Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Все мажорные тональности строятся по одной и той же формуле: 2 тона – полутон, 3 тона – полутон. Эту же формулу можно записать и иначе, через интервалы: 2б-2б-2м-2б-2б-2б-2м. Постройте по одной из предложенных схем ля-мажорную гамму. Если вы уже немного умеете играть на фортепиано, то вспомните, что между соседними клавишами, вне зависимости их цвета, расстояние в полтона.

Найдите на клавиатуре звук «ля». Отложите от этой клавиши расстояние в 1 тон. Это будет нота «си». Следующая клавиша, находящаяся на расстоянии одного тона от «си», будет черной — это «до-диез». Достроив по этой схеме гамму, вы получите следующий звукоряд: ля, си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль-диез, ля.

Тот же результат вы получите, построив от каждого звука определенный интервал, то есть большую или малую секунду. Между звуками «ля» и «си» — большая секунда, между «си» и «до-диез» — тоже, а вот между «до-диез» и «ре» — малая секунда. Определить количество ключевых знаков очень легко при помощи кварто-квинтового круга. Можно сделать его самостоятельно.

Иногда его рисуют в виде спирали, но для начинающего достаточно научиться просчитывать всего 12 тональностей, так что проще всего представить кварто-квинтовый круг в виде циферблата часов. На месте отметки «12» напишите «до-мажор», он же С-dur.

По часовой стрелке располагаются диезные тональности по мере увеличения количества ключевых знаков, против часовой – бемольные, также по мере увеличения количества знаков. Отсчитайте от звука «до» квинту вверх. Это пятая ступень до-мажорной тональности, то есть звук «соль». Там, где на циферблате стояла бы цифра «1», напишите «соль-мажор» и поставьте один диез.

В нотах это будет фа-диез. Там, где находится цифра «2», напишите название следующей тональности. Чтобы ее найти, снова отсчитайте квинту вверх, но уже от звука «соль». Это будет звук «ре». Напишите название тональности, поставьте два диеза. Можно их обозначить — фа-диез и до-диез. Определите, название какой тональности будет в третьем кружочке.

Отсчитав от клавиши «ре» квинту, вы получите звук «ля», а соответственно, тональность будет ля-мажор, в латинском обозначении — A-dur. Соответственно, в ней – фа-диез, до-диез и ре-диез. Таким образом вы можете достроить первую половину кварто-квинтового круга.

Что касается тональностей, названия которых будут располагаться против часовой стрелки, то вы их также сможете определить самостоятельно, только от исходного звука нужно строить вверх не квинту, а кварту. Отложив этот интервал от звука «до», вы получите «фа», затем «си-бемоль», «ми-бемоль» и т.д.

Определять количество знаков можно и по-другому, ведь круг недаром называется кварто-квинтовым. Чтобы найти следующую диезную тональность, можно отсчитать кварту вверх, а бемольную — квинту вниз. Не забывайте, что в данном случае используются чистые интервалы, то есть кварта — 2, 5 тона, а квинта — 3,5 тона.

Связано это только с тем, что аналогичный мажор является гаммой, не употребляемой по причине своей изначальной сложности в плане ключевых знаков, что будет рассмотрено несколько позже.

Гамма соль-диез минор

С минорной гаммой все достаточно просто. По принципу определения тональностей (квинто-квартовый круг) она является параллельным минором к гамме си-мажор и содержит пять ключевых знаков, распространяющихся на всю гамму. Это диезные знаки фа/до/соль/ре/ля (стандартная последовательность).

Как положено в данном случае, от ноты соль-диез строятся три основных минорных лада: натуральный, гармонический и мелодический минор.

В соответствии с правилами сольфеджио и гармонии музыки, в повышенной на полтона является седьмая ступень (F# (фа-диез) до одноименного дубль-диеза (F)).

В мелодическом миноре при игре гаммы вверх на полтона повышаются шестая и седьмая ступени (для ми это обычный диез (E#), для фа — двойной (дубль) диез (F)), а при прохождении гаммы вниз повышения на полтона отменяются.

Гамма соль-диез мажор

С мажорной тональностью дело обстоит не так просто. Дело в том, что как уже было сказано выше, эта практически не используется и заменяется на энгармоническую (равную по звучанию).

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

В данном случае это обычный ля-бемоль мажор. В нем и со знаками все проще.

Но отдельно остановимся именно на мажорной гамме, построенной от ноты соль-диез. В принципе, ее можно сравнить с обычным соль-мажором, в котором все ноты повышены на полтона.

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Следуя правилу добавления диезов или определения тональности по знакам при ключе, можно было бы определить диезный порядок следующим образом: обычный порядок от фа до си, а потом снова повышение на полтона, но уже фа-диеза. Таким образом, получается, что при ключе должен содержаться фа-дубль-диез.

Понятно, что дубль-диезы при ключе используются крайне редко.

Тем не менее, говоря о такой сложной гамме, знаки при ключе можно построить в таком порядке: фа-дубль-диез, а дальше обычная последовательность от ноты до до ноты си. Как видим, мороки со знаками достаточно много.

Именно поэтому намного проще использовать энгармонический бемольный мажор, ведь по своему звучанию ноты соль-диез и ля-бемоль абсолютно равнозначны.

То же самое касается и параллельного ми-диез минора. Он встречается практически только в теоретическом курсе сольфеджио.

Трезвучия главных ступеней

Что касается основных трезвучий гамм, которые строятся на I, III и IV ступенях гаммы, для минора тоническое трезвучие — это последовательность повышенных и чистых нот: соль (G#)/чистое си (H)/ре (D#), субдоминанта — до (C#)/чистое ми (E)/соль (G#), доминанта — ре (D#)/фа (F)/ля (A#).

Для мажорной гаммы, построенной от соль-диез, тоническое трезвучие содержит такие повышенные на полтона ноты с диезами: соль (G#)/си (H#)/ре (D#), субдоминанта — до (C#)/ми (E#)/соль (G#), доминанта — ре (D#)/еще раз повышенное фа (F)/ля (A#).

Итог

В заключение остается добавить, что если возникают сложности с определением знаков в ключе для таких сложных тональностей, как соль-диез мажор, не стоит пугаться. Нужно просто применить четкое правило следования диезов при ключе один за другим. Только и всего.

И неправы те, кто утверждает, что при ключе дубль-диезы содержаться не могут. Примеров с наличием таких знаков можно найти просто огромное количество.

Другое дело, что такие тональности остаются невостребованными и практически никогда не используются при написании музыкальных произведений.

Сегодня можно встретить большое количество обучающей литературы, в которой расписано практически все. Если вы решили играть классическую музыку, то вам придется выучить теорию. Это нужно для того, чтобы хорошо ориентироваться , уметь импровизировать и придумывать музыку.

При полном незнании теории музыки лучше всего начать обучение с интервалов. Только после изучения этого раздела вы можете приступать к изучению тональностей. Всего существует 24 тональности. Две из этих тональностей не имеют знаков при ключе, а остальные характеризуются наличием диезов или бемолей.

Какие знаки в ре миноре

Ре минор можно назвать одной из легких тональностей, так как в ней присутствует всего 1 ключевой знак – си-бемоль. Также следует помнить, что все натуральные минорные тональности могут приобретать временные знаки. Например, в гармоническом миноре будет повышаться 7 ступень гаммы.

Если спроектировать это правило на тональность ре минор, то вы получите ноту до-диез. Существует и мелодический вид минорной гаммы. По звучанию она будет напоминать мажор, но с небольшими изменениями.

У мелодического минора при движении вверх будут повышаться 6 и 7 ступени, а вниз вам нужно будет сыграть или спеть натуральный минор (на письме знаки повышения или понижения ноты отменяются бекаром).

Квинтовый круг, или как научиться импровизировать

Определению названия тональностей по знакам при ключе обучают в музыкальных школах. Вы можете разучить тональности и ключевые знаки в них самостоятельно, воспользовавшись изображением квинтового круга. На нем изображены тональности в зависимости от степени родства.

Например, в верхней точке круга расположены тональности без знаков, затем идут тональности с 1, 2, 3 и т. д. знаками при ключе. Справа будут указаны диезные тональности, а слева – бемольные.

Если вы запомните квинтовый круг, то вы сможете без труда подобрать аккомпанемент к мелодии, сымпровизировать, а также разобраться в тональности, в которой при ключе большое количество знаков.

Как определить тональность произведения по ключевым знакам

При разучивании незнакомого произведения изначально нужно определить тональность, в которой оно написано. Для этого вам следует обратить внимание на знаки при ключе.

Также необходимо взять в расчет и окончание произведения, так как одни и те же ключевые знаки могут присутствовать в двух тональностях – мажоре или параллельном миноре.

Только при учете этих двух факторов вы сможете безошибочно определить тональность пьесы.

Следует отметить,

Этот урок скорее предназначен для тех, кто уже обучается в музыкальной школе или даже училище.

Из многолетней практики могу сказать, что квинтовый круг тональностей – та тема, которая никак не усваивается учениками, из-за чего возникают проблемы с освоением материала и исполнением какого-либо произведения.

Да-да, не зная, в какой тональности мы играем, крайне трудно сориентироваться, и играть его почему-то трудно. Поэтому прежде чем исполнить какую-то пьеску, надо определить, в какой тональности она написана. Поверьте – тогда и разберете вы ее куда более быстрее.

Итак, что такое тональность мы подробно говорили в , а сейчас я объясню вам систему, по которой они расположены. Если говорить простым языком – то в каждой тональности есть какие-то знаки, то есть играя гамму или пьесу, мы задействуем и черные клавиши. А вот какие – поможет стройная и логичная система – квинтовый круг тональностей.

В изучении теории музыки есть моменты, которые надо понять, а есть та информация, которую надо просто зазубрить как стишок. Вот ниже приведенное правило в картинке надо зазубрить.

Порядок присоединения ключевых знаков всегда только такой:

Как запомнить ключевые знаки в тональностях Знаки в любых тональностях присоединяются только в таком порядке

Если вы заметили, то это одна и та же последовательность, которая читается с двух сторон – в одну сторону – диезы, в обратную – бемоли. Вот ее надо зазубрить в обоих направлениях. На нотном стане оно выглядит так

Порядок ключевых знаков в тональностях

  • Теперь ответим на первый вопрос – почему квинтовый?
  • Вот следующее правило, которое надо уже просто понять.
  • С каждой построенной вверх квинтой прибавляется один диез.
  • На картинке это выглядит так:

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Начинаем от До мажора (или ля минора, об этом чуть ниже) и идем по часовой стрелке.

Мы знаем, что в до мажоре и ля миноре нет знаков. Это аксиома, которую надо запомнить. Впрочем, все начинающие и так знают до мажор, потому как он играется только на белых клавишах, что весьма удобно. Итак, до мажор.

Если мы построим квинту от “до” вверх, то получим ноту соль. Так вот, в соль мажоре будет уже один диез. Какой? Смотрим выше на порядок присоединения диезов – первый диез – фа. Значит, в соль мажоре – фа диез.

И когда будем играть гамму соль мажор, ноту фа в ней повышаем и вместо белой клавиши будем играть черную.

Теперь строим квинту от соль вверх (мы же в тональности соль мажор остановились). Получается нота ре. Вот в Ре мажоре уже два диеза – каких? Смотрим на порядок диезов – первые два – это фа и до.

От ре строим еще одну квинту, получаем ноту ля. Вот в ля мажоре уже три диеза – фа, до, соль. Именно они первые три.

От ля – очередную квинту – получается нота ми. В ми мажоре уже первые четыре диеза – фа, до, соль, ре.

От ми – квинта вверх и получится нота си – в си мажоре 5 диезов – фа, до, соль, ре, ля.

Квинта от си – и новая тональность фа диез (почему не фа – почитайте здесь) – фа диез мажор – 6 диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми.

И последняя квинта от фа диеза – до диез. Вот и получилось тональность до диез мажор – 7 диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. О как. Справедливости ради хочу сказать, что тональности с 7 диезами в практике встречаются нечасто, но бывают.

То же самое произойдет если мы будем строить квинты в минорных тональностях, взяв за исходную точку ноту ля – именно там 0 знаков.

Строим квинту от ля – получается тональность ми минор. В ми миноре один диез. Какой? Смотрим на порядок – фа – первый диез.

Читайте также:  Как стать диджеем?

От ми еще одна квинта и получим си минор, в которой будет уже два диеза – фа и до.

От си через 5 ступеней образуется нота фа диез (будьте внимательны – не фа, а именно фа диез). В фа диез миноре 3 диеза – фа, до, соль.

  1. От фа# квинта – до# минор, в которой уже 4 диеза.
  2. От до# 5 ступеней пропускаем – и получаем новую тональность с 5ю диезами – соль# минор.
  3. От соль# квинта – ре# минор – 6 диезов.

От ре# квинта – ля#. И в ля диез# – 7 диезов.

Тональности с бемолями при ключе

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

В этой картинке идем против часовой стрелки.

С каждой построенной вниз квинтой прибавляется один бемоль.

От до вниз квинту – получаем ноту фа. В тональности фа мажор один бемоль. Какой? Смотрим порядок бемолей. Видим, что это си бемоль.

От фа строим вниз еще одну квинту и получаем ноту си бемоль. В тональности си b мажор уже два бемоля – си и ми.

От си b строим очередную квинту и попадаем на ноту ми b. И в ми b мажоре уже 3 бемоля – си, ми, ля. И так далее.

Если вы поймете этот принцип, то определить количество знаков в любой тональности не составит труда. Теперь понятно почему “квинтовый”? Потому что он строится по квинтам.

А почему круг? Посмотрите внимательно на картинки выше – начинаем с тональностей до мажор, а заканчиваем до# мажор или доb мажор – не совсем, конечно круг, но все-таки.

То же самое и с минорными тональностями – начинается от ля, а заканчивает ля# или ляb минором.

Для удобства восприятия я разделила тональности и отдельно показала диезные и бемольные. В учебниках теории квинтовый круг тональностей представлен в виде такой картинки.

Как запомнить ключевые знаки в тональностях Все тональности – и с диезами, и с бемолями

А напоследок предлагаю вам послушать вальс До# минор Фредерика Шопена. Очень известное произведение, красивое, полетное и в великолепном исполнении Александра Малкуса.

Источник: https://optrusmsk.ru/gribok/kakie-znaki-v-lya-mazhore-kak-zapomnit-klyuchevye-znaki-v-tonalnostyah-poryadok/

Как запомнить знаки в тональностях?

В очередном выпуске мы научим вас запоминать знаки в тональностях, познакомим вас с такими техниками, которые позволят вам мгновенно определить знаки в любой тональности.

Сразу скажем, что можно просто взять и выучить знаки во всех тональностях как таблицу умножения. Это не так сложно, как кажется.

Например, автор этих строк именно так и поступил: будучи учеником второго класса музыкальной школы, потратив минут 20-30, честно вызубрил то, что было продиктовано учителем, и после этого больше никаких проблем с запоминанием не возникало.

Кстати, для тех, кому по душе такой метод, и для всех, кому нужна шпаргалка по тональностям для уроков сольфеджио, в конце данной статьи будет предоставлена таблица тональностей и их знаков при ключе с возможностью скачивания.

Но если просто так вам учить не интересно, или, если вы никак не можете заставить себя сесть и выучить, то просто продолжайте читать то, что мы для вас приготовили. Мы будем осваивать все тональности логическим путём. А ещё, тренируйтесь – для этого по ходу статьи будут встречаться специальные задания.

Сколько всего тональностей в музыке?

Всего в музыке используется 30 основных тональностей, которые можно разделить на три группы:

  • 2 тональности без знаков (запомнить сразу – До мажор и ля минор);
  • 14 тональностей с диезами (из них 7 мажорных и 7 минорных, в каждой мажорной или минорной тональности от одного до семи диезов);
  • 14 тональностей с бемолями (из них также 7 мажорных и 7 минорных, в каждой – от одного до семи бемолей).

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Тональности, в которых одинаковое количество знаков, то есть одинаковое количество бемолей или диезов, называются параллельными тональностями. Параллельные тональности «существуют в парах»: одна из них мажорная, другая минорная.

Например: До мажор и ля минор – параллельные тональности, так как в них одинаковое количество знаков – ноль (их там нет: нет ни диезов, ни бемолей).

Или ещё пример: Соль мажор и ми минор – тоже параллельные тональности с одним диезом (фа-диез в обоих случаях).

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии интервала малой терции друг от друга, поэтому, если нам известна какая-то одна тональность, то мы легко можем найти и параллельную ей и узнать, сколько в ней будет знаков. О параллельных тональностях вы можете подробно прочитать в предыдущем выпуске нашего сайта. Нужно уметь их находить быстро, поэтому напомним некоторые правила.

Правило № 1. Чтобы найти параллельный минор, строим малую терцию вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Например: дана тональность Фа-мажор, малая терция от фа – фа-ре, следовательно, ре-минор будет параллельной тональностью для Фа мажора.

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Правило № 2. Чтобы найти параллельный мажор, малую терцию строим, наоборот, вверх от первой ступени известной нам минорной тональности. Например, дана тональность соль минор, строим от соль малую терцию вверх, получаем звук си-бемоль, значит, Си-бемоль мажор будет искомой параллельной мажорной тональностью.

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Как различать диезные и бемольные тональности по названию?

Сразу оговоримся, что запоминать прямо сразу всё, нет необходимости. Сначала лучше разобраться, только с мажорными тональностями, потому что в минорных параллельностях будут те же самые знаки.

Итак, как различать диезные и бемольные мажорные тональности? Очень просто!

В названиях бемольных тональностей обычно есть слово «бемоль»: Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор и т.д.

Исключение – тональность Фа мажор, она тоже бемольная, хотя в ее названии и не упоминается слово бемоль.

То есть, другими словами, в таких тональностях, как Соль-бемоль мажор, До-бемоль мажор или Фа мажор обязательно будут ключевые бемоли (от одного до семи).

В названиях диезных тональностей либо не упоминаются никакие знаки альтерации, либо присутствует слово диез. Например, диезными будут тональности Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Фа-диез мажор, До-диез мажор и др.

Но тут, условно говоря, тоже есть простые исключения. До мажор, как вы знаете, это тональность без знаков, и поэтому она к диезным не относится.

И ещё одно исключение – опять-таки Фа мажор (является бемольной тональностью, как мы уже сказали).

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

И ещё раз повторим ПРАВИЛА. Если есть слово «бемоль» в названии, значит, тональность бемольная (исключение Фа мажор – тоже бемольная). Если нет слова «бемоль» или есть слово «диез», то тональность диезная (исключения – До мажор без знаков и бемольный Фа мажор).

Порядок диезов и порядок бемолей

Прежде чем мы перейдём собственно к определению собственно знаков в той или иной тональности, сначала разберёмся с такими понятиями, как порядок диезов и порядок бемолей. Дело в том, что диезы и бемоли в тональностях появляются постепенно и не как попало, а в строго определённой последовательности.

Порядок диезов следующий: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. И, если в гамме всего один диез, то это будет именно фа-диез, а не какой-то ещё другой. Если в тональности три диеза, то, соответственно, это будут фа, до и соль-диезы. Если пять диезов, то фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.

Порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только «шиворот -навыворот», то есть в ракоходном движении: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА. Если в тональности один бемоль, то это будет именно си-бемоль, если два бемоля – си и ми-бемоли, если четыре, то си, ми, ля и ре.

Порядок диезов и бемолей нужно выучить. Это несложно, быстро, и очень пригодится. Выучить можно, просто проговорив каждый ряд вслух по 10 раз, или запомнить их как имена каких-нибудь сказочных персонажей, типа королева Фадосоль ре Лямиси и король Симиля ре Сольдофа.

Определяем знаки в диезных мажорных тональностях

В диезных мажорных тональностях последний диез является предпоследней ступенью перед тоникой,  иначе говоря, последний диез на ступень ниже, чем тоника. Тоника, как вы знаете, это первая ступень гаммы, она всегда присутствует в названии тональности.

Например, возьмём тональность Соль мажор: тоника – нота соль, последний диез будет на ноту ниже, чем соль, то есть это будет фа-диез. Теперь идём по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛИ МИ СИ и останавливаемся на нужном последнем диезе, то есть на фа. Что же получается? Нужно остановиться сразу, на первом же диезе, в итоге – в Соль мажоре есть только один диез (фа-диез).

Еще пример. Возьмём тональность Ми мажор. Какая тоника? Ми! Какой диез будет последний? Ре – на ноту ниже, чем ми! Идём по порядку диезов и останавливаемся на звуке «ре»: фа, до, соль, ре. Получается, в Ми мажоре всего четыре диеза, мы их только что перечислили.

ИНСТРУКЦИЯ для нахождения диезов: 1) определить тонику; 2) определить, какой диез будет последний; 3) идти по порядку диезов и остановиться на нужном последнем диезе; 4) сформулировать вывод – сколько диезов в тональности и какие они.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить знаки в тональностях Ля мажор, Си мажор, Фа-диез мажор.

РЕШЕНИЕ (ответить на вопросы для каждой из тональностей): 1) Какая тоника? 2) Какой будет последний диез? 3) Сколько всего будет диезов и какие?

  • Ля мажор – тоника «ля», последний диез – «соль», всего диезов – 3 (фа, до, соль);
  • Си мажор – тоника «си», последний диез – «ля», всего диезов – 5 (фа, до, соль, ре, ля);
  • Фа-диез мажор – тоника «фа-диез», последний диез – «ми», всего диезов – 6 (фа, до, соль, ре, ля, ми).

Источник: http://muz-teoretik.ru/kak-zapomnit-znaki-v-tonalnostyax/

Знаки в тональностях

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о теории музыки у нас уже была. Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в тональностях.
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Таблица тональностей

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.
По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено.

Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. И никак иначе.
Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Заметьте, что она обратна последовательности диезов.

Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются параллельными тональностями. Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.

Определение знаков тональности

Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками.

Читайте также:  Сколько времени нужно учиться играть на гитаре, и какую гитару выбрать новичку

Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте.

Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.

  • Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).

Для мажорных бемольных тональностей правило немного другое. Перечисляем последовательность бемолей до ноты, которая следует за названием тоники.

  • Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.

Квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

В таблице квинтового круга тональностей исходной нотой или точкой отсчета является До мажор.

По часовой стрелке от неё отходят диезные мажорные тональности, а против часовой стрелки – бемольные мажорные тональности. Интервалом между ближайшими тональностями является квинта.

Также на схеме изображены параллельные минорные тональности и знаки. С каждой последующей квинтой у нас прибавляются знаки.

Надеюсь, что при детальном изучении квинтового круга вам станет предельно понятно формирование ключевых знаков тональностей и их зависимости.

Источник: http://guitarprofi.ru/uroki-igry-na-gitare/znaki-v-tonalnostyax.html

Как запомнить ключевые знаки в тональностях, Музыкальный класс

В данной статье речь пойдет о том, как запомнить тональности и их ключевые знаки. Все запоминают по-разному: одни стараются запомнить число знаков, другие пытаются заучить названия тональностей с их ключевыми знаками, третьи придумывают еще что-то. На самом деле, все гораздо проще и запомнить нужно всего лишь две вещи, остальное запомнится автоматически.

Люди, продвинутые в своих музыкальных занятиях, наверняка уже не только умеют читать ноты, но и знают, что такое тональность, и что для обозначения тональности композиторы в нотах выставляют ключевые знаки. Что это за ключевые знаки? Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.

Как вам, возможно, известно, ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си . Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Вот как это выглядит в нотной записи:

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Теперь перейдем непосредственно к тональностям. В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных.

Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).

  • 2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);
  • 14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);
  • 14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).

Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей). Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет? Запомните еще и то, что в до-диез мажоре (и ля-диез миноре) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре) соответственно по 7 диезов и бемолей.

По каким правилам можно определить ключевые знаки в тональностях?

Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей.

Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику, которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.

Для того чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности , действуем по правилу: последний диез на ноту ниже тоники . То есть, мы просто перечисляем все диезы по порядку, пока не дойдем до того, который на ноту ниже тоники.

Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.

Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику.

То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он — следующий после тоники).

Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.

Например, определим знаки для си-бемоль минора. Сначала находим параллельность, это будет тональность ре-бемоль мажор, далее называем порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль. Ре – это тоника, поэтому останавливаемся на следующей ноте – соль.

Думаю, принцип понятен. Для одной из бемольных тональности – фа мажора – этот принцип работает с одной оговоркой: первую тонику берем как бы ниоткуда. Дело в том, что в фа мажоре при ключе единственный знак – си-бемоль, с которого начинается порядок бемолей, поэтому для определения тональности мы делаем шаг назад и получаем исходную тональность – фа мажор.

Как узнать какие знаки ставить при ключе – диезы или бемоли?

Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа) – диезные.

Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и т.д.).

Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.

Подведем итоги. Теперь вы умеете правильно определять ключевые знаки в любой тональности.

Напоминаю, что для этого нужно задействовать порядок диезов или порядок бемолей и действовать по правилам: «последний диез на ноту ниже тоники» и «последний бемоль закрывает собой тонику » .

Ориентируемся только по мажорным тональностям, для того чтобы определить знаки в минорных тональностях, сначала находим ее параллель.

Автор благодарит читателя за внимание. Просьба: оставлять в комментариях свои замечания и отзывы по данной статье.

Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее в социальных сетях своим друзьям, воспользовавшись кнопкой «Мне нравится» внизу страницы. Если вас интересует продолжение данной темы, подпишитесь на рассылку обновлений сайта.

Для этого нужно ввести свое имя и адрес электронной почты в соответствующие поля формы в подвале этой странички (вертайте вниз). Творческих успехов вам, друзья!

Готовимся к сдаче экзаменов в музыкальной школе..Спасибо за помощь.

Ответ для Артура. Ре диез мажора не существует, но у некоторых тональностей действительно есть «двойники»-так называемые энгармонически равные тональности-тональности, одинаковые по звучанию, но разные по названию.

Их шесть пар, и их никак нельзя игнорировать и считать как одну вместо двух. Пример-си мажор(5 диезов) аналогичен по звучанию до бемольмажору (семь бемолей). По сути это одно и то же, но звуки то разные. Поэтому все правильно посчитали.

Преподаю сольфеджио,лет 20 уже))

Ре-диез мажор существует, но не используется. В силу того, что для его записи используется больше знаков альтерации, чем для ми-бемоль мажора, который в современной музыке ему идентичен. Так, например И.С.Бах в «Хорошо темперированном клавире» использует во второй книге ре-диез мажор, отделяя его от ми-бемоль мажора.

Звуки одинаковые, названия разные. не вводите в заблуждение

Тональностей 24 а не 30. Если всего у нас 12 нот в октаве и от каждой можно построить мажор и минор. Просто вы некоторые тональности считаете несколько раз. Ре-диез-мажор, это тоже самое что ми-бемоль-мажор, а у вас они посчитаны как разные тональности.

Ошибся в предыдущем сообщении — имеется в виду до-бемоль мажор, а не диез

Спасибо за урок! Немного был запутан тем, что в начале говорилось, что в до-диез мажоре 7 диезов, а потом рассматривался си мажор, который по сути является тем же самым аккордом, и в нём только 5 диезов. Ясность пришла, когда понял, что последние два диеза — это белые клавиши фа и до )

сама учусь в четвертом классе и учительница сказала надо выучить ,а не получается вот и зашла просто отличнице нельзя опозорится.

Возможно я чего-то не понял, но исходя из этого принципа получается, что тональность До-мажор имеет ключевой знак, а именно Фа-диез.

Очень хорошо. У меня устный экзамен , а эту тему не понимала!Спасибо огромное скажу оценку позже.Думаю благодаря вам 4 или пятерочка я буду рада.Сделайте пожалуйста о тритонах ато не понимаю.:-))))))))))))))))))))))))))))ОГРОМНОЕ СССПППАААСССИИИБББООО.

Спасибо большое, очень помогли. Такому даже в школе у нас не учат

Может вы издадите первый нормальный учебник для взрослых? Очень хорошие статьи. Спасибо.

Спасибо большое! У меня дочка учится во 2 классе на фортепианном отделении. И мне приходится во всё это вникать. Получается что и я учусь вместе с ней!

Спасибо за информацию, дорогой сайт! Уже подзабыла уроки сольфеджио, а теперь понадобилось вынуть глубокие залежи информации из подсознания, в чем Вы мне немного помогли:) Thank you )))

Спасибо! Объясните как найти параллель?

Вы наглядно объяснили то, что между строк написано в учебниках. С Вашей помощью сам разобрался и теперь, при необходимости, смогу помочь своему ребенку.

доброго времени суток! благодарю вы все очень ясно объясняете

Огромное спасибо! Муз.школу закончила очень давно, с сольфеджио никогда не дружила. Безнадежно упущен был для меня этот момент в детстве. Музыкой продолжила заниматься, но уже не скрипкой, а вокалом.

Решила, что пора восполнять пробелы прошлого. Рада, что сразу вышла на Ваши статьи, а то могла бы попасть на что-то сверх-непонятно описанное, и могла бы опять сдать позиции.

А так, решила продолжать серьезно заниматься! СПАСИБО!

Спасибо,а то я не могла на экзамен запомнить знаки в тональнастях. хоть наверное теперь справлюсь с эгзаменом

спасибо! все 5 лет луфонил на сольфеджио,а как экзамены сдавать,так ничего не знаю,вот теперь разобрался что — куда,и что — от куда.

Статья понравилась.Обучаюсь самостоятельно-ищу то,что не знаю в музыке.

Спасибо! Хорошая статья. Помогла разобраться с уроком сольфеджио!

Спасибо, очень просто запоминается! Очень полезная статья.

Спасибо. Очень полезная статья. Пропустили в муз школе урок сольфеджио, теперь смогу хоть объяснить ребенку пропущенную тему.

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/kak-zapomnit-klyuchevye-znaki-v-tonalnostyax-muzykalnyj-klass

Нотная грамота (часть 4). Знаки альтерации: диез, бекар, бемоль

Приветствую уважаемые читатели блога BigSong.ru. В этой части мы рассмотрим что такое диез, бекар, бемоль, но для начала нам нужно будет вспомнить материалы 1 части этого курса “Нотной грамоты”. Это строение октавы:

Фрагмент клавиатуры

На рисунке выше мы видим основные семь ступеней – это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Теперь обратите внимание, что между белыми клавишами до и ре соседствует черная клавиша.

Эта клавиша расположена с правой стороны от клавиши до и с левой стороны от клавиши ре.

Этот момент мы намеренно акцентируем, так как одна и та же клавиша (нота) находится либо с правой стороны, либо с левой стороны: это всё зависит, от какой соседствующей клавиши смотреть.

Сейчас это соседство клавиш (т.е. нот) рассмотрим с точки зрения музыки в программе Fl Studio или используя пианино (фортепиано, midi-клавиатуры) и т.д. Самое главное нам нужно видеть эти клавиши.

Запустите программу Fl Studio и в пошаговом секвенсоре добавьте vst плагин Fl Keys (т.е. пианино) или же если у вас есть фортепиано, то вы можете, проверить нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.

В Fl studio чтобы увидеть все ноты нужно зайти в Piano Roll.

Читайте также:  Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Итак: сейчас мы рассматриваем ноты, что находятся в пределах 1-ой октавы. Нота (до) по звучанию ниже ноты (ре).

И соответственно, нота (ре) по звучанию выше ноты (до). Ну а между этими нотами (до) и (ре) находится ещё одна нота, которая на клавиатуре представлена чёрной клавишей.

Звук, этой чёрной клавиши выше ноты (до) и ниже ноты (ре) т.е. середина этих звуков.

Знаки альтерации: диез, бекар, бемоль.

Что такое Диез? Диез это повышение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим звук чёрной клавиши, что находится рядом с нотой (до).

Звук, что издает черная клавиша,  будет выше на полтона – это явление называют словом диез. Запомните, что повышение звука на полтона называют, словом диез. Этот звук считается производной ступенью, и поэтому у него нету своего названия.

В таком случае используется название основной ступени. В нашем примере это будет –до-диез.

Диез обозначается символом решётки, посмотрите ниже на рисунок:

Обозначение диеза

На этом рисунке обозначили ноту до-диез. Без решетки будет (до), а с решеткой (до-диез).

Что такое Бемоль? Бемоль – это понижение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим эту же черную клавишу относительно ноты (ре). Звук черной клавиши будет ниже на полтона звука (ре). Это явление называется, словом бемоль. Оно также является производной ступенью и не имеет своего названия и использует название основной ступени. В нашем случае это будет ре-бемоль.

На рисунке ниже приводим обозначение бемоля:

Обозначение бемоля

Я думаю что вы уже поняли что одна и та же нота т.е. черная клавиша может иметь разные названия в зависимости от какой ступени смотреть. В нашем примере как я писал выше, черная клавиша может иметь название либо “до-диез” либо “ре-бемоль” – это зависит от той ноты, что мы берем за основу.

Что такое дубль-бемоль и дубль-диез? При повышении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-диезом. А при понижении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-бемолем. Редко используется, но знать надо, что такое тоже есть.

Вот Вам простенький пример: до-дубль-диез – это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.

Что такое Бекар? Символ бекара отменяет действие диеза или бемоля. Ниже на рисунке в каждом такте перед третьей нотой стоит этот символ. Он обозначается решёткой похожей на диез, но  отличной от неё.

Бекар

Теперь давайте прочитаем эти ноты. Читать надо слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (здесь перед нотой стоит знак бекар – который отменяем бемоль, что установила вторая нота), и снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (здесь также знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до.

Что такое Альтерация?  Альтерация это повышение и понижение звуков.

Рассмотрим зону действия знаков альтерации.

Зона действия знака альтерации, которая стоит перед нотой, действует на весь такт. Эти знаки называются случайными. Этот случайный знак будет действовать на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.

Зона действия знаков альтерации

Давайте прочитаем ноты. Также слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (здесь перед 1-ой нотой ре стоит знак бемоль. Он будет действовать до конца такта, и понижать следующие ноты ре на полтона).

Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (зона действие знака бемоль из первого такта закончилось в первом такте, и поэтому второй такт начинается с ноты ре.

Далее перед следующей нотой до стоит знак диез, что действует до конца второго такта и будет повышать последующие ноты до на полтона).

Важное замечание.

Действие знака будет распространяться непосредственно на ноту, перед которой он поставлен. В нашем случае в 1-ом такте знак бемоль действует только на ноту ре 2-ой октавы. Но если бы в первом такте была бы еще нота ре 1-ой или 3-ей октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.

Эти знаки альтерации (бемоль и диез) могут стоять не только перед нотой, но также при ключе. Вот такие знаки альтерации называются ключевые.

Ключевые знаки альтерации располагаются в начале каждого нотоносца справа от ключа и действуют на все ноты, что записаны на соответствующих линейках в этом нотоносце, до смены ключевых знаков. Также внутри такта действие ключевых знаков могут отменяться случайными знаками. Действие ключевых знаков будет распространяться на все произведение.

Вот пример использования диезов при ключе:

Использования диезов при ключе

Ключевые знаки показывают нам, что все ноты, что расположены в соответствующих линиях нотоносца присутствующих в ключе знаков альтерации, должны будут воспроизводиться с повышением или понижением на полутон.

В нашем примере (см. рисунок выше), диезы расположены между 3-ей и 4-ой линейками нотного стана (место звука “до”) и на 5-ой линейке (звук “фа”).

А это означает, что все ноты до и фа, которые будут встречаться в произведении, должны будут быть повышены на полутон.

Причем, не важно, в какой октаве расположены эти звуки: все ноты (до) и (фа) должны играться как до-диез и фа-диез (конечно же, если перед этими нотами не стоит знак бекар).

Подведем итоги 4 части. Сегодня мы узнали, про такие знаки альтерации: диез, бекар, бемоль. А также рассмотрели зону действия знаков альтерации.

Источник: https://bigsong.ru/raznoe/notnaya-gramota-na-pianino/notnaya-gramota-tchasty-4.html

Ключевые знаки

Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

Детские правила-считалки порядка прибавления ключевых знаков:для диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-сидля бемолей: си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки – это знаки (диезы либо бемоли), которые выставляются справа от ключа (скрипичного, альтового, басового и т.п.) в строго определенном порядке.

Прибавление диеза всякий раз указывает на продвижение по часовой стрелке в квинтовом кругу тональностей. Прибавление бемоля – на продвижение против часовой стрелки.

Прибавленный диез (отнятый бемоль) всякий раз дает шаг тональности на квинту вверх (тональность доминанты), прибавленный бемоль (отнятый диез) – шаг на квинту вниз (тональность субдоминанты).

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Другое неправильное название «тональные знаки».

Не рекомендуем называть ключевые знаки знаками альтерации, выставляемыми справа от ключа, по одной простой причине: тональность До мажор — не является центром музыкальной вселенной.

И, напротив, бекар (как знак отсутствия альтерации) во многих тональностях является именно знаком альтерации (пример: ля бекар в фа миноре).

Поэтому логичнее ключевые знаки признавать тональными или ладовыми знаками.

Далее информация по ключевым знакам для учащихся (см. ниже):

Как определить, сколько ключевых знаков в какой тональности находится (без зазубривания)

Для того чтобы проверить, это не обязательно помнить, нужно уметь считать в пределах менее 10-и и строить квинты вверх и вниз от любого звука.

На экзаменах в музыкальных учебных заведениях всегда есть время подумать, и всегда имеется инструмент фортепиано, на который можно посмотреть (если уж совсем плохо со знанием клавиатуры).

Правило: «До мажор и Ля минор – тональности без ключевых знаков (чистые)» — знают все. От этого и нужно исходить.

Прибавление диезов

Для мажоров

диез – знак повышающий, значит, квинты строятся вверх (для бемолей будет наоборот)

Каждый шаг на квинту вверх от ноты До дает прибавление одного диеза.

Пример 1: Соль – первая квинта от До, следовательно: в Соль мажоре 1 диез.Пример 2: Ре – вторая квинта от До, следовательно: в Ре мажоре 2 диеза.

Пример 3: Ля – третья квинта от До, следовательно: в Ля мажоре 3 диеза.Пример 4: Ми – четвертая квинта от До, следовательно: в Ми мажоре 4 диеза.

Пример 5: Си – пятая квинта от До, следовательно: в Си мажоре 5 диезов.Пример 6: Фа диез – шестая квинта от До, следовательно: в Фа диез мажоре 6 диезов.

Пример 7: До диез – седьмая квинта от До, следовательно: в До диез мажоре 7 диезов.

Примечание: в музыке чаще вместо тональности До диез мажор используется тональность Ре бемоль мажор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления диезов тоже можно не учить, а также считать от Фа диеза по квинтам вверх.

Пример: три диеза при ключе – это Фа диез, До диез, Соль диез.Для миноровКаждый шаг на квинту вверх от ноты Ля дает прибавление одного диеза.Пример 1: Ми – первая квинта от Ля, следовательно: в Ми миноре 1 диез.

Пример 2: Си – вторая квинта от Ля, следовательно: в Си миноре 2 диеза.Пример 3: Фа диез – третья квинта от Ля, следовательно: в Фа диез миноре 3 диеза.

Пример 4: До диез – четвертая квинта от Ля, следовательно: в До диез миноре 4 диеза.Пример 5: Соль диез – пятая квинта от Ля, следовательно: в Соль диез миноре 5 диезов.

Пример 6: Ре диез – шестая квинта от Ля, следовательно: в Ре диез миноре 6 диезов.Пример 7: Ля диез – седьмая квинта от Ля, следовательно: в Ля диез миноре 7 диезов.

Примечание: в музыке чаще вместо тональности Ля диез минор используется тональность Си бемоль минор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления диезов такое же, считать от Фа диеза по квинтам вверх.

Пример: четыре диеза при ключе – это Фа диез, До диез, Соль диез, Ре диез.

Параллельные тональности содержат одинаковое количество ключевых знаков. Это также можно использовать для проверки.

Параллельные тональности (их тоники) находятся друг от друга на расстоянии диатонической (по факту малой) терции, в порядке: минор ниже, мажор выше.

Прибавление бемолей

Для мажоровбемоль – знак понижающий, значит, квинты строятся вниз (для диезов было наоборот)

Каждый шаг на квинту вниз от ноты До дает прибавление одного бемоля.

Пример 1: Фа – первая квинта от До, следовательно: в Фа мажоре 1 бемоль.Пример 2: Си бемоль – вторая квинта от До, следовательно: в Си бемоль мажоре 2 бемоля.

Пример 3: Ми бемоль – третья квинта от До, следовательно: в Ми бемоль мажоре 3 бемоля.Пример 4: Ля бемоль – четвертая квинта от До, следовательно: в Ля бемоль мажоре 4 бемоля.

Пример 5: Ре бемоль – пятая квинта от До, следовательно: в Ре бемоль мажоре 5 бемолей.Пример 6: Соль бемоль – шестая квинта от До, следовательно: в Соль бемоль мажоре 6 бемолей.

Пример 7: До бемоль – седьмая квинта от До, следовательно: в До бемоль мажоре 7 бемолей.

Примечание: в музыке чаще вместо тональности До бемоль мажор используется тональность Си мажор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления бемолей тоже можно не учить, а также считать от Си бемоля по квинтам вниз.

Пример: три бемоля при ключе – это Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль.Для миноровКаждый шаг на квинту вниз от ноты Ля дает прибавление одного бемоля.Пример 1: Ре – первая квинта от Ля, следовательно: в Ре миноре 1 бемоль.

Пример 2: Соль – вторая квинта от Ля, следовательно: в Соль миноре 2 бемоля.Пример 3: До – третья квинта от Ля, следовательно: в До миноре 3 бемоля.

Пример 4: Фа – четвертая квинта от Ля, следовательно: в Фа миноре 4 бемоля.Пример 5: Си бемоль – пятая квинта от Ля, следовательно: в Ми бемоль миноре 5 бемолей.

Пример 6: Ми бемоль – шестая квинта от Ля, следовательно: в Ми бемоль миноре 6 бемолей.Пример 7: Ля бемоль – седьмая квинта от Ля, следовательно: в Ля бемоль миноре 7 бемолей.

Примечание: в музыке чаще вместо тональности Ля бемоль минор используется тональность Соль диез минор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления бемолей тоже можно не учить, а также считать от Си бемоля по квинтам вниз.

Пример: пять бемолей при ключе – это Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль, Ре бемоль, Соль бемоль.Параллельные тональности содержат одинаковое количество ключевых знаков. Это также можно использовать для проверки. Параллельные тональности (их тоники) находятся друг от друга на расстоянии диатонической (по факту малой) терции, в порядке: минор ниже, мажор выше.

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/key-signs

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector