Осваиваем три вида минора

Атырауский музыкальный колледж

«Академия народной музыки им. Д. Нурпеисовой»

  • ТРИ ВИДА МИНОРА
  • В КУРСЕ СОЛЬФЕДЖИО
  • Подготовила преподаватель

МТД: Туякалиева С.Б.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе воспитания музыканта любой специальности очень важно научить его правильно читать ноты, не только чисто интонируя при этом отдельные звуки, но и умея связать их в одно выразительное музыкальное целое.

В итоге длительных исканий наиболее эффективного пути развития интонационного слуха и возникла настоящая работа.

Практическая деятельность сопровождается изучением различных систем преподавания сольфеджио, а также внимательным наблюдением над приемами обучения пианистов, струнников, духовиков и других музыкальных профессий.

Фортепиано бесспорно оказало и оказывает огромное влияние на развитие музыкальной культуры. Но слишком большая опора на фортепиано при занятиях сольфеджио лишает обучающихся самостоятельности, притупляет активное восприятие выразительности интонации.

Одна из важнейших задач сольфеджио – научить чисто петь с листа. Однако нужно решать и другие задачи, чтобы развитие музыкального слуха было всесторонним и полным. Необходимо прежде всего воспитать активные слуховые представления.

Научить слушать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух – вот первая задача педагога – музыканта. Отсюда вытекает основное требование: всестороннее развитие слуха, развитие общей музыкальности, кругозора, музыкального мышления и творческой инициативы.

Главное внимание в сольфеджио уделяется изучению связей звуков, мелодии, развитию способности воспринимать, заполнять и воспроизводить мелодию.

ТРИ ВИДА МИНОРНОГО ЛАДА

Натуральный минор – лад, широко распространенный в народных песнях; особенно характерен он для русской, белорусской и украинской музыки. В этом ладу отсутствует полутоновая связь седьмой ступени с первой, поэтому тоника недостаточно опорна и легко переходит на седьмую ступень, которая как бы оспаривает таким образом все время тоничность первой ступени.

Западноевропейская музыкальная практика культивировала тоничность, подчеркнутую вводностью. Поэтому и в миноре стали использовать полутоновый ход к тонике (вводный звук). Для этого пришлось повысить седьмую ступень на хроматический полутон, что создало большую терцию на доминанте (как в мажоре) и привело к изменению гармонии. Такой лад стали называть гармоническим:

Упражнение Схема D Упражнение

Осваиваем три вида минора

VII

Ход на увеличенную секунду, образовавшийся между шестой и седьмой ступенями, не употребляется в западноевпропейской мелодике как противоречащий установленным нормам, неудобный в интонационном отношении и немелодичный. Чтобы сгладить этот разрыв, стали применять повышенную на полутон шестую ступень, по примеру повышенной седьмой ступени.

Так образовался мелодический минор. Все изменения, коснувшиеся верхнего тетрахорда минора, создали большое разнообразие мелодического заполнения тонической кварты от пятой ступени к первой.

В музыке второй половины XIXи XX веков все виды лада применяются как в движении вверх, так и вниз; объединение всех трех видов минора образует девятиступенный лад – так называемый полный минор:

натуральн.гармоническ. мелодическ. полный

Осваиваем три вида минора

VIVIVIVI

Верхний тетрахорд лада стал хроматизированным – еще одна новая интонация, которая привлекла внимание не одного композитора своей красочностью и яркой выразительностью. Слух должен освоить все эти столь различные движения тонов и полутонов, оттачивая новые, требуюшие тонкой шлифовки интонации. Но и в нижнем тетрахорде минорного лада много интонаций, которые создают типичное звучание минора.

ВАЖНЕЙШИЕ ИНТОНАЦИИ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА

Основой минорного лада служит малая терция на первой ступени; малые терции на других ступенях как бы сгущают минорность звучания. В гармоническом миноре три малые секунды (три полутоновых отношения), которые в связи одна с другой очень характерны для минора:

м.2Схема м.3 Схема

Осваиваем три вида минора

V II VII VII I II IV

Упражнение

Осваиваем три вида минора

В гармоническом миноре больше малых секунд и больше тритонов, чем в натуральном мажоре; они создают предельную напряженность:

Cхема Упражнение

Осваиваем три вида минора

VII II IV VI

Двухголосное упражнение

Осваиваем три вида минора

Если раздвинуть полутоновыми ходами тоническую квинту, мы столкнемся с новой интонацией – уменьшенной септимой, требующей возвращения снова в тонику. Наконец, терцовый тон тонического трезвучия, сопряженный с вводным звуком, создает уменьшенную кварту – интонацию, столь характерную для романсового творчества русских композиторов (особенно Рахманинова):

Схема Упражнение

Осваиваем три вида минора

Схема Упражнение

Осваиваем три вида минора

Гармонический минор богат многообразными интонациями, неизвестными в натуральном мажоре; а обилие тритоновых отношений активизирует лад, делает его остро динамичным; своеобразие и красочность интонаций минора вызвали широкое распространенение этого лада.

Интонации гармонического минора следует подготовить рядом упражнений и глубоко освоить, они должны приобрести такую точность, которая бы действительно обеспечила художественную убедительность их звучания.

Основой всех интонаций (даже самых сложных) в гармоническом миноре, как и в мажоре, всегда остается тоническое трезвучие; поэтому, если оно настроено уверенно и точно, то все остальное покажется простым и доступным.

Осваиваем три вида минора

V I V I V I

Активно интонировать VII ступень как натуральную так и повышенную, а так же VI натуральную и повышенную. Необходимо петь отдельные ступени в миноре трех видов и секвенции.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/tri_vida_minora

Минорные гаммы

На
прошлом уроке

мы познакомились с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры. Сейчас же наш урок будет посвящен минорным гаммам.

Минорная гамма строится по принципу: тон- полутон – два тона – полутон – два тона. Обычно начинающим музыкантам объясняют, что мажор звучит весело, а минор – грустно, и для примера приводят песенку «На морозе девочка весело запела – горлышко у девочки сразу заболело».

Становясь чуть постарше и немного позанимавшись музыкой, ученики музыкальных школ понимают, что закономерность между веселым настроением в мажоре и грустным в миноре — есть, но не совсем прямолинейная.

Например, в песенке «Чунга-чанга» куплет, сам по себе достаточно веселый, звучит в миноре, а припев – в мажоре.

Осваиваем три вида минора

Встречается в миноре и шутливая, танцевальная музыка, один из классических примеров – это «Шутка» И.С. Баха. 

Осваиваем три вида минора

Есть уникальный пример, когда трагическое настроение выражается в мажорной музыке: это заключительная ария в опере К. Глюка «Орфей». Как известно, Орфей отправился за Эвридикой в ад, умилостивил злых фурий, которые сторожили место упокоения блаженных теней — но получил требование не оглядываться на горячо любимую жену, пока не выведет ее из ада.

Эвридика подумала, что он ее больше не любит, плакала, уговаривала, и он, оглянувшись, потерял ее навсегда. В этот момент звучит ария «Потерял я Эвридику», написанная в мажоре. Правда, средние ее разделы представляют минорные восклицания и жалобные вздохи. Конец оперы благополучный: является вестник, который позволяет Орфею и Эвридике воссоединиться.

Осваиваем три вида минора

В музыке существует три вида минора: натуральный, гармонический (с повышенной VII ступенью) и мелодический (с повышенными VI и VII при движении вверх, вниз гамма поется так же, как в натуральном миноре). Это схема предназначается для пения гамм на школьных уроках сольфеджио.

В музыке натуральный минор применяется редко, чаще всего в народных песнях и их обработках, стилизациях. Гармонический минор получил свое название от слова «гармония», в самом деле, в классической гармонии доминанта всегда мажорная – с повышенной VII ступенью, а субдоминанта минорная (с натуральной VI).

В результате при соединении аккордов такой лад становится наиболее подходящим, но возникает неудобство при мелодическом восходящем движении от V к I, поскольку между VI и VII в гармоническом миноре образуется увеличенная секунда.

Поэтому при восходящем движении повышаются две ступени, и VI, и VII, а при нисходящем – повышение ступеней не применяется, и гамма поется или играется, как натуральный минор.

Осваиваем три вида минора

Увеличенные секунды придают музыке восточный колорит, и в некоторых случаях особенность гармонического минора создавать в мелодическом движении увеличенные секунды — сознательно используется композиторами для создания ориентального характера. Особенно ярко это выражено в романсе Сергея Рахманинова «Не пой, красавица, при мне».

Параллельные тональности – это тональности, имеющие одинаковые звукоряды (одинаковое количество знаков).

Тоники параллельных тональностей отстоят друг от друга на малую терцию: минор от мажора – на малую терцию вниз, мажор от минора – на малую терцию вверх.

Соответственно, тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора, а тоника параллельного мажора – на III ступени минора. Знакомство с количеством знаков и параллельными тональностями начинается уже в первом классе музыкальной школы.

Практически с первых шагов обучения учащиеся получают представление и о модуляции в параллельную тональность.

В самом деле, до мажор и ля минор обладают общими звукорядами, и для того, чтобы перейти в другую тональность, нужно просто остановившись на новой тонике.

В начальный период обучения изучается много народных песен, в которых часто встречается модуляция в параллельную тональность. В протяжной песне «Уж ты, поле» мелодия начинается в ля бемоль мажоре, а заканчивается в фа миноре.

Осваиваем три вида минора

Для того, чтобы определить тональность в начале и в конце песни, нужно посмотреть на последнюю ноту (это тоника) и типовые мелодические обороты в начале: в примере они обрисовывают устойчивые звуки начальной тональности (ми- бемоль, до, ля-бемоль).

Постепенно осваивая тональности во все большим количеством знаков и их параллельные, учащихся запоминают всю схему, образующую «квинтовый круг» тональностей:

Осваиваем три вида минора

Для пианистов, играющих гаммы, важно правильно выучить аппликатуру. Аппликатурные схмы приведены в учебнике Николаева «Школа игры на фортепиано». В начале обучения гамму разучивают каждой рукой отдельно.

При игре нужно следить, чтобы рука была мягкой и свободной, движения — плавными и естественными.

Нужно стремиться освоить движение подворота и перекладывания, ловко и незаметно, без акцента подвернуть палец или сделать перекладывание кисти в нужном месте.

Аппликатурные схемы до мажора, соль мажора, ре мажора, ля мажора и ми мажора совпадают. По этой же схеме играются ряд минорных гамм: ля минор, ре минор, соль минор, до минор, ми минор.

Гаммы с большим количеством знаков нужно разучивать отдельно, но их играть в каком-то смысле легче, потому что расположение белых и черных клавиш само «подсказывает» правильную аппликатуру: понятно, что большими пальцами удобнее нажимать белые клавиши.

Разучив аппликатуру каждой рукой отдельно, нужно на небольшом диапазоне (1-2 октавы) соединить игрудвумя руками, в медленном темпе, следя за подкладываниями и перекладываниями в двух руках. Когда этот процесс дойдет до автоматизма и гамма «выграется», приступайте к игре гаммы в 4 октавы, а также расходящихся.

Замечу, что, благодаря симметричной аппликатуре – а именно, одновременным подворотам и перекладываниям — в тональностях с небольших количеством знаков, расходящиеся гаммы играть легче, чем гаммы в прямом движении.

Прибавляя темп, старайтесь группировать ноты по четыре, это позволит избежать акцентов на «тяжелых» больших пальцах, а также сделает гамму более стремительной.

Читайте также:  Таблицы характера музыки

Виртуозы, достигшие хорошей беглости, могут попытаться играть гамму с акцентами через 8 нот, тогда за четыре акцента вы достигнете вершины гаммы, а остальные клавиши будут «пролетать» незаметно, и возникнет впечатление виртуозной техники, свободного владения инструментом.

В художественной музыкальной литературе за многими тональностями закреплены значения, своеобразные «амплуа», область выразительных значений. В ораториальных произведениях Баха – «Мессе» си минор, «Страстях по Матфею» и других, параллельные тональности ре мажор и си минор воплощают сферы ликующего, радостного – и трагического, пассионного.

Это связано с тембрами инструментов: валторны и трубы еще не были достаточно совершенны для игры во многих тональностях, а тональность ре мажор была для них удобной. Трагическая тональность си минор впоследствии использовалась редко, Л.

Ван Бетховен называл ее «черной», и один из немногих примеров использования этой тональности – «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта.

Тональность до минор благодаря знаменитым произведениям Бетховена – Восьмой «Патетической» сонате, Пятой симфонии, Третьем фортепианном концерте и других сочинениях – часто воплощает образы «рока», неумолимой судьбы.

В бетховенском до миноре большое значение имеет аккордовое изложение и выразительность уменьшенного септаккорда. К такой выразительности примыкает также фа минор, близкий по количеству знаков и выразительности.

В фа миноре написана 23 соната Бетховена «Апассионата».

Тональность ре минор также наделена трагической символикой благодаря знаменитой теме Командора из оперы В.А. Моцарта «Дон-Жуан». Несомненно, Моцарт мог воспринять и продолжить традиции И.С.

Баха, который в ре миноре написал Токкату и фугу для органа, Хроматическую фантазию и фугу и другие сочинения. В ре миноре создана также Девятая симфония Л. Бетховена (правда, ее ораториальный финал на текст Оды Ф.

Шиллера «К радости» написан в ре мажоре).

Тональность ми минор в более позднее время ассоциируется с балладным, повествовательным характером и «круговым» триольным размером, часто используется 6/8. Такова тема Пятой симфонии П.И. Чайковского.

Изучая различные музыкальные произведения, посещая симфонические концерты, прослушивая музыку в записи – вы легко дополните этот список тональностей и их выразительных значений своими собственными наблюдениями.

На
следующем уроке

речь пойдет об аккордах из четырех звуков, которые называют септаккордами.

Записаться на занятие

Источник: https://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/minornye-gammy-urok-8-samouchitelya-fortepiano

Три вида минора в музыке

Минорный лад имеет три основные разновидности, это: натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.

Об особенностях каждого из названных ладов и о том, как их получить, мы сегодня и будем говорить.

Натуральный минор – простой и строгий

Натуральный минор представляет собой гамму, выстроенную по формуле «тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона». Это обычная схема строения минорной гаммы, и для того чтобы её быстро получить, достаточно лишь знать ключевые знаки в нужной тональности. Каких-либо измененных ступеней в этом виде минора нет, соответственно в нём не может быть и никаких случайных знаков альтерации.

Осваиваем три вида минора

Например, ля минор – это гамма без знаков. Соответственно, ля минор натуральный – это звукоряд из нот ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля.

Или ещё пример, гамма ре минор содержит один знак – си-бемоль, значит, звукоряд натурального ре минора – это движение ступеней подряд от ре до ре через си-бемоль.

Если знаки в нужных тональностях не вспоминаются сразу, то можно узнать их с помощью квинтового круга, или ориентируясь на параллельный мажор.

Гамма натурального минора звучит просто, печально и немного строго. Именно поэтому натуральный минор так часто встречается в народной и средневековой церковной музыке.

Пример мелодии в таком ладу: «Я на камушке сижу» – известная народная русская песня, в приведенной ниже записи её тональность – натуральный ми минор.

http://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/12/tri-vida-minora-001.mp3

Гармонический минор – сердце Востока

В гармоническом миноре по сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень.

Если в натуральном миноре седьмая ступень была «чистой», «белой» нотой, то она повышается с помощью диеза, если она была бемолем, то с помощью бекара, ну а если же, это был диез, то дальнейшее повышение ступени возможно с помощью дубль-диеза. Таким образом, эту разновидность лада всегда можно распознать по появлению одного случайного знака альтерации.

Например, в том же ля миноре седьмая ступень – звук соль, в гармоническом виде будет не просто соль, а соль-диез. Ещё пример: до минор – тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля бемоли), на седьмую ступень приходится нота си-бемоль, её мы повышаем бекаром (си-бекар).

По причине повышения седьмой ступени (VII#) в гармоническом миноре меняется структура звукоряда. Расстояние между шестой и седьмой ступенями становится целых полтора тона. Такое соотношение вызывает появление новых увеличенных интервалов, которых не было ранее. К таким интервалам можно отнести, например, увеличенную секунду (между VI и VII#) или увеличенную квинту (между III и VII#).

Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит. Однако, не смотря на это, именно гармонический минор является самым употребительным из трех видов минора в европейской музыке – классической, народной или эстрадно-популярной. Свое название «гармонический» он получил за то, что очень хорошо проявляет себя в аккордах, то есть в гармонии.

Пример мелодии в таком ладу – русская народная «Песня бобыля» (тональность ля минор, вид – гармонический, о чём нам говорит случайный соль-диез).

Композитор может использовать в одном и том же произведении разные виды минора, например, чередовать натуральный минор с гармоническим, как это делает Моцарт в главной теме своей знаменитой Симфонии № 40:

Мелодический минор – эмоциональный и чувственный

Гамма мелодического минора разная, когда по ней движутся вверх или вниз. Если идут вверх, то в ней повышают сразу две ступени – шестую (VI#) и седьмую (VII#). Если играют или поют вниз, то эти изменения отменяют, и звучит обыкновенный натуральный минор.

Например, гамма ля минора в мелодическом восходящем движении будет представлять собой звукоряд следующих нот: ля, си, до, ре, ми, фа-диез (VI#), соль-диез (VII#), ля. При движении вниз эти диезы исчезнут, обратившись в соль-бекар и фа-бекар.

Или гамма до минор в мелодическом восходящем движении – это: до, ре, ми-бемоль (при ключе), фа, соль, ля-бекар (VI#), си-бекар (VII#), до. Повышенные бекарами ноты снова превратятся в си-бемоль и ля-бемоль при движении вниз.

Осваиваем три вида минора

По названию этого вида минора ясно, что он предназначен для использования его в красивых мелодиях. Так как мелодический минор звучит разнообразно (неодинаково вверх и вниз), он способен отражать при своём появлении самые тончайшие настроения и переживания.

При восхождении гаммы последние её четыре звука (например, в ля миноре – ми, фа-диез, соль-диез, ля) совпадают со звукорядом одноимённого мажора (Ля мажора в нашем случае).

Следовательно, они могут передавать светлые оттенки, мотивы надежды, тёплые чувства.

Движение в обратную сторону по звукам натуральной гаммы впитывает в себя и строгость натурального минора, и, может быть, какую-то обречённость, а может и крепость, уверенность звучания.

Своей красотой и гибкостью, своими широкими возможностями в передаче чувств мелодический минор очень полюбился композиторам, наверное, поэтому его так часто можно встретить в знаменитых романсах и песнях.

В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М.

Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):

Повторим ещё раз

Итак, есть 3 вида минора: первый – натуральный, второй – гармонический и третий – мелодический:

  1. Натуральный минор можно получить, если построить гамму по формуле «тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон»;
  2. В гармоническом миноре повышена седьмая ступень (VII#);
  3. В мелодическом миноре при движении вверх повышены шестая и седьмая ступени (VI# и VII#), а при обратном движении играется натуральный минор.

Чтобы отработать эту тему и запомнить, как минорная гамма звучит в разных видах, очень рекомендуем просмотреть данное видео Анны Наумовой (пойте вместе с ней):

Упражнения для тренировки

Для закрепления темы давайте выполним парочку упражнений. Задание такое: написать, проговорить или проиграть на фортепиано звукоряды 3 видов минорных гамм ми минор и соль минор.

Гамма ми минор – диезная, в ней один фа-диез (параллельная тональность Соль мажор). В натуральном миноре нет никаких знаков, кроме ключевых. В гармоническом ми миноре повышается седьмая ступень – это будет звук ре-диез. В мелодическом ми миноре в восходящем движении повышаются шестая и седьмая ступени – звуки до-диез и ре-диез, в нисходящем движении эти повышения отменяются.

Гамма соль минор – бемольная, в натуральном виде – только два ключевых знака: си-бемоль и ми-бемоль (параллельный строй – Си-бемоль мажор). В гармоническом соль миноре повышение седьмой ступени приведёт к появлению случайного знака – фа-диеза. В мелодическом миноре при движении вверх повышенные ступени дают знаки ми-бекар и фа-диез, при движении вниз – все как в натуральном виде.

Источник: http://muz-teoretik.ru/tri-vida-minora-v-muzyke/

Урок №8 (ТЕМА №1.8 Строение и виды минорной гаммы.)

  1. Знать строение минорной гаммы.
  2. Знать виды минорной гаммы
  3. Знать правила строения видов минорной гаммы.

Минорный лад строится по тем же правилам, что и мажорный, поэтому в данной теме мы периодически будем ссылаться на уже изученный мажорный лад, подчёркивая сходства и различия обоих ладов.

Название ступеней, а также их цифровые обозначения (римскими цифрами) в обоих ладах одинаковые. В минорной гамме лишь другая последовательность тонов и полутонов.

Минорная гамма строится по принципу: ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН.

Рассмотрим в качестве примеров минорные лады на базе натурального Ля-минора. Этот лад удобен для изучения, поскольку не имеет при ключе знаков альтерации. Ниже на рисунке приводим натуральный ля-минор:

Осваиваем три вида минора

Минорная гамма, в отличии от мажорной гаммы, звучит грустно, печально. В миноре такие же главные ступени (T, S, D).

Читайте также:  Как легко и быстро выучить ноты

Минорная гамма называется параллельной, так как она строится на малую терцию (на полтора тона ниже) ниже от тоники мажорной гаммы. Поэтому знаки мажорной гаммы совпадают со знаками параллельного минора.

Три вида минорного лада

В минорном ладу также есть три вида: натуральный, гармонический, мелодический.

НАТУРАЛЬНЫЙ — это вид, в котором ничего не меняется, т.е остаются знаки, построенные по схеме тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ — при движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона.

МЕЛОДИЧЕСКИЙ — при движении вверх повышаются шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Гармонический вид минора

Вы уже знаете, что в гармоническом виде, при движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона. Повышается она не просто так, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).

В результате седьмая ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями образуется «дыра» – интервал в полтора тона.

В этом есть своя прелесть: благодаря этому интервалу гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно, что позволяет легко узнать его на слух.

Вспомним, что в мелодическом — при движении вверх повышается шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, при том, что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).

И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишнего.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому мелодично, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):

Пример:

Осваиваем три вида минора

Проверка:

  1. Определить лад и вид, проставить ступени.
    Ответ:

    Си минор натуральный

  2. Определить лад и вид, исправить ошибки.
    Ответ:

    Ля минор гармонический

Урок №9 (ТЕМА №1.9.Строение и обращение интервалов) >>

Источник: https://viaandrock.ru/1-2-4-izuchenie-not-i-klyuchej/

Осваиваем три вида минора. Смотреть что такое "Ре минор" в других словарях Что это — гармонический минор

Минор: Минор грустная тема в музыке. Минор линейная алгебра Минор станция Ташкентского метрополитена Минор еврейская фамилия: Шломо Залкинд Минор (1826 1900) раввин Минор, Лазарь Соломонович (1855 1942) … … Википедия

Минор матрицы
— A ― определитель матрицы, элементы которой стоят в данной прямоугольной матрице порядка k (который называется также порядком этого минора) на пересечении строк с номерами и столбцов с номерами. Если номера отмеченных строк совпадают с номерами… … Википедия

МИНОР
— (от ит. minore). См. Mineur. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИНОР лат. minor, ит. minore, франц. mineur. В музыке, тон грустный и тихий. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употреблен … Словарь иностранных слов русского языка

Минор (рыба)
— Минор Научная классификация … Википедия

Минор (фамилия)
— Минор еврейская фамилия. Минор, Соломон Алексеевич (1826 1900) раввин Москвы Минор, Лазарь Соломонович (1855 1942) видный российский невропатолог Минор, Осип Соломонович (1861 1934) российский политический деятель, юрист, социалист революционер … Википедия

минор
— а, м. mineur, ит. minore. 1. Музыкальный лад, аккорд которого строится на малой терции. БАС 1. И эти адские сонаты, И все адажио, стокаты, Аллегро, менуэ, мажор; А боле варварский минор, Который душу так и тянет. А. И. Клушин (1763 1804). // Муз … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Минор
— старый эсер, один из основателей эсеровской партии. В дни керенщины Минор примыкал к группе Чернова, метавшейся между коалицией и чисто социалистическим министерством. В созданном позднее Совете Республики Минор возглавлял эсеровскую фракцию и… … 1000 биографий

Минор
— Минор. МИНОР (итальянское minore, от латинского minor меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую “сумрачную” окраску (в противоположность мажору). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Минор (музык.)
— Минор (итал. minore, от лат. minor меньший; также moll, от лат. mollis мягкий), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие с присущей ему окраской (наклонением). Структура минорного лада (a moll, или ля минор): М. (как трезвучие, не… … Большая советская энциклопедия

МИНОР
— МИНОР, минора, муж. (итал. minore от лат. minor меньший). 1. Музыкальный лад, гамма которого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в т.н. гармонической минорной гамме, а в мелодической минорной… … Толковый словарь Ушакова

минор
— имение, лад, настроение, определитель Словарь русских синонимов. минор сущ., кол во синонимов: 4 имение (21) лад … Словарь синонимов

Книги

  • Струнный квартет соль минор, ор. 10 , К. Дебюсси. К. Дебюсси, Струнный квартет соль минор, ор. 10, Ноты, Для 2 х скрипок, альта и виолончели Тип издания: Ноты… Купить за 554 руб
  • Фортепианный квинтет до минор , А. Бородин. Фортепианный квинтет до минор, Ноты, Для 2 х скрипок, альта, виолончели и фортепиано Тип издания: Ноты…

Каждой минорной гамме соответствует параллельная мажорная. Чтобы ее определить, нужно от первой ступени исходного минора построить вверх малую терцию. Найдите на клавиатуре клавишу «до». Вспомните, как строится малая терция.

Этот интервал состоит из полутора тонов и обозначается как м3. На расстоянии малой терции от клавиши «до» будет клавиша «ми-бемоль», то есть параллельной мажорной тональностью к до-минору будет ми-бемоль-мажор.

Как пользоваться кварто-квинтовым кругом

Чтобы начертить схему кварто-квинтового круга, нужно представить себе . Каждой мажорной тональности соответствует определенная цифра на часах. Например, в самом верху, где обычно располагается число 12, находится до-мажор – тональность без ключевых знаков. Здесь же располагается и параллельная минорная тональность, то есть ля-минор.

По ходу часовой стрелки будут располагаться диезные тональности в порядке возрастания количества ключевых знаков. Это соль-мажор и ми-минор, ре-мажор и си-минор, ля-мажор и фа-диез-минор и т.д. Чтобы определить каждую следующую тональность, нужно от тоники построить вверх чистую квинту, то есть интервал, который обозначается ч5.

Если вам больше нравится считать интервала вниз, то тогда нужно строить чистую кварту, то есть ч4.

Бемольные тональности

Обозначьте бемольные тональности. Для этого от звука «до» или «ля» постройте вниз чистую квинту или вверх чистую кварту. И в том, и в другом случае вы получите звуки «фа» и «ре», то есть следующими по количеству знаков будут фа-мажор и параллельный ре-минор.

Построив кварту вниз от звука «фа» или «ре», вы получите «си-бемоль» или «соль», то есть мажор и минор с двумя ключевыми знаками (си-бемоль и ми-бемоль). Построив следующую квинту вниз, вы найдете очередную пару тональностей – ми-бемоль мажор и до-минор.

То есть и в до-миноре, и в параллельном к нему мажоре при ключе стоят : си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль.

Вилы до-минора

Как и другие , до-минор бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический. В гармоническом миноре повышается седьмая ступень как в восходящем, так и в нисходящем направлении.

То есть вместо звука «си-бемоль» нужно взять «си». В мелодическом миноре в восходящем направлении повышаются шестая и седьмая ступени. Нисходящий мелодический минор играется точно так же, как натуральный.

Знаки, обозначающие повышение ступеней, при ключе не ставятся.

До-минорное трезвучие

Иногда требуется, не разучивая гаммы, сразу построить до-минорный аккорд. Как и любое минорное тоническое трезвучие, до-минорное состоит из двух терций – большой и малой.

Малая располагается внизу, между первой и третьей ступенями – интервал в полтора тона, то есть средним звуком трезвучия будет «ми-бемоль». Отсчитав от этой клавиши два тона, вы получите пятую ступень – звук «соль».

МИ минор —
минорныйлад, в котором тоникой является звук «МИ» (лад, параллельный СОЛЬ мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит МИ минор:

  • МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ.

Ключевой знак в тональности МИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма МИ минор и ее ступени вверх:

  • МИ — I, ФА-диез — II, СОЛЬ — III, ЛЯ — IV, СИ — V, ДО — VI, РЕ -VII , МИ — I.

Гамма МИ минор и ее ступени вниз:

  • МИ -I, РЕ -VII, ДО — VI, СИ — V, ЛЯ — IV, СОЛЬ — III, ФА-диез — II, МИ — I.

Тоническое трезвучие в МИ миноре:

  • МИ -I, СОЛЬ — III, СИ — V.

25. Тональность РЕ минор

РЕ минор —
минорныйлад, в котором тоникой является звук «РЕ» (лад, параллельный ФА мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ минор:

  • РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ.

Ключевой знак в тональности РЕ минор:

  • СИ-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма РЕ минор и ее ступени вверх:

  • РЕ — I, МИ — II, ФА — III, СОЛЬ — IV, ЛЯ — V, СИ-бемоль — VI, ДО -VII, РЕ — I.

Гамма РЕ минор и ее ступени вниз:

  • РЕ -I, ДО -VII, СИ-бемоль — VI, ЛЯ — V, СОЛЬ — IV, ФА — III, МИ — II, РЕ — I.
Читайте также:  Каково устройство пианино

Тоническое трезвучие в РЕ миноре:

26. Размер 3/4

Размер 3/4 —
это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4: вниз — в сторону — вверх.

27. Размер 3/8

Размер 3/8 —
это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8: вниз — в сторону — вверх.

28. Затакт

Затакт —
это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты — четверть, восьмая, две восьмые.

29. Тональность РЕ мажор

  • РЕ мажор
    — мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе).
  • Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.
  • Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:
  • Гамма РЕ мажор и ее ступени:
  • РЕ -I, МИ — II, ФА-диез — III, СОЛЬ — IV, ЛЯ — V, СИ- VI, ДО-диез — VII, (РЕ) — I.

Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:

  • РЕ-I, ФА-диез — III, ЛЯ — V.

Вводные звуки в РЕ мажоре:

30. Лига

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

31. Четверть с точкой в двухдольном размере

Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.

32. Фермата

Фермата —
это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.

33. Интервалы

Интервалом
называется сочетание двух звуков.

Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов — восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов:

Прима — первая, обозначается цифрой 1
Секунда — вторая, обозначается цифрой 2
Терция — третья, обозначается цифрой 3
Кварта — четвертая, обозначается цифрой 4
Квинта — пятая, обозначается цифрой 5
Секста — шестая, обозначается цифрой 6
Септима — седьмая, обозначается цифрой 7
Восьмая — восьмая, обозначается цифрой 8

Мелодические интервалы от звука ДО вверх:

  • ДО-ДО (прима), ДО-РЕ (секунда), ДО-МИ (терция), ДО-ФА (кварта), ДО-СОЛЬ (квинта), ДО-ЛЯ (секста), ДО-СИ (септима), ДО-ДО (октава).

Мелодические интервалы от звука до вниз:

  • ДО-ДО (прима), ДО-СИ (секунда), ДО-ЛЯ (терция), ДО-СОЛЬ (кварта), ДО-ФА (квинта), ДО-МИ (секста), ДО-РЕ (септима), ДО-ДО (октава).

Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно.

34. Главные ступени лада и их названия

Главные ступени лада — первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).

Главные ступени в тональности ДО мажор:

  • тоника — ДО(I), доминанта — СОЛЬ(V), субдоминанта — ФА(IV).

Главные ступени в тональности ЛЯ минор:

  • тоника — ЛЯ(I), доминанта — МИ(V), субдоминанта — РЕ(IV).

35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада

  1. Устойчивые
    (опорные) звуки
    — I, III и V ступени.
  2. Неустойчивые звуки
    — VII, II, IV и VI ступени.

  3. Устойчивые звуки в ДО мажоре:
  4. Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре:
  5. Неустойчивые звуки в ДО мажоре:
  6. Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре:
  • СИ-ДО-РЕ, РЕ-МИ-ФА, ФА-СОЛЬ-ЛЯ.
  • Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:
  • Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:
  • Двойное тяготение II ступени:

36. Размер 4/4

Размер 4/4
— это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.

Обозначение размера 4/4:

Сильные и слабые доли в такте на 4/4:

  • первая — сильная;
  • вторая — слабая;
  • третья — относительно сильная;
  • четвертая — слабая.

Схема дирижирования на 4/4:

  • вниз — к себе — в сторону — вверх.

37. Три вида минорного лада

  1. Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.
  2. Натуральный минор
    — минор, в котором ступени не изменены.

  3. Гармонический минор
    — минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор
— минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке).

В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

Гамма ЛЯ минор натуральная:

  • ЛЯ — СИ — ДО — РЕ — МИ — ФА — СОЛЬ — ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор гармоническая:

  • ЛЯ — СИ — ДО — РЕ — МИ — ФА — СОЛЬ-диез — ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор мелодическая:

  • ЛЯ — СИ — ДО — РЕ — МИ — ФА-диез — СОЛЬ-диез — ЛЯ.

38. Тональность СИ минор

  • СИ минор —
    минорныйлад, в котором тоникой является звук «СИ» (лад, параллельный РЕ мажору, с двумя диезами в ключе).
  • Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
  • Ключевые знаки в тональности СИ минор:
  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана;
  • ДО-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.

Гамма СИ минор натуральная:

  • СИ — I, ДО-диез — II, РЕ — III, МИ — IV, ФА-диез — V, СОЛЬ — VI, ЛЯ -VII , СИ — I.

Гамма СИ минор гармоническая:

  • СИ — I, ДО-диез — II, РЕ — III, МИ — IV, ФА-диез — V, СОЛЬ — VI, ЛЯ-диез -VII , СИ — I.

Гамма СИ минор мелодическая:

  • СИ — I, ДО-диез — II, РЕ — III, МИ — IV, ФА-диез — V, СОЛЬ-диез — VI, ЛЯ-диез -VII, СИ — I.

Тоническое трезвучие в СИ миноре:

  • СИ -I, РЕ — III, ФА-диез — V.

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре:

  • ЛЯ-диез — в СИ, ДО-диез — в СИ, ДО-диез — в РЕ, МИ — в РЕ, СОЛЬ — в ФА-диез.

39. Большая и малая секунды

Секунда
— это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой
, если она составляет целый тон. Секунда называется малой
, если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.

Например:

  • Большая секунда от звука ДО вверх — ДО-РЕ. Малая секунда от звука ДО вверх — ДО-РЕ-бемоль.
  • Большая секунда от звука ДО вниз — ДО-СИ-бемоль. Малая секунда от звука ДО вниз — ДО-СИ.

Мажорные тональности

Минорные тональности

Параллельные тональности

Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

Источник: https://mode-house.ru/osvaivaem-tri-vida-minora-smotret-chto-takoe-re-minor-v-drugih-slovaryah/

План – конспект открытого урока по сольфеджио с обучающимися 3 класса: "Тональность фа-диез минор. Три вида минора"

  • МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»
  • План – конспект открытого урока по сольфеджио
  • с обучающимися 3 класса

Преподаватель Гареева А.Н.

Тема урока: Тональность фа-диез минор. Три вида минора.

  1. Цель урока: знакомство с тремя видами тональности фа-диез минор (натуральный, гармонический, мелодический).
  2. Программные задачи урока:
  3. — работа в минорной тональности (освоение звукорядов трех видов минора тональности фа-диез минор);
  4. — развитие чувства метроритма;
  5.  — развитие навыка анализа музыкальных произведений;
  6. — развитие вокально-интонационных навыков;
  7. — развитие навыка сольфеджирования;
  8. — развитие музыкального мышления, памяти.
  9. Оборудование и наглядный материал: фортепиано, доска, учебник,  настольная клавиатура в натуральную величину, столбица (плакат), медиа-ресурсы (презентация на проекторе).
  10. Используемая учебники и учебные пособия:
  1. Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс ДМШ: Учебное пособие. – М.: Кифара,  2012. – 128 с.
  2. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для 3 класса ДМШ: Учебное пособие. — СПб.: Композитор, 2003. – 80 с.

Используемая методическая литература: 

1. Огороднова-Духанина Т.В. 500 музыкальных диктантов. — СПб.: Композитор, 2003. – 175 с.

Ход урока:

  1. Домашнее задание – анализ и сольфеджирование №№72, 74 (Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс) – для удобства одновременно данные музыкальные примеры дублируются в мультимедиа-презентации на проекторе.
  2. Знакомство с тональностью фа-диез минор:
  • — вспомнить знаки в диезных тональностях – порядок появления диезов при ключе, запоминание названий тональностей и количество диезов в них по тональности До мажор –  по большим секундам – До, Ре, Ми, Фа# – четное количество знаков (До мажор – 0 знаков, Ре мажор – 2 диеза, Ми мажор – 4 диеза, Фа-диез мажор – 6 диезов), Соль, Ля, Си, До# — нечетное количество знаков (Соль мажор – 1 диез, Ля мажор – 3 диеза, Си мажор – 5 диезов, До# мажор – 7 диезов);
  • — вспомнить понятие «параллельные тональности»;
  • — тональности с тремя диезами при ключе – Ля мажор и фа-диез минор;
  • — тональность фа-диез минор – I ступень (тоника-fis) этой тональности, а также II (gis) и V (cis) ступени находятся на черных клавишах (потому что диезы и бемоли – это черные клавиши);
  • — выписываем звукоряды натурального, гармонического и мелодического вида фа-диез минора;
  • — поем, играем звукоряды натурального, гармонического и мелодического вида фа-диез минора (преподаватель на фортепиано, а обучающиеся «играют» на своих настольных клавиатурах в натуральную величину);
  1. Анализ музыкальных произведений:

— №234 – П.Чайковский. Романс «Осень» (Баева Н.Д. Сольфеджио.

3 класс) – определить характер музыкального произведения (грустно, уныло, скучно), выделить ключевые слова текста романса, определить структуру (тип периода — а+а1) и ее особенности (деление на фразы по 2 такта), анализ элементов музыкального языка – остановка на неустойчивых ступенях, натуральный вид минора, тихая звучность, в кульминации — появление  VII натуральной ступени.

— №55 – «Песня» Музыка неизвестного автора (Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для 3 класса ДМШ) – определить характер  и структуру, мелодические и ритмические особенности, обратить внимание на случайные знаки (которые могут указывать на вид минора), определить вид минора.

  1. Вокально-интонационные упражнения в тональности фа-диез минор (пение по столбице)– пройденные виды мелодической фигурации – гамма вверх и вниз, Т53 — устойчивые ступени вверх I-III-V, вниз V-III-I, V-I, I-V; опевание устойчивых ступеней, вспомогательные звуки к устойчивым ступеням.
  2. Музыкальный диктант. (Огороднова-Духанина Т.В. — №200)

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/12/07/plan-konspekt-otkrytogo-uroka-po-solfedzhio-s

Ссылка на основную публикацию