить общее объявление в раздевалке группы о собрании.
  19. • Подготовить пригласительные билеты родителям и педагогам на родительское собрание в форме матрешки.
  20. • Оформить группу в стиле «Горницы».
  21. • Подготовить русский народный костюм для воспитателя.
  22. • Папка для родителей «Учите и играйте вместе с детьми»
  23. • Картотека устного народного творчества.

• Предварительное анкетирование «Народное искусство в жизни вашей семьи» (предложить проанализировать ранее заполненные родителями анкеты). Цель: Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

• Буклеты для родителей «Фольклор – помощник в воспитании». В буклете даны рекомендации для родителей как использовать фольклор в развитии речи.

  • • Подготовить листочки в форме лепестков для опроса на знание жанров устного народного творчества (собрать из лепестков цветок).
  • • Мультимедийная презентация (фото из режимных моментов с использованием малых форм фольклора).
  • • Мультимедийная подборка иллюстраций с фольклорным содержанием для упражнения «Как помочь?»

• Видео с участием детей (дети исполняют р. н. игру «Пузырь» в группе, «У медведя во бору» на улице).

  1. • Подготовка выставки книг с фольклорным содержанием и книжек-малышек, изготовленных родителями с детьми своими руками.
  2. • Подготовить медали для родителей «Знатоки русского фольклора».
  3. • Подборка русской народной музыки .
  4. • Подготовить иллюстрации потешек, небылиц, закличек на стенде, карточки с порядковыми номерами для литературной викторины «Узнай и назови».
  5. • Подготовить пословицы для литературной викторины «Закончи пословицу».
  6. • Подготовить туесок со скороговорками.
  7. • Заготовки матрешек из бумаги для конкурса «Игрушка своими руками».
  8. • На столе приготовить наборы для росписи матрешек (краски, кисточки, стаканчики с водой).
  9. • Подготовить консультацию для педагогов на тему «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
  10. Ход собрания.
  11. Звучит русская народная мелодия (во время прихода гостей)
  12. Хозяюшка (комментирует приход каждого родителя-гостя фразами):

1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

2. Проходите, будьте как дома!

3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

4. Редкий гость никогда не в тягость!

5. Красному гостю — красное место!

6. Гостю – почет, хозяйке – честь!

7. Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

8. Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило!

  • (Гости рассаживаются на стульчики ) .
  • Все гости собрались.
  • Хозяюшка:
  • -На завалинках, в светелке
  • Иль на бревнышках каких
  • Собираем посиделки
  • Пожилых и молодых.
  • При лучине ли сидели,
  • Иль под светлый небосвод –
  • Говорили, песни пели
  • И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

  1. Ах, горелки хороши!
  2. Словом, эти посиделки
  3. Были праздником души.
  4. Быт людей отмечен веком,
  5. Поменялся старый мир.
  6. Нынче все мы по «сусекам»
  7. Личных дач или квартир.
  8. Наш досуг порою мелок,
  9. И, чего там говорить:
  10. Скучно жить без посиделок,
  11. Их бы надо возродить!
  12. Хозяюшка:

-Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела.

Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам для размышления вот такую простую и сложную тему: «Фольклор и дети».

И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. И так, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество».

— Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители и педагоги высказывают свое мнение).

— Какие жанры устного народного творчества Вы знаете? Чтобы Вам было легче и интереснее вспоминать, я предлагаю Вам написать на вот этих вот лепесточках жанры устного народного творчества, которые вы сможете вспомнить.

Даю Вам подсказку-количество листочков роздано неспроста, а именно столько жанров существует, сколько лепестков мы Вам дали.

Как напишете свои варианты, будьте добры, сложить из полученных лепестков чудесную русскую ромашку (родителям предлагаю написать на листочках жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).

  • 1. Потешки
  • 2. Считалки
  • 3. Колыбельные песни
  • 4. Пестушки
  • 5. Прибаутки
  • 6. Частушки
  • 7. Заклички
  • 8. Дразнилки
  • 9. Небылицы (перевертыши)
  • 10. Скороговорки
  • 11. Пословицы
  • 12. Поговорки
  • 13. Загадки
  • 14. Песни игровые и хороводные

15. Фольклорная сказка: о животных; волшебная; бытовая (новеллистическая).

16. Приговорки

— Применяете ли Вы народный фольклор в общении с детьми дома?

— Если да, то, какие жанры? Когда и как?

— Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору? .

(Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей -это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях — почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это язык эмоционального общения. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его -это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его , в других настраивает на смех и юмор. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость.

— В чем ценность фольклорных произведений для детей? (учит добру, отзывчивости, наблюдательности (наблюдения над природой и жизнью людей ) …. Нравственное воспитание:

  1. — бережное и эстетическое отношение к природе;
  2. — любовь к малой родине;
  3. — развитие чувства юмора. Пословицы служат воспитанию положительных идеалов – трудолюбию, смелости, честности, чувства дружбы)
  4. Дискуссия.
  5. Хозяюшка:

-Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку.

Литературный конкурс:

1. Упражнение «Как помочь?» (Мультимедийная подборка иллюстраций с изображенными на них жизненными ситуациями и предлагает подобрать к ним малые фольклорные формы, и обосновать свой выбор.)

-А сейчас мы узнаем на сколько часто вы читаете своим деткам книжки с фольклором и рассматриваете иллюстрации к ним

2. «Узнай и назови» ( на выставочном стенде выставлены иллюстрации потешек, небылиц, закличек. У каждой иллюстрации свой номер. Зачитываем отрывки, а родители поднимают карточку с номером, под которым находится данная потешка.)

  • 3. «Закончи пословицу»
  • -Как часто Вы используете в своей речи пословицы, мы узнаем из упражнения «Закончи пословицу»
  • 4. «Пантомима «Герой потешки»
  • -А сейчас мы предлагаем Вам немного расслабиться и почувствовать себя настоящими актерами, как это любят делать Ваши детки.

— есть игры, где требуется искусство артиста, умение на время превратиться в Зайца, Волка, Медведя. Такие игры напоминают театральные зрелища. Вот и мы с вами покажем такого героя без слов – пантомимой.

5. «Туесок скороговорок»

-А сейчас мы проверим, насколько у Вас хорошо поставлена речь с помощью скороговорок.

— туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте –ка скорей да скажите веселей. (пройти с туеском около каждого гостя, родитель достает скороговорку из туеска «вслепую»).

6.«Темная лошадка» — описать героя. Персонажа потешки, сказки не называя его.

  1. -А вот сейчас все узнают, как Вы умеете доходчиво объяснить и описать любой предмет, в нашем случае это будет герой из фольклора, не называя его имени, так чтобы все смогли угадать его по описанию и назвать его.
  2. «Игрушка своими руками»
  3. Хозяюшка:
  4. На Руси уж так идет,
  5. Что талантливый народ
  6. Сам себе и жнец, и швец,
  7. И на дудочке игрец.
  8. И блоху он подкует,
  9. Дом добротный возведет.
  10. Утварь всю по дому справит,
  11. Чашей полной дом тот станет.

— А мы сейчас убедимся в мастерстве наших мам.

Все вы знаете , что нашу родину Россию символизирует игрушка матрешка, мы предлагаем Вам почувствовать себя исконными русскими мастерицами прикладного искусства и расписать по матрешке (Звучит русская народная мелодия «Во поле береза» в исполнении оркестра народных инструментов) (Пригласить родителей к отдельно стоящему столу, где все заранее подготовлено, дать мамам время для росписи ).

  • Все нам здорово пришлось сегодня потрудится,
  • Умудрились мы и повеселиться.
  • Хозяюшка :
  • — Стала Хозяюшка гостей созывать и за стол сажать:
  • И ………….приди, (Обращение к каждому гостю по имени-отчеству)

И …………..приди,

  1. И ………….приди,
  2. И ……………приди,
  3. А…………….– ну, пожалуйста,
  4. Стала Хозяюшка гостей угощать:
  5. …………….блин,
  6. И ……………блин,
  7. И ……………….блин,

И ……………..блин,

А………………– мятный пряничек.

— Сегодня блины у нас за столом – горячие да румяные, душистые да маслянистые. Угощайтесь на здоровье!

  • «С чая лихо не бывает!» —
  • Так в народе говорят.
  • Чай – здоровье, всякий знает,
  • Пей хоть пять часов подряд.
  • Чаепитие у самовара.
  • -А пока мы с Вами расслабляемся, предлагаем посмотреть презентацию с участием наших малышей.(мультимедийное включение фото- и видео-)
Читайте также:  Куда поставить пианино: как создать рабочее место пианиста?

— Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет гордиться Вами еще больше.

А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме и на память о нашем вечере позвольте вручить Вам медали «Знатоков русского фольклора» и буклеты с рекомендациями, которые вы возьмете на столе.

Источник: https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-v-mladshey-gruppe-detmkogo-sada-na-temu-folklor-i-deti-1362539.html

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

Баркова Л. П., Волкова Н. Г. Народный фольклор — средство развития личности ребёнка // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 12-14. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/24/747/ (дата обращения: 20.10.2019).



Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А.

Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности развития речи.

Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, развивать речь, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и необходимо использовать все возможности малого фольклора для их развития.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение.

Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других — бодрит.

Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы (“Ладушки”, “Идет коза рогатая”, “Поехали — поехали”), вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки, потешки — первые художественные произведения, которые слышит ребенок.

Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

В своей работе педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

  • Вот проснулся петушок,
  • Встала курочка:
  • Подымайся мой дружок,
  • Встань мой Юрочка.
  • Кто у нас хороший,
  • Кто у нас пригожий?
  • Ванечка — хороший!
  • Ванечка — пригожий!

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием.

  1. Травка — муравка со сна поднялась,
  2. Птица — синица за зерна взялась,
  3. Зайка за капусту,
  4. Мышка — за корку,
  5. Детки — за молоко.

Малые формы фольклора педагогами используются и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождают потешкой, песенкой.

Например, обучая мыть руки, показывают, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия.

Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождают процесс умывания словами: “Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке — ладошки, а пальчики — Антошке”. Или: “Водичка, водичка, умой Андрюше личико”. Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.

Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры с использованием фольклора. Педагоги стараются вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре — забаве “Моя доченька” малыши слышат уже знакомые им “Баю-баюшки-баю”, “Катя, Катя маленька…”, а также:

  • В развлечении “Солнышко, загляни в окошечко”:
  • Солнышко, солнышко,
  • Загляни в окошечко.
  • Ждут тебя детки,
  • Ждут малолетки.
  • Дождик, дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!
  • Солнышко — ведрышко!
  • Освети, обогрей —
  • Телят да ягнят,
  • Еще маленьких ребят.
  • Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
  • Петушок, петушок,
  • Золотой гребешок,
  • Что так рано встаешь,
  • Деткам спать не даешь?

Малыши осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминают содержание колыбельных песенок. Во время игры в “парикмахерскую” можно услышать: “Оля, тебе не больно? Я тебе волосики в ряд причешу, коса вырастет до пояса”.

При разучивании потешки “Кисонька-мурысенька” слова сопровождаются определенными действиями. Малыши стараются копировать эти движения, интонацию обращения, ответа. Вариативность их действий связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности.

Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое отношение к нему, используются “живые картинки”.

Например, при чтении потешки “Сорока — белобока” педагог ставит деток сороки друг за другом, и раздаёт им кашу, а самому последнему, “который ничего не делал”, говорит: “А ты постой, вот тебе горшок пустой”.

При чтении потешки “Расти, коса” педагог предлагает кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей живо возникал образ мамы.

Копируя ее в своих действиях, они передают чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождаются текстом.

Подобные “живые картинки” позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешек “Ночь прошла”, “Водичка — водичка”, “Уж ты, котенька-коток”.

Чтобы потешка, прибаутка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание.

Не просто читается та или иная песенка, потешка, а продумывается, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

Разучивая потешку “Кисонька Мурысонька”, можно использовать шапочку кошечки, и вырезанный из картона пряничек.

Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Например, на занятиях по конструированию малыши строят домики-теремки.

Затем по предложению педагога каждый выбирает понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечает на вопросы: “Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Что он стал делать там?” (Ответы детей: “Кошка на окошке рубашку шьёт”, “Курочка в сапожках избёнку метет” и т. д.).

Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками-куклами, матрешками, уточками и т. д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа. В соответствии со своим представлением придумывают ему определенные движения, например, матрешка в теремке плясала, уточка прибирала, а кукла варила обед.

Проводимые дидактические игры, например “Узнай потешку” (по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества), помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

Педагогами практикуются и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например про сороку. На роль сороки выбирают самого активного ребенка. Читая потешку, предлагают детям отобразить ее содержание в действиях.

В результате потешка превращается в игру и очень увлекает малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. Например, ребенок, исполняющий роль сороки, обращается к своим деткам: “У меня нет молока, нельзя сварить кашу.

Сходи, Алёша, в магазин”, или “ Настя, налей воды из- под крана, будем чай кипятить”. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети.

На первых порах они просто выполняют указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах, проявляют речевую активность.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

  1. Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
  2. Посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
  3. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
  4. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, народное творчество, игра, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая активность, эмоциональный контакт, воспитание детей, время игры.

ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая активность, воспитание детей, время игры, эмоциональный контакт. Музыкальный фольклор как педагогическое средство… Через музыкальный фольклор дети дошкольного…

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка.

ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая.

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка.

ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая активность, воспитание детей, время игры, эмоциональный контакт.

ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский фольклор, книжный уголок, колыбельная песня, речевое развитие, звуковая культура речи.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором. ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный

ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский фольклор, книжный уголок, колыбельная…

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Я предполагаю решать с помощью русского народного фольклора следующие задачи

— Знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.)

Данные задачи эффективно решаются, используя малые формы фольклора во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка.

ребенок, игра, народное творчество, малыш, малая форма фольклора, малый фольклор, речевая активность, воспитание детей, время игры, эмоциональный контакт.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором. В связи с этим малые формы народного фольклора (загадки, потешки) обширно применяются при организации непосредственной образовательной деятельности.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/24/747/

Ссылка на основную публикацию