Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

  •    Задумывался ли ты, почему и арфу, и скрипку, и флейту, и валторну мы называем таким прозаическим словом
  • ИНСТРУМЕНТ?
  • УМЕЛАЯ РУКА.
  • ДАВНЫМ-ДАВНО
  • ЗАГЛЯНЕМ В РЕПЕТИЦИОННУЮ
  • В МУЗЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

   Столярный инструмент, сапожный инструмент, хирургический инструмент. В этом ряду музыкальный инструмент чувствует себя, как в родной семье.

   Включить радиоприёмник, не имея ни малейшего представления о его конструкции, может и сапожник, и пирожник, и скрипач. Но дайте в руки пирожнику скрипку, а скрипачу – сапожный инструмент…

Помнишь: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник»?    То-то и оно, что инструменту в отличие от прибора автомата или полуавтомата нужна    Без умелой руки музыкальный инструмент мертв.    Значит, получается, что скрипка и молоток – из одной семьи?    Кажется, зреет небольшое открытие.

Самое время усесться под нашим музыкальным деревом и ждать…    Щёлк!    Смотри-ка, орешек! Ну что ж, орешек так орешек.    попался он на зуб первобытному человеку, да не в добрый час. Оказался этот орешек крепче, чем зуб неандертальца. Орешек остался цел, а зуб сломался. Пострадавший взял в руки камень и решительно стукнул по орешку.

   А теперь следи внимательно!    Для превращения камешка в молоток пришлось его немного обколоть и прикрепить к палке-рукоятке. А как только камешек стал молотком, круг его возможностей расширился. Им уже можно было не только орешки колоть…    Но вот, скажем, дерево срубить нельзя было.

   Не прошло и каких-нибудь ста лет, как наш предок превратил тупой камень в острый, но уже с глубокой мыслью – сделать из него топор.    Что же получается?    Чем лучше инструмент, тем лучше его работа. Чем лучше работа инструмента, тем более умелым становится мастер и начинает предъявлять к своему инструменту все новые требования. И снова улучшает инструмент.

   Так и цепляется одно за другое, как крючочки в значке §. Иногда длинная цепь получается, если инструмент сложный, как, например, флейта или скрипка. Они тоже достигли своего совершенства таким образом. И, кстати, не так давно: скрипка – всего триста лет назад, а флейта – и вовсе полтораста. А ведь их история исчисляется тысячелетиями.    Долог же был их путь.

   комнату, где после репетиции или концерта музыканты укладывают свои инструменты.    Обрати внимание на движения музыкантов. Скрипач с осторожностью укладывает скрипку в футляр. Увидал пылинку – заботливо сдул ее и принялся протирать скрипку бархатной тряпицей. Затем укутывает инструмент во фланелевую или замшевую простынку. Оно и понятно: его скрипке триста лет.

Спасибо тем музыкантам, которые два и три века тому назад так же любовно берегли скрипку.    А вот трубач вынул из своей трубы мундштук, протер его и надежно запрятал. Десятки мундштуков поменял он, пока нашел идеально «подходящий по губам». Говорят, что трубачи ценят такие мундштуки, как талисман…    К своему инструменту музыкант привязывается, как к другу.

Когда у Паганини «заболел» его любимый инструмент работы Гварнери и маэстро принес его мастеру Вильому, тот сказал, что скрипку придётся вскрыть. Паганини был так взволнован предстоящей операцией, что поначалу отказался от неё. А когда согласился, потребовал, чтобы вся процедура происходила в его присутствии.

Сейчас эта скрипка хранится в Генуе, на родине великого скрипача, и называют ее «Вдова Паганини».
Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах    Рояль композитора А. Г. Рубинштейна. Фабрика Я. Беккера. Санкт-Петербург. 1870-е гг.    в Петербурге особенно удивительной кажется тишина. Ведь каждый экспонат – звучащий. Здесь можно увидеть рояль Рубинштейна, скрипку работы Амати, квартет струнных знаменитого русского мастера Ивана Батова, скрипку Глинки… Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

               Скрипка М. И. Глинки. Работа С. Клоца. Митенвальд (Германия). 1766 г.

   Я убеждён, что с каждым музыкальным инструментом связана какая-нибудь увлекательная история, у каждого из них была своя «личная жизнь». Но музыкальные инструменты – это ещё и некое сообщество, и жизнь этого «деревянного» общества чем-то напоминает жизнь людей: инструменты рождаются, «воспитываются», развиваются, борются за существование…

КАК И КЕМ

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

   В руках у музыканта «предок» органа. Все инструменты, на которых играют в наши дни, произошли от народных инструментов.

   Что до меня, то я с полнейшей серьезностью утверждаю, что первыми изобретателями были… дети. Да, первобытные дети! Наверное, они часто поступали так же, как и ты, превращая в игрушку все, что под рукой, – камешек, деревяшку, обломок тростника, травинку. Ты ведь тоже, сорвав травинку, натягивал ее между большими пальцами обеих рук и дул, слушая пронзительные звуки. А звучащая травинка могла быть прототипом струны и язычка-трости для деревянного духового инструмента типа гобоя и кларнета.    Ещё не было на свете мальчишки, который, найдя нечто похожее на трубку – будь то полая кость какого-нибудь зверюги, птицы или стебель растения, – не подул бы в неё. Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

   Больше похоже на игру в музыканты, не правда ли? Вполне возможно, что и трещотка – инструмент довольно сложный – собственного изобретения.
Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах    Между прочим, для нас с тобой она может сыграть роль ньютонового яблока. Давай рассмотрим ее внимательно и посоображаем. Видишь, в этой флейте дырочки – игровые отверстия. А это значит, что уже с давних пор музыканты предъявляли к музыкальному инструменту

ТРЕБОВАНИЕ МНОГОЗВУЧИЯ.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

   Согласись, довольно неудобно музицировать таким образом. Звук, правда, слышен за несколько вёрст: ведь чем длинней труба – тем мощней звук.
   Чем больше разных звуков, тем интереснее мелодия. В прошлый раз мы говорили о том, как увеличивалось многозвучие арфы.    Казалось бы, мудрить нечего: прибавляй струны в струнных инструментах да знай сверли дырочки в разного рода флейтах! Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

   Затейливо изогнутая труба не менее многоголоса, а держать в руках её может и один человек.
Но однажды во время праздника в столице Древнего Египта произошла удивительная история. Зарубежный гастролёр, флейтист из Греции, обещал блеснуть своим мастерством в присутствии самого владыки. Вышел он на каменную площадку, дрожащими от волнения руками поднес флейту к губам и…    Ай-яй-яй! Флейта выпала из рук и раскололась, упав на каменную плиту. Бедный артист растерялся. Но велико было желание фараона услышать игру заезжей знаменитости. Он сделал знак одному из приближенных и что-то шепнул ему. Через несколько секунд флейтисту была передана флейта, изукрашенная дорогими камнями и прекрасной резьбой.    Артист обрадовано схватил инструмент.    Лучше бы эта флейта тоже выскользнула из его рук и разбилась. Пусть даже неосторожного флейтиста наказали бы самым жестоким образом. Все было бы лучше того позора, который пришлось ему испытать. Он не смог сыграть на египетской флейте ни одной из своих прекрасных мелодий. Из-под его пальцев вылетали не те звуки, которых он ожидал. Флейта звучала фальшиво, но самое странное заключалось в том, что окружающие, казалось, этого не замечали. Это еще больше смущало музыканта. Кое-как закончив выступление, он поспешно удалился…

  1. ЕСЛИ БЫ
  2. ЛЕГЕНДА РАССКАЗЫВАЕТ,
  3. НА ГАСТРОЛИ В ДРЕВНЮЮ ГРЕЦИЮ.
  4. О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ
  5. ЗАДАЧУ ПРЕКРАСНОЗВУЧИЯ.
  6. ДВАДЦАТЬ ТОНН ВНУТРИ РОЯЛЯ
  7. НАСТОЯЩАЯ ВОЙНА.
  8. О МАГЕ И ВОЛШЕБНИКЕ
  9. МУЗЫКАНТ ВЫШЕЛ НА ЭСТРАДУ,

Источник: http://journal-shkolniku.ru/musikal-derevo2.html

Мифы о музыкантах

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Жизнь известных исполнителей породила немало слухов и легенд. Причём среди них есть как близкие к правде, так и не очень. Современные мифы о музыкантах привлекают к тем внимание и нередко изрядно портят жизнь. Поэтому с ними стоит разобраться.

Мифы о музыкантах: Гастроли – это бесконечный алкоголь, вечеринки и много приключений

Когда музыкант выкладывается на сцене, после он часто испытывает сильное опустошение. Многие остаются и вовсе без сил: трудно даже двигаться. Кроме того, гастроли обычно идут сплошным потоком, в который ещё нужно втиснуть подготовку и репетиции. Не забывайте о том, что музыканты постоянно перемещаются между городами.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантахМифы о музыкантах: Гастроли — это алкоголь, вечеринки и приключения?..

Читайте также:  Кое-что об игре на скрипке для начинающих: история, устройство инструмента, принципы игры

И хотя вопросы с размещением групп обычно решают организаторы, ребята тоже часто сильно загружены. Плюс ещё есть такая вещь как акклиматизация, которая при поездках на большие расстояния может стать серьёзной проблемой. Поэтому пьянство способно запросто сорвать гастроли. Так что в действительности такой образ жизни – огромное исключение, а не правило.

Самое главное в жизни музыканта – талант, а образование – неважно

Безусловно, музыкантов без профильного образования, причём прославившихся – очень и очень много. Один только Джими Хендрикс чего стоит! Сюда же можно добавить Ангуса Янга, Чака Берри и многих других.

Однако отсутствие официального образования и образования в принципе – две большие разницы. На одном только голом таланте далеко не уедешь: его нужно развивать.

Если музыканты не брали уроки у профессиональных педагогов, это ещё не значит, что они ничему не учились в принципе или же что их не учили коллеги, у которых, в свою очередь, есть профильное образование.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантахМузыкальное образование не нужно?

По интуиции можно найти несколько удачных фишек, но знание теории позволяет понять, куда двигаться. Оно даёт возможность свободно экспериментировать, создавая самые разные мелодии. Так что образование не ограничивает талант, а просто вручает музыканту инструменты, с помощью которых он уже и будет творить.

Музыканты зарабатывают творчеством

На самом деле существование профессиональной группы – это постоянные затраты.

  1. Во-первых, инструменты и студия («Как сделать студию?») стоят дорого.
  2. Во-вторых, многое часто нужно менять.
  3. В-третьих, не забывайте о сценических костюмах, необходимости поддерживать образ, съёмках и о много ещё чём.

На раскрутку известные исполнители тоже тратятся, причём немало. И далеко не всегда эти вложения оправдывают себя.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантахРабота музыкантов — это всегда вложения

Кроме того, деньги, которые вы отдаёте за билет, только отчасти идут самой группе. Немалую долю себе забирают организаторы гастролей. Плюс учтите, что выступления обеспечивает ещё куча народа, и всем нужно платить.

Так что выход для них один – постоянно мотаться по гастролям, принимать участие в разных шоу или же зарабатывать чем-то ещё. Кто-то идёт в рекламу, кто-то – ди-джеем в известные клубы, многие занимаются финансами.

В общем-то, для большинства музыка остаётся для души. В том числе и для довольно знаменитых личностей. Ни Стинг, ни Оззи Осборн, например, только музыкой не зарабатывали себе на жизнь.

Можете также почитать статью на эту тему — «Как заработать музыканту?».

Жизнь музыкантов полна веществ

У некоторых жизнь музыкантов ассоциируется с алкоголем, наркотиками и развратом. А как обстоят дела на самом деле? Многих музыкантов такие стереотипы раздражают.

Самые известные рокеры Германии, Scorpions, которые отпраздновали уже 50-летие своей группы, выступают за здоровый образ жизни.

Они говорят о том, что расслабляются не под веществами, а просто занимаясь медитацией, слушая разную музыку и отдыхая на природе. С учётом того, что им уже за 70, а они продолжают давать концерты, это показательно.

Жизнь музыканта несовместима со спокойной семейной жизнью

Этот стереотип родом из Голливуда, где образам сначала актёров, а потом и музыкантов постоянно пытались придать агрессивную сексуальность. Однако сами исполнители очень жёстко разграничивают сцену и реальную жизнь.

В этом смысле показательным можно назвать пример Элиса Купера, который ввергал в шок тем, что он творил на сцене. Говорят, что он даже отрывал там живым курицам головы.

Против него очень активно выступал СССР, его же пытался запретить британский парламент.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантахЭлис Купер

Однако в повседневной жизни это на удивление спокойный человек и примерный семьянин со счастливым браком. И его нельзя назвать редким исключением.

Фанаты не дают прохода

Многие считают, что после ярких концертов фанаты музыкантам просто не дают пройти. Да, если речь идёт о том, что творится рядом со стадионом или же клубом. А вот в повседневной жизни знаменитостей далеко не всегда узнают. Тем более что без сценических костюмов и специфического грима, при другом освещении они очень сильно меняются.

Так что мифы о музыкантах – это скорее устойчивые представления людей о том, как проходит жизнь известных исполнителей, чем то, что происходит на самом деле. И это нужно понимать всем, кто хочет выбрать для себя эту стезю. Кроме того, можно почитать статью на эту тему — «Как стать известным музыкантом?».

Источник: https://muzykantam.net/bez-rubriki/mify-o-muzykantax.php

7 мифов о музыкантах

Кинематографисты просто обожают показывать жизнь профессиональных музыкантов в таком ключе, как будто рокеры и представители поп-культуры только и делают, что хлещут шампанское, развлекаются в гримерках с группис, а в перерывах летают на собственных самолетах и плавают на столь же собственных яхтах. На улицах им не дают прохода фанаты, их узнают даже собаки, отравляющие жизнь парковочным столбам, и денег у каждого музыканта столько, что он может позволить себе этаким Скруджем окунуться в золотое море. Ну или хотя бы лужу.

На фоне такого огламуренного представления многие буквально рвутся в музыкальную индустрию, мечтая о «красивой жизни».

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Миф первый. Гастроли – это сплошные пьянки, телки и угар!

Развенчание этого мифа мы доверим Удо Диркшнайдеру, уж ему-то пришлось в своей жизни немало помотаться. Удивительным стоицизмом обладает этот человек. Или просто опыта у него много, кто знает.

Но в то время как молодежь (техники, помощники звукорежиссеров и прочие подсобисты) развлекается, Удо и его главный коллега Фитти Фитфингер предпочитают отдыхать. Музыканты полагают, что нет ничего важнее полноценного релакса после концерта, который был отыгран с полной, стопроцентной выкладкой.

К тому же, если ты действительно выкладываешься на сцене на все сто процентов, то на пьянку у тебя уже не будет ни времени, ни сил.

Гастрольный график в большинстве случаев построен так, что свободных дней в нем практически нет. А и кто их будет оплачивать, эти свободные дни? Ни один организатор концертов лишними деньгами не располагает.

Поэтому группы традиционно ездят «чесом», концерты день за днем, и восстанавливать здоровье после попойки, находясь где-нибудь в очередном аэропорту или на вокзале – немыслимое дело.

Поэтому Удо ответственно заявляет: если вы действительно профессиональный музыкант, то гастрольное пьянство вам не светит!

Миф второй. Гримерка – самое развратное место в мире!

Развенчивает этот миф, как ни странно, противник мнения Удо Диркшнайдера, герр Шмиер. Особо трепетный любитель закатывать невероятные пьянки и гулянки в гримерке.

В райдере главного деструктора – не только ящики шампанского и водки, но и буквально тонны продуктов, которыми он сначала кормит всю свою королевскую рать (гостей каждый раз набивается в гримерку три десятка). Ну а что осталось несъеденным, после должного возлияния превращается из закуски в игровой инвентарь.

Колбаса становится дежурным аналогом фрисби, сыр – пластилином, взбитые сливки – аналогом масляной краски. В общем, герр изволит развлекаться, но! Делает он это в том случае, если в гастрольном графике не более трех концертов – раз.

Во-вторых, отличается он лошадиным здоровьем, и три – он принципиально против превращения гримерки в место развратных действий. Видите ли, сосредоточению пьянство и присутствие постороннего народа сильно мешает. И, как ответственно заявляет музыкант-дебошир, он редко когда встречал людей, способных в дружной корпоративной компании оголять достоинство.

Миф третий. Действительно известных музыкантов узнают на улице, невозможно пройти спокойно, обязательно кто-нибудь автограф попросит

Миф готов развеять главный дедушка российского рока Валерий Кипелов. Несмотря на то, что он отлично смотрится верхом на Харлее, в жизни обладатель легендарного голоса водительских прав не имеет. По зрению.

Ездит на метро и прекрасно себя чувствует даже в компании подростков-металлистов, которые не всегда признают в нем своего кумира. Одевается Кипелов весьма скромно, порой носит смешную шапку и зеленую болоньевую куртку, а вовсе не косуху с кожаными штанами.

И в таком «попсовом виде» редко бывает узнан поклонниками.

Миф четвертый. Музыканты не работают «побочно», они зарабатывают только творчеством

Развенчивает миф Захария Хиетала, гитарист группы Tarot, брат Марко Хиеталы (вокалиста и бас-гитариста Nightwish). Захария отмечает, что среди знаменитых музыкантов очень мало тех, кто зарабатывает исключительно творчеством (уж ему-то не знать). Сам он продолжает работать инструктором в молодежном центре, все его коллеги по цеху так или иначе заняты «побочкой».

Читайте также:  Колыбельные – терапия детских страхов

Кто-то студию звукозаписи держит, кто-то на дискотеках диджеит, а некоторые умудряются даже в бутике подрабатывать. Знаменитый – не значит богатый. «Жить музыкой» могут позволить себе только те, кто готов к сумасшедшему гастрольному графику. Марко, например, может по полгода вообще не видеть свою семью – жену и сыновей.

Это – суровая плата за право «не работать побочно».

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Миф пятый. У музыканта не может быть жены, а если она и есть, то непостоянно

Этот миф навеян, скорее, голливудской индустрией, чем музыкальной. Привыкшие к многочисленным пиарным свадьбам и разводам, режиссеры буквально перекладывают на своих коллег по цеху – музыкантов – подобные манеры. Зачастую даже делают их своеобразными бракофобами.

Дескать, кому нужен музыкант-женатик? А продюсеры, естественно, обязательно суют в контракт условие, что их девушки-протеже в течение действия договора не имеют права выходить замуж, беременеть, толстеть, вставлять в сиськи силикон или менять цвет волос в угоду бойфренду.

Лидер группы «Armaga», Андрей Васюнин, по совместительству прекрасный семьянин, заверяет, что подобная мифология – чушь. К семейной жизни музыкантов относятся абсолютно равнодушно, оценивают за творчество.

А что происходит за пределами сцены – нормальных людей попросту не волнует. Да и проецировать сценический образ на пожизненный тоже несколько глупо.

Никто же не думает, что, например, Антонио Бандерас действительно по ночам скачет на лошади по мексиканским прериям и заигрывает с Кэтрин Зетой Джонс?

Исключение могут составить несколько отдельных явлений, когда имидж того или иного творческого деятеля полностью построен именно на любви ошалевших фанаток. Но даже Джастину Биберу позволено иметь подружку.

Однако это не умаляет того факта, что вышедшая замуж и разродившаяся дважды Агилера-толстушка все так же привлекательна для своих фанатов.

Этот миф можно назвать неработающим в отношении тех музыкантов, которые не являются объектом сексуального желания или подражательства.

Миф шестой. Настоящему музыканту образование ни к чему, главное – талант!

Недоумевает на тему этого мифа Бен Уоткинс, отец-основатель JunoReactor. Он спокойно относится к тому, что главное в творчестве – талант. Но его надо развивать.

Без элементарного знания гармонии и композиции, сольфеджио и музыкальной литературы возможности таланта сильно обедняются, рамки настолько узки, что буквально шаг влево или вправо станет настоящим блужданием по темному лесу. Образование не «усредняет личность» и никоим образом не загоняет талант в какие-то определенные установленные каноны.

Просто знание неких абсолютных законов бытия, таких как виды ладов или аккордов, тонов или ритмических размеров позволяют структурировать свое творчество правильно и сделать поток своего креативного сознания более направленным и понятным самому себе.

Миф седьмой. Главное – пробиться на Запад, а там уже все будет круто!

И последний миф, который стоит развенчать. Пояснение в свое время дал самый русский европеец, Эркки Сеппянен из финской группы KYPCK.

Многие российские музыканты просто мечтают прославиться на Западе, полагая, что за выпуском альбома на каком-нибудь NuclearBlastпоследует всемирная слава и приглашение на мировые турне. Увы, к сожалению, нет, нет и нет.

Почему? Потому что ни один продюсер или организатор не рискнет работать с визовыми гражданами. Европейцы и американцы более свободны в своем передвижении, более мобильны и предсказуемы.

Они могут сорваться с места в любой момент, их не завернут на границе, им не придется решать вопрос с заменой участника команды, потому что таковому просто тупо не дали визу. С ними проще. С россиянами (даже без санкционного фона) возиться мало кто решался. Поэтому, даже если альбом будет на западе известен… скорее всего, этим и закончится.

Прочитав все эти удручающие истины, подумайте, действительно ли вы хотите быть музыкантом. Может быть, все сказанное – вовсе не то, чего вы ожидали? А может быть, наоборот, эта статья помогла вам развенчать страхи, которые мешали вам начать делать карьеру.  

Источник: https://myband.ru/blog/post/84

Истории, былины и сказки о музыке и музыкантах

Материалы по теме:

НЕВИДИМАЯ МУЗЫКА

В стародавние времена залетел в терем Снежный Вихрь и похитил Настю-Льняную Косу. Запечалился её сын Иванушка, да видит, делать нечего ? пошёл искать по свету матушку родную. Побывал молодец в трёх царствах — Медном, Серебряном, Золотом. Исходил поля широкие, горы высокие, леса дремучие. Нигде нет Насти- Льняной Косы.

Поехал Иванушка по морю-океану к острову Буяну, где прятал Снежный Вихрь пленниц. Идёт островом Иванушка, тропой безвестной, и слышит: в камышовых зарослях, в ивняке да в рябиновой чащобе музыка играет.

Сделает шаг — барабаны стучат, сделает другой ? дудочки поют, побежит бегом — невидимая рука струны ^ребирает. В лопухи свернёт ? затихает музыка. На дорогу вернётся ? опять ^ребряные звуки услышит. Как подошёл к зелёному пригорку, бубенцы зазвенели, трубы запели, барабаны ударили.

Видит Иванушка: сидит, пригорюнившись, на белом камне Настя-Льняная Коса, поёт о своей несчастной доле.

Догадался добрый молодец, что невидимая музыка неспроста звучала — помогала найти ему матушку.

ГУСЛИ-САМОГУДЫ

В древнем Киеве жил славный богатырь Добрыня Никитич. И стар, и мал знали о его подвигах.

Избавил он город от Змея Горыныча — чудища о двенадцати головах, освободил из вражеского плена племянницу князя Владимира -Забаву Путятичну, отважно плавал Добрыня по Пучай-реке, в которой первая стру-ечка была ласкова, вторая — быстрым-быстра, третья будто огонь секла. Любил Добрыня показать силу свою могучую и выезжал в поле не ради драки-кровопролития, сколько ради потехи молодецкой.

Любили петь сказители о его вежестве, был Добрыня спокоен, обходителен, начитан, обращаться умел с гостями иноземными, знал игры искусные. Но особенно полюбилось людям, как пел Добрыня о делах ратных под звон гуслей старых.

Весной красной возратился Добрыня Никитич из похода за Пучай — реку. Надел он платье простого молодца, взял гусли яровчатые и пошел на пир к князю Владимиру. Не хотели княжеские слуги пустить в хоромы гостя незваного. Не смутило это гусляра-богатыря и поступил он так: от ворот — приворотничков, от дверей — придворничков их отталкивал.

На пиру Добрыню посадили на самое последнее место, незаметное и незавидное, где и света белого не было. .

Как ударил гусляр по струнам, все гости заслушались. Играл Добрыня на разные лады — то по — умильному, печальному, то по — удалому И веселому, так что у всех ноги заходились, в пляс запросились. Послушали гости гуслярный звон, сказали с удивлением:

«А ведь жили мы, братцы, веки по веку

А такой игры на свете не видано,

Да на белом свете не слыхано…»

  •     Предложил тогда князь Владимир Добрыне:
  • «За твои за игры веселые
  • Садись-ка с нами за единый стол
  • Поесть с нами еды Сахарной,
  • Попить с нами меду сладкого».

Посадили гусляра на место почетное — в красный угол. И тут только разглядели собравшиеся и догадались, что на пир пришел не безвестный молодец, а могучий богатырь и искусный музыкант Добрыня Никитич.

САДКО

Славился игрой на гуслях Садко из Новгорода, что на берегах Волхова. Ходил Садко на пиры, на праздники, веселил новгородский люд своей музыкой, любили Садко, много историй рассказывали о нем в народе… Во время одного путешествия попал Садко к водяному царю. Попросил подводный владыка новгородского гостя, чтоб сыграл на гуслях звончатых да потешил бы его царство музыкой.

Заиграл Садко плясовую, пустился царь в пляс со своею свитой да так расплясался, что в синем море вода всколебалася, с песком морским перемешалася: стали корабли разбиваться, тонуть…

Как утихомирить плясуна водяного? Как спасти корабли от гибели? И пришлось Садко оборвать струночки у гуслей любимых. Оборвал гусляр струночки и сказал морскому царю:

«У меня струночки во гуселъках выдернулись, А шпенички во яровчатых повыломались, А струночек запасных не случилося, А шпенечек не пригодилося…»

Читайте также:  Тест на знание нотной грамоты

Так и утихло морюшко. Садко жил и на самом деле. И даже церковь в Новгороде построена Сатко Сатнычем. Но помнят его более как Садко — гусляра.

  1. СКОМОРОХИ-МУЗЫКАНТЫ
  2. Пришли однажды скоморохи в дом к крестьянской вдове Нениле и позвали с собой скоморошить сына — Вавилу, сказав, что путь им предстоит долгий и нелегкий:
  3.     «Мы идем на Инишое царство
  4.     Переигрывать царя Собаку,
  5.     Еще сына его Перегуду,
  6.     Еще зятя его Пересвета,
  7.     Еще дочь его Перекрасу».

Нелегко было матери расставаться с сыном, да знала Ненила — охота пуще неволи. И ушел Вавила странствовать со скоморохами.

В селах встречные прохожие пугали потешных ребят, говорили, что у царя Собаки двор окружен железным забором — тыном, а на каждом тынке-столбе торчат человечьи головы.

Но разве могли потешные ребята-скоморохи испугаться, отступиться? Никого они не боялись, да и помогали им селяне — пахари, и птицы, и животные разные.

Когда злой человек обидел скоморохов недобрым словом, его наказали голуби: прилетели они стаей и склевали у него горох в огороде. А молодица, полоскавшая белье и пожелавшая скоморохам доброго пути, была награждена за доброту: ее грубые домотканые холсты стали шелковыми и атласными.

Заприметил царь Собака в своем царстве веселых скоморохов. Со всех сто рон к музыкантам приказал своим Слугам открыть на реках запруды-плотины, пустить воду и утопить всех скоморохов. Со всех сторон к музыкантам стала подступать вода. Скоморохи не растерялись.

«Заиграл Вавила во гудочек

И во звончатый во пвреладец,

А Кузьма с Демьяном приспособил…

  • И пошли быки тут стадами,
  • А стадами тут да табунами,
  • Еще стали воду да упивати,
  • Еще стала вода да убывати».

Как ни старался царь Собака погубить пришельцев, ничего у него не вышло: вода не топит, огонь не сжигает.

А как пришли скоморохи к царю Собаке в его палаты, как заиграли все в дудки, сопели, ложки, барабаны, гусли, волынки, так и сдохли от злости царь Собака и все его слуги.

Досталось Инишое царство гудошни-ку, крестьянскому сыну Вавиле, привез он на новое место свою матушку, что не побоялась отпустить сына в странствие со скоморохами. И поняла Ненила, что ничего нет на свете сильнее, чем скоморошья музыка.

СВИРЕЛЬ

Юный пастух Лель ходил по лесам и лугам с певучей дудочкой-свирелью. Садился Лель на пригорке под березкой и начинал играть на свирели. Летний ветерок переставал шелестеть в траве и листьях, не хотел мешать ласковым мелодиям. Собиралось вокруг Леля стадо, слетелись птицы, выходили из лесов дикие звери — все слушали волшебную дудочку.

Из-под замшелого пня выползла старая-престарая змея — и ей нравились звуки, что извлекал пастушок из кленовой дудки. Глядел Лель вокруг и радовался — все его слушают. Хозяйки из деревень приносили пастуху-музыканту самые вкусные куски пирога, угощали молоком, малиной, сладкими пряниками и слушали.

Матерью Леля была Весна-Лада. Она наградила своего сына даром музыкальным. Слушала Лада, как Лель играл на свирели, собирала на лугах цветы и плела для сына венок. Одевала она венок Лелю на голову, и шел он по весенней земле, поигрывая на своей свирели.

Где проходил Лель — между людьми наступали мир, добро и дружеское согласие.

ЗЕЛЕНЫЙ РОЖОК

В одной деревне жил пастух. Он был большой мастер играть на рожке. Слушал деда сам композитор Бородин. Александр Порфирьевич писал тогда оперу «Князь Игорь» и специально приезжал в суздальское село Весь послушать здешних рожечников.

Теперь^ когда передают из Большого театра оперу «Князь Игорь», можно услышать, как в опере играют рожки. Многие композиторы брали музыку из народной жизни. И сегодня они украшают русскую оперу и балет.

ТРУБЫ БОГАТЫРСКИЕ

Охраняла застава родную землю от внезапного набега вражеских полчищ. Ни конный, ни пеший не мог подойти к заставе незаметно. Рано утром на холм возле заставы поднимался один из богатырей и трубил в медную трубу. Со всех сторон к трубачу летели птицы.

Спрашивал богатырь: «Птицы перелетные, слуги верные, не видали, не слыхали о наших врагах?». В обед приходил' на холм другой богатырь и играл в серебряную трубу. Ползли на бугор со всех сторон муравьи. Богатырь спрашивал: «Муравьи-мураши, слуги верные, не видали, не слыхали ли о наших врагах?».

«Слышим, слышим, — отвечали мураши, — конский топот». Не спеша точили на заставе сабельки, -готовили колчаны чугунные.

К вечеру поднимался на холмик третий богатырь, трубил в золотую трубу. Бежали со всех ног из темных лесов волки серые, медведи косолапые,зайцы быстроногие. Трубач вопрошал зычным голосом:

«Звери лесные,ослуги верные, не видали, не слыхали, где наши вороги?» — «Коней в реке поят». Седлали богатыри коней пышногривых, ехали к реке, налетали на ворогов, топтали их силу несметную.

Звук трубы созывал воинов в поход. Под боевой напев трубы сходились богатыри в схватке. Трубы возвещали о возвращении ратников в родные края с победой.

БАЛАЛАЙКА

Созвал царь народ и сказал: «Кто будет весело играть, тому на радостях много пожалую». Собрались музыканты. Кто на чем старается. А Иванушка, крестьянский сын, купил себе балалайку и так заиграл — весь народ удивился, в пляс пустился.

И получил лихой балалаечник в награду яблоки молодильные, водицу живую, да полну шапку золота-серебра.

«Яблочко съешь — век не состаришься, водицы глотнешь — никогда не умрешь…»

КОЛОКОЛА

Между Москвой и Ярославлем, на большой дороге, на берегу озера Неро, стоит город Ростов Великий. Еще в старину он был «украсно украшен» народными мастерами: в озере отражаются стены ростовского Кремля, затейливые терема и палаты, церковные купола и звонницы. «Сказочный город», — говорят люди.

В городе все интересно, но самое интересное — колокольные звоны. Ростовские колокола — это древний русский оркестр под открытым небом. Когда колокола поют, люди останавливаются и слушают.

Каждый колокол по-своему называется: Большой Сысой, Лебедь, Баран… Самый большой колокол весил две тысячи пудов, и его звон слышен далеко-далеко. И отлил его мастер-умелец Флор Терентьев триста лет назад.

О Большом Сысое говорили: «Рявкнул вол — на семь сел».

Колокола лили из меди, примешивая олово и серебро. Колоколам приделывали ушки для подвеса, а внутри колокола был «язык». К «языку» закрепляли веревку, и звонарь, раскачивая «язык», ударял им по стенкам колокола.

И колокол звонил.

Искусными музыкантами были звонари. От отца к сыну, от деда к внуку передавалось искусство звонить в колокола. Звонари-мастера вещали о красоте и мудрости народа русского, о его силе и отваге.

В давние времена на Ивановской звоннице в Московском Кремле висел колокол. Когда надо было звонить, то его раскачивали 24 человека. Весил коло кол больше двух тысяч пудов.

Во время одного из пожаров колокол упал. Умелый московский литейщик колокольных дел мастер Чохов отлил новый колокол, и весил он уже более восьми тысяч пудов. Когда звонили в такой колокол, то гул был над столицей неслыханный.

Стоит в Кремле Царь-колокол. Вес свыше 12 тысяч пудов. Отливали его отец и сын Моторины. Колокол был украшен узорами… Вся Москва ходила в Кремль любоваться, как в огромной яме возле церкви Ивана Великого рождается новый богатырь.

Но случилось несчастье — страшный пожар. Во время пожара колокол то раскалялся, то охлаждался, на него летели горящие бревна.

Свыше ста лет он пролежал в земле, а когда его стали в прошлом веке поднимать из ямы, от него отвалился кусок в 12 тонн весом.

Так Царь-колокол, что стоит теперь в Кремле возле колокольни Ивана Великого, ни разу и не позвонил.

Михаил Александрович Глинка, великий русский композитор, любил слушать колокола и умел на рояле наигрывать звон. А когда он написал свою знаменитую оперу «Иван Сусанин», то в хоре «Славься!» зазвучал колокольный перезвон во славу русского народа.

Источник: http://orpheusmusic.ru/publ/514-1-0-298

Ссылка на основную публикацию