Лучшие авторские песни: из истории

Лучшие авторские песни: из истории Владимир Высоцкий

Авторская песня

528 клипов

Лучшие авторские песни: из истории Katy Perry

Танцевальная Поп Авторская песня

82 клипа

Лучшие авторские песни: из истории Tim McMorris

Поп Авторская песня

34 клипа

Лучшие авторские песни: из истории Nina Nesbitt

Танцевальная Поп Авторская песня

67 клипов

Лучшие авторские песни: из истории Семён Слепаков

Авторская песня

59 клипов

Bob Dylan

Авторская песня

720 клипов

Tom Walker

Танцевальная Инди Авторская песня

31 клип

Creedence Clearwater Revival

Рок Рок-н-ролл Авторская песня

89 клипов

Мария Чайковская

Авторская песня

64 клипа

Jack Savoretti

Поп Рок Авторская песня

104 клипа

нежность на бумаге

Инди Авторская песня

21 клип

Eivør Pálsdóttir

Поп Авторская песня Музыка мира

150 клипов

Madilyn Bailey

Авторская песня

96 клипов

Robin Berrygold

Электроника Авторская песня

6 клипов

Meg Myers

Авторская песня

32 клипа

Олег Митяев

Авторская песня

189 клипов

Andrew Belle

Авторская песня

45 клипов

Chris Stapleton

Кантри Поп Авторская песня

34 клипа

Lenka

Поп Рок Авторская песня

71 клип

Игорь Растеряев

Авторская песня

20 клипов

Vance Joy

Авторская песня

32 клипа

Gavin Mikhail

Авторская песня

113 клипов

Passenger

Авторская песня

119 клипов

Jasmine Thompson

Танцевальная Поп Авторская песня

79 клипов

Jason Mraz

Поп Авторская песня Музыка мира

132 клипа

Zara Larsson

Танцевальная Поп Авторская песня

32 клипа

James Bay

Авторская песня

42 клипа

Юрий Визбор

Авторская песня

216 клипов

Carla Bruni

Авторская песня

90 клипов

Tyrone Wells

Поп Рок Авторская песня

88 клипов

Tom Odell

Инди Поп Авторская песня

50 клипов

Jim Croce

Рок Авторская песня Музыка мира

63 клипа

Chase Holfelder

Электроника Поп Авторская песня

32 клипа

Булат Окуджава

Авторская песня

136 клипов

George Ezra

Авторская песня

32 клипа

Kungs

Танцевальная Электроника Авторская песня

19 клипов

Павел Кашин

Авторская песня

240 клипов

Anna Naklab

Танцевальная Поп Авторская песня

14 клипов

Источник: https://mvclip.ru/genre/singer-songwriter

История музыки

Лучшие авторские песни: из историиЕвгений Клячкин был представителем советского бардовского андерграунда. В немилость властей он попал в самом начале своей активной творческой деятельности. Он никогда не был сатириком, как, например, Высоцкий, Галич или Ким. Клячкин всегда оставался лириком и философом авторской песни, просто его произведения ярко отражали те чувства, которые советскому человеку в те годы показывать в открытую не полагалось.

В большой степени на отношение тогдашних властей оказало создание песен на стихи Иосифа Бродского. Запрещенный поэт тогда еще не получил большой известности, до самиздата успели дойти немногие из его стихов. Именно благодаря Клячкину они получили огромную популярность, но уже в виде песен.

Еще одна характерная черта творчества исполнителя: тема походов, путешествий, поездок по неизведанным местам не была для него ключевой, в отличие от Кукина, Визбора или Городницкого. Клячкин всегда оставался поэтом города.

Прочитать остальную часть записи »

Лучшие авторские песни: из историиВладимир Львович Туриянский принадлежит к тем людям, чьи произведения затрагивают сердца людей самого разного возраста и образа жизни. Жанр его творчества — авторская песня.

Имя Туриянского хорошо известно всем поклонникам авторской песни именно потому, что его произведения относятся к тем, которые будут жить долго, не созданы «на один день». Это стало возможным в первую очередь благодаря его огромному жизненному опыту, который он приобрел за долгие годы на длинных и трудных дорогах нашей страны, участвуя во многих геологических экспедициях.

Владимир Львович Туриянский родился 21 августа 1935 года в Москве. В 1937 году его отец, экономист-производственник, был репрессирован и погиб в концлагере под Интой.

Будущего поэта с матерью и сестрой отправили на поселение в Казахстан. Там им довелось пережить самые тяжелые годы – с 1938 по 1946. Еще там Володя начал осваивать искусство игры на семиструнной гитаре.

Прочитать остальную часть записи »

Лучшие авторские песни: из историиПесни Юлия Кима слышал буквально каждый. Но далеко не каждый знает, где именно он мог их слышать. А ведь песни к фильмам «Бyмбapaш», «Чeлoвeк c бyльвapa Kaпyцинoв», «Oбыкнoвeннoe чyдo», «Cвaтoвcтвo гycapa», «Двeнaдцaть cтyльeв», «Дyльcинeя Toбoccкaя» и многим другим написаны именно Юлием Михайловым (под этим псевдонимом работал Юлий Черсанович).

А взять псевдоним ему пришлось не от хорошей жизни. Он был активным участником диссидентского движения и, чтобы продвигать свои сочинения, ему пришлось работать под чужой фамилией.

Юлий Черсанович Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве.

В 1938 году его отец, переводчик с корейского языка Ким Чер Сан, был репрессирован и расстрелян, а мать, учительница русского языка и литературы Нина Валентиновна Всесвятская, сослана.

В 1946 году, после ссылки, она вместе с сыном недолго жила в Калужской области, в городе Малоярославце, а вскоре уехала с ним в Туркмению. Только в 1954 году семья смогла вернуться в Москву.

Прочитать остальную часть записи »

Лучшие авторские песни: из историиКаждый житель России наверняка слушал песни Городницкого — одного из создателей такого замечательного жанра, как авторская песня. Его творения, которые невозможно забыть: “Снeг”, “Дерeвянные горoда”, “Пeсня пoлярных летчикoв”, “Перeкаты”, “На матeрик”, “Канaда”, “У Геркулесoвых столбoв”, “Жeна французскoго пoсла”, “Чистыe пруды”…

Зачастую их не связывают с именем автора, а просто считают народными. Это происходит именно потому, что слушатели чувствует их «своими», являющимися частью собственной жизни. А великолепные “Атлaнты”, победившие в 1966 году на Всесоюзном песенном конкурсе, стали легендой у десятков миллионов энтузиастов авторской песни.

Прочитать остальную часть записи »

Лучшие авторские песни: из историиЮрий Кукин стал классиком жанра авторской песни еще в 60-х годах ХХ века, наряду с Владимиром Высоцким, Александром Галичем, Владимиром Туриянским, Евгением Клячкиным. В его песнях никогда не было иронического или, тем более, сатирического отношения к окружающей действительности, как, например, у Галича, Кима или Высоцкого.

Песни Кукина всегда связаны с романтическими чувствами, которые есть в глубине души каждого человека, и которые он помог раскрыть всем своим слушателям. Именно этой неповторимой романтикой он запомнился нам навсегда.

Юрий Алексеевич Кукин родился 17 июля 1932 года в посёлке Сясьстрой Волховского района Ленинградской области.

Еще с юности он увлекался музыкой, играл в джазе на барабанах, а в 1948 году написал свою первую песню: «Знoй, пecки лeжaт, кaк oкeaн…» на музыку Дюка Эллингтона «Kapaвaн» — специально для джаза.

После этого стал писать песни уже регулярно и исполнял их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре.

Прочитать остальную часть записи »

Источник: https://histmusic.ru/category/avtorskaya-pesnya

Авторская песня

Авторская песня

Думающая песня для думающих людей…

(Б. Окуджава)

Как и в домашних занятиях музыкой, в любительских видах музицирования проявилась потребность в общении, взаимопонимании, поиске единомышленников.

Это особенно обнаружилось в авторской песне, которая в течение нескольких десятилетий лидировала среди любительских музыкальных жанров. Наиболее известные создатели авторской песни — В. Высоцкий, Б.

Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Дольский.

Авторскую песню отличали такие качества, как мелодичность, доверительность интонации, простая аранжировка: только голос и гитара, сближающая её со сферой уютного любительского музицирования (таковы, например, многие песни Ю. Визбора, А.

Дольского, Б. Окуджавы). Или, напротив, её выразительность заключалась в страстности, порой даже надрыве, в обращённости к самым больным темам общественной жизни, к проблемам человеческой дружбы, надёжности, честности (как у В. Высоцкого, А.

Галича).

ПрослушиваниеВладимир Высоцкий. Песня о друге (в исполнении автора)

Послушайте «Песню о друге» Владимира Высоцкого из кинофильма «Вертикаль». Популярность этой песни была поистине всенародной.

Вероятно, это было обусловлено, прежде всего, темой — романтика гор, мужская дружба, испытание на прочность…

И всё же, как ни проста мелодия, обаяние этого произведения заключалось именно в музыкальной декламации стихов, к тому же в неповторимой авторской манере Высоцкого.

Лучшие авторские песни: из истории

Если друг оказался вдругИ не друг, и не враг, а так…Если сразу не разберёшь,Плох он или хорош, -Парня в горы тяни — рискни! -Не бросай одного его:Пусть он в связке в одной с тобой -Там поймёшь, кто такой.

Если парень в горах — не ах,Если сразу раскис и — вниз,Шаг ступил на ледник и сник,Оступился — и в крик, -Значит, рядом с тобой — чужой,Ты его не брани — гони:Вверх таких не берут и тутПро таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,Пусть он хмур был и зол, но шёл,А когда ты упал со скал,Он стонал, но держал,Если шёл он с тобой как в бой,На вершине стоял хмельной, -Значит, как на себя самого,

Положись на него.

По-другому авторскую песню называли бардовской, самодеятельной (хотя некоторые знатоки жанра не согласны с этими определениями). Однако такое название как раз и указывает на то, что её авторами и исполнителями были музыканты-непрофессионалы.

При этом многие барды, непрофессиональные музыканты, были незаурядными поэтами. Так, Юрий Визбор определяет авторскую песню как «песню литературную, несмотря на все её музыкальные удачи.

Эта песня стоит на фундаменте литературы, и лучшие бардовские песни — это и лучшие поэты».

ПрослушиваниеБулат Окуджава. Песенка об Арбате (в исполнении автора)

Послушайте песню Булата Окуджавы «Песенка об Арбате». Обратите внимание на стихи. Будучи профессиональным поэтом, Окуджава поднял художественную планку авторской песни на значительную высоту.

При этом музыка является скорее дополнением к словам, чем самостоятельной линией.

Однако сочетание музыки и слов, как и тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной песне делает её неповторимым, очень характерным и узнаваемым произведением.

Лучшие авторские песни: из истории

Ты течёшь, как река. Странное название!И прозрачен асфальт, как в реке вода.Ах, Арбат, мой Арбат, ты — моё призвание.Ты — и радость моя, и моя беда.Пешеходы твои — люди невеликие,Каблуками стучат — по делам спешат.Ах, Арбат, мой Арбат, ты — моя религия,Мостовые твои подо мной лежат.От любови твоей вовсе не излечишься,Сорок тысяч других мостовых любя.Ах, Арбат, мой Арбат, ты — моё отечество,

Никогда до конца не пройти тебя.

Поистине всенародное признание творчества бардов, ставшее феноменом общественной жизни с 60-х и примерно до середины 80-х годов, едва ли связано с особыми музыкальными достоинствами творчества этих авторов (хотя достижения в этой области, безусловно, были).

Скорее, здесь следует назвать противопоставленность большей части бардовских песен торжественной риторике  официальной прессы. В то время как передовицы газет пестрели заголовками вроде: «Великой дате – достойную встречу!», «Даёшь стране чугун!», «Даёшь пятилетку в три года!», «Мы жизнь куём», «Городам — молодеть!» и т. д.

, барды разрабатывали свой собственный, простой и безыскусный язык. Люди остро нуждались в таком негромком, простом и искреннем слове, обращённом к каждому человеку, к его личным интересам.

Поэтому и звучала авторская песня соответственно своей главной установке: её инструментальным сопровождением был не оркестр или ансамбль из множества инструментов, а одна-единственная гитара. Человек с гитарой — вот всё, чего было достаточно, чтобы песня состоялась.

Читайте также:  Альфред шнитке: пусть сначала киномузыка

Из высказываний об авторской песне

«Авторская песня… — это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчётливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора.

Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни» (И.

Соколова, литературовед).

С другой стороны, авторская песня противопоставлялась и официальной советской массовой песне, бывшей в своей значительной части элементом идеологической пропаганды.

На советской эстраде лидировали песни о вождях, о героях Гражданской войны (Щорсе, Чапаеве), даже о советских выборах, причём нельзя отрицать того, что многие такие песни обнаруживали не только высокие профессиональные достоинства, но и несомненный талант авторов.

Лучшие авторские песни: из истории

Из высказываний о советской массовой песне

«Феномен советской песни удивителен! Разные бывали времена, и можно по-всякому относиться к разным периодам советской жизни. Но «советская песня» — наша, отечественная, то ли благодаря,  то ли вопреки, уж неважно как, но появилась именно в самые непростые времена.

Такие имена, как Дунаевский, Соловьёв-Седой, Фрадкин, Покрасс, Мокроусов и т. д. — знаменитые композиторы-песенники, — это феномен, который мог возникнуть только у нас! Какой-то своеобразный сплав советских и ещё более давних корней, мелодики, песенной лирики» (Ю.

Саульский, композитор).

Несмотря на очевидную правоту в оценке лучшего советского песенного наследия, всё же нельзя не учитывать тот социально-политический контекст, который сделал всенародно популярной именно авторскую песню.

Конечно, совершенно неверно думать, что такие противопоставления кем-то осуществлялись сознательно. Авторская песня не вела никакой войны.

Это просто был способ жить, способ общаться и утверждать ценности, которым в официальной жизни почти не находилось места.

Вопросы и задания:

  1. Знаешь ли ты примеры авторской песни помимо тех, что приведены в настоящем разделе? Назови их.
  2. Какие авторские песни тебе ближе — лирические или гражданские? Объясни свой ответ, приводя конкретные примеры.
  3. Почему, на твой взгляд, авторская песня требовала поэзии высокого качества? Кто из известных тебе создателей авторской песни был профессиональным поэтом?
  4. Прочитай высказывание композитора Ю. Саульского о советской массовой песне. Как ты считаешь, возможно ли было появление авторской песни во времена И. Дунаевского, В. Соловьёва-Седого, М. Фрадкина? А в других общественно — политических условиях?
  5. Послушай две песни — Б. Окуджавы «Песенка об Арбате» и В. Высоцкого «Песня о друге». Охарактеризуй манеру авторского исполнения. Обрати внимание на соотношение поэзии и музыки. Что, по-твоему, является ведущим в этой паре — стихи или музыка?

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/avtorskaya-pesnya

Лучшие авторские песни: из истории

Пропустить и перейти к содержимому Лучшие авторские песни: из истории

Сегодня развелось немало высоколобых эстетов, которые, едва заслышав пение под гитару, брезгливо и недовольно поморщатся: дескать, фи, какая-то авторская песня! И играть-то толком не умеют, и голоса нет, и тексты примитивные с рифмами типа «костры-комары». Им и невдомек, что всего несколько десятилетий назад именно авторская песня удержала часть советской интеллигенции от полной моральной деградации. Существовать в тоталитарном государстве без глотка свободы невыносимо. Таким «глотком» и стали барды.

Конечно, строго говоря, название у жанра странное. Ведь любая песня – авторская. Но так да не так! Все-таки у эстрадной песни, как правило, авторов аж три – поэт, композитор и исполнитель. И любят эту песню либо за стихи, либо за музыку, либо благодаря исполнителю.

А вот с песней под гитару всё обстоит принципиально иначе. Здесь три в одном – автор стихов, аккомпанемента (умышленно не пишу – музыки, не у всех имеется соответствующее музыкальное образование, а кто-то нот и вовсе не знает) и исполнитель.

Причина популярности авторской песни в 60-70 гг. прошлого века – в ее бесхитростной и обнаженной искренности. Поющие авторы были еще и замечательными поэтами, а гитара для них – лишь способ усилить, подкрепить впечатление от живого слова.

Один из родоначальников жанра – Булат Окуджава . Многие лучшие авторские песни написаны именно им. Некоторые звучат в кинофильмах, причем отнюдь не в авторском исполнении («Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и др.).

Одной из популярных и по сей день является «Грузинская песня». Сам автор, впрочем, указывал, что это лишь стилизация.

Зато какая! Сами детали: «виноградная косточка», «теплая земля», «лоза» — словно выписаны и взяты с натуры.

А «синий буйвол, и белый орел, и форель золотая» под пером Бориса Гребенщикова трансформируются в «огнегривого льва», «синего вола, исполненного очей» и «золотого орла небесного» с незабываемым взглядом.

Еще один забавный казус, связанный с песней Окуджавы: ее решили перевести на эстонский язык, позвонили автору и спросили: «А какой Лазо имеется в виду? Тот, которого сожгли в паровозной топке японцы?» Интересно, почему им не пришел в голову эстрадный певец Юрий Лоза – вроде бы по звуковой оболочке фамилия больше подходит…

Сергей Никитин однажды пошутил в таком духе, что барды – это те, кто занимается не своим делом. Однако имеются и исключения. Александр Городницкий – «физик» и «лирик» в одном лице. Академик, мореплаватель, автор множества научных работ, а также поэт-гражданин.

Несколько его ранних песен прочно стали фольклорными. И здесь тоже не обошлось без «накладок», к которым даже и не знаешь иной раз, как относиться. Например, песня «На материк» настолько плотно вошла в плоть и кровь бывших зэков, что, когда автор вновь побывал в Заполярье, ему не поверили и едва не поставили «на ножи».

Александр Галич – фигура в авторской песне особая. Профессиональный литератор, кинорежиссер, благополучный драматург. Однажды он не выдержал и заговорил в полный голос.

Одной из первых песен такого рода стала «Ошибка». Вот её предыстория. В 1943 году, под Нарвой, было наспех подготовлено контрнаступление советских войск, приуроченное к юбилею «отца народов» — Сталина. Оно не просто провалилось – провалилось с треском, и было оплачено десятками тысяч жизней простых солдат.

Странно, что бывшие ветераны так впоследствии ополчились на Галича за песню, назвав его даже «литературным мародером».

А ведь дело-то было в том, что в 1962-м году, на местах кровопролитных боёв устроили пьяную и пышную правительственную охоту – в честь лидера кубинской революции Фиделя Кастро.

Вот против чего восстал Галич – против издевательства над памятью мёртвых… Увы, пророков в своем Отечестве редко привечают при жизни.

Далеко не всегда песни бывают сюжетными и отражают реальные события. С фильма «Вертикаль» началась всесоюзная известность Владимира Высоцкого . И первая же песня фильма – «Песня о друге» — написана на основе реальных событий. О них барду поведал профессиональный альпинист Л.Елисеев. Впрочем, песня, как и лучшие авторские песни, — только сгусток реальных событий и эмоций.

Кстати, «Песню о друге» иные критики тоже норовили понимать буквально, спрашивая: «А что это он там пьяный на вершине стоял?» И невдомек им было, что «хмельной» — не синоним «пьяного», что в горах – своя природа и стилистика отношений между людьми.

Наконец, одну из последних по времени истинно народных песен в 1980 году на лекции написал студент-физкультурник Олег Митяев .

И сколько бы на неё не писали пародий типа «Избит гитарой желтой лежит Олег Митяев», а в застольях, особенно в самом их начале, стоит только затянуть кому-то первую строку, а там уж хор почти наверняка подхватит – «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Песня, в принципе, универсальная. За редкими исключениями – так, сам автор осекся единственный раз, во время исполнения главного своего шедевра в женской колонии.

(1

Источник: https://mnevazhno.ru/?p=284

Что такое "авторская песня"

Исполнителей авторской песни нередко сопоставляют с представителями народной культуры: лириками в Древней Греции, гуслярами на Руси, кобзарями на Украине. Считается, что термин «авторская песня» был введен В. Высоцким.

Авторская песня с одной стороны отделяется от профессиональной эстрады, а с другой – от городского фольклора. Авторская песня всегда стремилась быть свободной, самостоятельной, неподцензурной. Б.

Окуджава характеризует ее так: «Это мой крик, моя радость, моя боль от соприкосновения с действительностью». Любую строчку каждой авторской песни пронизывает личностное начало.

Кроме того, личностными являются и манера преподнесения, и характер лирического героя и, зачастую, сценический образ автора. Во многом авторская песня исповедальна. Мера открытости намного больше, чем в любой эстрадной песне.

Авторская песня адресуется не каждому, а лишь тем, кто настроен на одной волну с автором, готов выслушать и разделить его чувства. Сам автор-исполнитель как бы выходит из аудитории и говорит под гитару о том, о чем думают все.

Любой вечер в клубах самодеятельной песни – это встреча друзей, которые хорошо понимают друг друга и доверяют друг другу. По словам Б. Окуджавы, авторская песня – это «форма духовного общения единомышленников».

В отличие от эстрады в авторской песне нет официоза, дистанции между исполнителем и слушателями, формализованной публичности.

Среди авторов-исполнителей «первого призыва» (Окуджава, Визбор, Якушев, Ким, Рысев, Кукин, Никитин и другие) не было ни одного профессионального музыканта. Некоторые из них лишь с большой долей условности могли называть себя профессиональными поэтами.

В большинстве своем это учителя, спортсмены, инженеры, ученые, врачи, журналисты, актеры. Они пели о том, что волновало их и их сверстников.

Чаще всего лирическими героями песен становились геологи, альпинисты, моряки, солдаты, циркачи, дворовые «короли» — немногословные, но надежные люди, на которых можно положиться.

Историки считают, что предшественником авторской песни был городской романс. Изначально большинство авторских песен было написано студентами или туристами. Эта музыка разительно отличалась от той, которую распространяли «сверху», то есть по государственным каналам.

Любая авторская песня – это исповедь ее создателя, рассказ об одном из эпизодов жизни или зарифмованная точка зрения по тому или иному вопросу. Считается, что начало жанру положил Николай Власов, сочинивший знаменитую «Студенческую прощальную».

До сих пор многие помнят эти строки: «Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…».

В 1950-х годах студенческие авторские песни стали необыкновенно популярны. Почти каждый слышал песни Л. Розанова, Г. Шангина-Березовского, Д. Сухарева, которые в то время учились на биологическом факультете Московского государственного университета, или же песни Ю. Визбора, А. Якушева, Ю. Кима – студентов Педагогического института имени В.И. Ленина.

Читайте также:  Что делать, если ребёнок не хочет ходить в музыкальную школу, или, как преодолеть кризис обучения в музыкалке?

Их исполняли в походах у костра, во время студенческих выездов, а также на прокуренных кухнях.С появлением магнитофонов авторы записывали свои произведения, а их друзья обменивались бобинами и кассетами.

В 1960-1980 годах плодотворно писали в этом жанре Владимир Высоцкий, Евгений Клячкин, Александр Галич, Юрий Кукин, Александр Мирзаян, Вера Матвеева, Вероника Долина, Леонид Семаков, Александр Дольский. Авторская песня долгие годы была одной из главных форм выражения своей точки зрения у так называемых «шестидесятников».

Первым из доминирующих и четко выделяющихся этапов развития авторской песни является романтический. Он датируется 1950-серединой 1960 годов. В этом ключе писал знаменитый Булат Окуджава. Дорога в таких авторских песнях была представлена как линия жизни, а человек – странник. Одним из центральных образов являлась дружба.

Власти на авторскую песню этого этапа почти не обращали внимания, считая ее самодеятельностью в рамках капустников, студенческих обозрений, туристических слетов.В начале 1960-х годов начался сатирический этап авторской песни. Одним из самых ярких представителей является Александр Галич.

Ему принадлежат такие песни как «Старательский вальсок», «Красный треугольник», «Спрашивайте, мальчики», в каждой из которых резко критиковался существующий строй. Юлий Ким обратился сначала к иронической, а затем и к сатирической трактовке окружающей его действительности несколько позже (с середины 1960-х).

Он откровенно и без обиняков в своих песнях обращает внимание на злободневные вопросы («Моя матушка Россия», «Разговор двух стукачей» и другие). Некоторые свои песни Ким и Галич посвящают советским диссидентам. Владимир Высоцкий продолжает придерживаться линии протестных песен. Он включает в свои тексты просторечные и грубые слова.

Авторская песня из кругов интеллигенции уходит в «народ». В отдельный этап, который сложно взять в какие-либо временные рамки, принято выделять военные песни. В них не было героического пафоса. В авторской песне у Великой Отечественной войны было человеческое лицо, искаженное страданием («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Так случилось, мужчины ушли» В.

Высоцкого, «Баллада о вечном огне» А. Галича).Откровенно сатирические песни, как, впрочем, и песни на военную тему, привлекли внимание властей. В 1981 году прошел XXV Московский слет клубов самодеятельной песни, после чего по линии ВЦСПС было разослано письмо, в котором предписывалось отказывать в предоставлении концертных площадок Ткачеву, Мирзаяну, Киму.

Их перестали записывать для радио, приглашать на телевидение. Александра Галича вынудили эмигрировать. При этом магнитные ленты с авторскими песнями перезаписывались, активно распространялись среди друзей и знакомых. Члены Союза писателей всячески поддерживали «поющих поэтов», а члены Союза композиторов – активно критиковали самодеятельные мелодии. Впрочем, песни С. Никитина, А.

Дулова, В. Берковского и некоторых других авторов включались в песенные сборники, ориентированные на простых советских людей.Авторы покинули студенческие скамьи, повзрослели. Они стали говорить о ностальгии по прошлым временам, рассуждать о предательстве, сожалеть о потере друзей, критиковать идеалы, с тревогой задумываться о будущем. Этот этап развития авторской песни принято определять как лирико-романтической.

В 1990-х годах авторская песня перестала быть протестной. Число поющих поэтов неуклонно росло. Они без каких-либо ограничений выпускали альбомы, выступали на концертах и фестивалях. На ТВ и радио появились передачи, посвященные авторской песне.

В давние времена бардами называли сказителей, воспевавших героические деяния воинов. Барды пользовались в народе огромным уважением, их личность была неприкосновенной. Современные барды продолжают традиции странствующих певцов, исполняя свои песни под гитару в лесу у костра. Впрочем, бардовская песня уже давно заняла свое место эстраде.

Лучшие авторские песни: из истории

Инструкция

Самым любимым и популярным в народе бардом по праву признан Владимир Высоцкий. Будучи профессиональным актером, Высоцкий обладал удивительной способностью так глубоко «вживаться» в содержание своих песен, что казалось, что он сам был непосредственным участником событий, о которых рассказывал в них. Таковы его произведения о войне или об альпинизме. Очень смешны и, вместе с тем, наполнены глубоким смыслом и шуточные песни Высоцкого. Вторым по популярности автором и исполнителем собственных песен считается Александр Розенбаум. Бывший врач скорой помощи, благодаря оригинальности и самобытности творчества, получил известность во всей стране и звание народного артиста РФ. Пожалуй, самая известная песня Розенбаума – «Вальс-бостон». Особой лирической проникновенностью и высочайшим качеством поэтических текстов отличаются произведения Булата Окуджавы. Помимо исполнения авторских песен, он писал книги, много работал для театра и кино. Творческий союз Булата Окуджавы и композитора Исаака Шварца подарил благодарным слушателям такие прекрасные песни, как «Ваше благородие», «Капли датского короля», «Кавалергарды, век недолог…». Авторские песни Окуджавы помогли создать удивительную атмосферу Москвы 50-х годов в фильме Михаила Казакова «Покровские ворота».

Среди основоположников авторской песни почетное место принадлежит автору-исполнителю, актеру и журналисту Юрию Визбору. Его сочинения всегда отличались мелодичностью и особой нежностью. Широкую известность получили такие песни Визбора, как «Милая моя», «Ты у меня одна», «Вставайте, граф», «Люси» и многие другие.

Трагически сложилась судьба Александра Галича. Из-за конфликта с властями он был вынужден эмигрировать из СССР, его смерть в Париже по-прежнему окружена многочисленными слухами и домыслами, а песни и другие произведения долгое время находились под запретом. Драма вынужденного эмигранта наиболее ярко отражена в его знаменитой песне «Когда я вернусь…».

Классикой бардовской песни стали полные романтики, а порою и глубоко драматичные произведения Виктора Берковского «Гренада», «Под музыку Вивальди», «Вспомните, ребята!», «Переведи меня через Майдан» и многие другие.

Большую популярность среди исполнителей бардовской песни получил дуэт Татьяны и Сергея Никитиных.

Наполненные лиризмом произведения Сергея Никитина получили известность во многом благодаря кинематографу. Его песня «Александра» из оскароносного фильма «Москва слезам не верит» давно стала народной.

Голос Сергея Никитина звучит и в культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Особая задушевность и искреннее дружелюбие отличают сочинения челябинского барда Олега Митяева. Недаром именно он является автором своеобразного гимна бардовского движения «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-837022-chto-takoe-avtorskaya-pesnya

Песня Stumblin’ In удивила фанатов Сьюзи Кватро (Suzi Quatro) и поклонников Криса Нормана (Chris Norman). До того эти рок-музыканты исполняли более тяжёлые композиции, на фоне которых данный трек о любви казался слащавой попсой. Но вряд ли они жалели о том, что «предали» идеалы хард-рока, ведь песня стала крупнейшим хитом в карьере как Сьюзи, так и …

Читать далее

Многие считают эту знаменитую композицию народной и думают, что она родилась в годы Великой Отечественной войны.

Действительно, песня «Эх, дороги», или просто «Дороги», похожа на фольклорные произведения, однако её авторы хорошо знакомы советским меломанам.

Она появилась на свет, когда нацистская Германия уже капитулировала, но в памяти ещё были свежи воспоминания о кровопролитных боях и бесконечных …

Читать далее

В девяностые годы танцевальный трек What Is Love звучал на всех танцевальных площадках.

Даже когда он всем давно надоел, на каждой дискотеке находились посетители, умолявшие ди-джея включить композицию в исполнении Нестора Александра Хэддавэя (Nestor Alexander Haddaway) Наверняка вам тоже доводилось отплясывать под эту песню, в которой заводная мелодия странным образом сочетается с грустными словами о …

Читать далее

Композиция Come Undone из The Wedding Album входит в число популярнейших треков британской рок-группы Duran Duran.

Она высоко забиралась в чартах многих стран, имела большой коммерческий успех и на долгие годы прописалась в концертных сет-листах коллектива.

Демо-версия песни появилась на свет, когда альбом был почти готов, но продюсеры сразу распознали хит, заставили музыкантов авральными темпами …

Читать далее

В 1984 году на советские экраны вышла мелодрама «Формула любви», которую Марк Захаров снял по сценарию Григория Горина. Написать музыку к фильму режиссёр пригласил Геннадия Гладкова, заказав ему две композиции: романс для помещика Алексея и тему, под которую впервые появляется граф Калиостро. В ходе работы над картиной стало ясно, что необходим музыкальный номер для Жакоба …

Читать далее

Кто только ни выходил на сцену с этой песней! За более чем полувековую историю Parole Parole («Слова, слова») знаменитую композицию пели так часто, что многие уже не помнят первых исполнителей. Если вы думаете, что это были Далида и Ален Делон, вы ошибаетесь. Более того, в оригинале трек звучал даже не на французском языке, а на …

Читать далее

«Зачем снятся сны?» — это последний альбом группы «Гражданская оборона», выпущенный при жизни Егора Летова. Он посвящён Артуру Ли (Arthur Lee) и Сиду Барретту (Syd Barrett), основателям психоделического направления в рок-музыке. Егор считал этот альбом лучшим в дискографии «ГО», а своим любимым треком называл песню «Сияние». История песни Сияние – Егор Летов Лидер «Гражданской обороны» …

Читать далее

Девятого мая 2007 года состоялся релиз альбома «Зачем снятся сны?» рок-группы «Гражданская оборона». Это была последняя прижизненная студийная пластинка Егора Летова, которую он называл своей лучшей работой.

Она посвящена «первому чёрному хиппи» Артуру Ли (Arthur Lee) из Love и основателю Pink Floyd Сиду Барретту (Syd Barrett).

Лидер «ГО» восторгался творчеством этих родоначальников психоделического рока, признавал …

Читать далее

Даже если название обсуждаемой далее композиции кажется вам незнакомым, вы не могли её не слышать. Как минимум вы знаете эту песню по саундтреку к фильму «Привидение» (Ghost) с Деми Мур и Патриком Суэйзи, хотя впервые она прозвучала в другой кинокартине. За долгую и славную историю Unchained Melody свои версии произведения выпустили почти семьсот исполнителей. В …

Читать далее

Элвис Пресли (Elvis Presley) часто брал малоизвестные песни, ранее записанные другими музыкантами, и превращал их в крупные хиты. В большинстве случаев предыдущие версии композиций не интересовали широкую аудиторию.

Зачастую даже имена авторов и первых исполнителей были знакомы лишь самым любознательным меломанам.

Приблизительно так сложилась судьба песни Suspicious Minds, которая стала одним из последних прижизненных шедевров …

Читать далее

Источник: https://song-story.ru/

Барды и авторская песня. Русский феномен

Феномен русской авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым. Но трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий

            

       Хранители традиций

Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия.

Читайте также:  Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры

Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными.

Для них это были просто песни про то, что их волновало…

Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни.

Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась – «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар.

А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым.

Авторский коллектив биофака МГУ, псевдоним — Саша Роздуб (САхаров, ШАнгин, РОЗанова, ДУБровский):

Эти песни обладали какой-то невероятной магией – простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»

Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре , третья справа от гармониста):

«Поющий институт»

Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар».

Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать.

Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.

Бард Ада Якушева:

Третьим столпом авторской песни в МГПИ был Юлий Ким. Он привнес в бардовскую песню свой особенный «цыганский» строй аккомпанирования на гитаре. И свои темы – социальные и ироничные.

Юлий Ким с гитарой:

КСП – от и до

Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза.

В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни.

Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».

Галич на Первом фестивале авторской песни. 1968 год. Фотография Владимира Давыдова:

Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать.

А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».

«Магнитиздат»

Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви».

Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение.

Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат».

Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого.

Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого.

Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…»

С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.

«Песни нашего века»

В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне.

И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить…

Великие барды XX столетия

Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К.

Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам».

С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны.

Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года.

После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб.

Александр Галич:

Булат Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня:

Булат Окуджава:

  • Неистов и упрям,
  • гори, огонь, гори.
  • На смену декабрям    
  • приходят январи.
  • Прожить лета б дотла,
  • а там пускай ведут
  • за все твои дела
  • на самый страшный суд.

Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».

Владимир Высоцкий:

Александр Городницкий – один из основоположников авторской песни. До сегодняшнего времени активно работает, пишет стихи и песни.

Александр Городницкий:

Юрий Визбор – автор и исполнитель многих известных песен. «Милая моя, солнышко лесное», «Когда горит звезда» и другие песни Визбора в России знают почти все.

Юрий Визбор:

Виктор Берковский – российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.

            Виктор Берковский:

Юрий Кукин – в молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдается темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются «За туманом» и «Париж».

Юрий Кукин:

Александр Суханов – один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия – математик, но известен благодаря своим песням (более 150). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов-классиков.

Александр Суханов на концерте в Нахабино. 15 марта 1980 года. Фото А.Евсеева:

Вероника Долина. Самый популярный автор среди женщин – исполнителей авторской песни. Вероникой Долиной написано более 500 песен.

Вероника Долина:

                Сергей Никитин – советский композитор и бард, лирик. Написал очень много песен к кинофильмам. Его «Александра» из фильма «Москва слезам не верит» получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень популярен в 70-80 годах минувшего века.              Сергей Никитин:            Спасибо за предоставленный материал автору текста: историку, журналисту Владимиру Шарикову.

Использование материала возможно только с указанием ссылки на первоисточник «СССР. Под знаком качества» либо ссылаясь на материал в журнале sharikowa.        

        

Источник: https://foto-history.livejournal.com/10926192.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector