Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

Невидимая ценность музыки

Читая блоги коллег, друзей, знакомых, часто бывают такие статьи,
которые обязательно хочется отразить и для своих читателей. Настолько они важны
и не требуют доказательств, так как проведено очень много исследований в разных
странах мира. А мы лишь делимся, чтобы снова напомнить, чтобы снова обратить
внимание, чтобы детям и родителям было еще счастливее жить на Земле.

Так получилось и в этот раз. В блоге Людмилы Жарковой «Завтра в школу»

опубликован материал о пользе игры на музыкальных инструментах. «Что
полезного», — спросите Вы? А давайте узнаем вместе!

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

«Завтра в школу»: О пользе игры на музыкальных инструментах.: Здравствуйте, уважаемые гости и читатели блога! В конце июля, в блоге Гончаровой А.А. «Два плюс два…» было написано
сообщение «Уроки музыки со свирелью» , о возможности деткам познакомиться и научиться играть на замечательном
музыкальном инструменте – свирель. В
этом сообщении еще был представлен и видеосюжет Михаила Казиника: «Зачем учить
детей музыке?». В продолжение этой темы, мне бы хотелось представить
высказывания Сусанны Стародубовой, руководителя центра музыкального развития «Камертон» , которые только подтверждают важность и необходимость музыкального образования
детей.  Мне, как преподавателю
фортепиано, эта тема очень близка, и я подписываюсь под каждым словом коллег.

В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном
образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания,
которые пригодятся в жизни.

Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь
быть переводчиком – учи языки, юристом – историю.

Жизнь заставляет родителей
внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к
материальному благополучию и что это сейчас главное.

И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы,
изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро? Хорошо еще, если
выбранный инструмент – фортепьяно. При начальных упражнениях на скрипке или
виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не
меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов…

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап
обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям
музыкальное воспитание
.

Раньше в каждой дворянской семье
детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам,
фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению.

Широко известны
сочинения, написанные не профессиональными композиторами, а хорошо
образованными людьми, как, например, русским дипломатом А. С. Грибоедовым,
который помимо дипломатической и писательской деятельности сочинил ряд
прекрасных музыкальных произведений.

В музыкальные школы был огромный конкурс,
и принимали туда особо одаренных детей… Те, которые не поступали в школу,
посещали многочисленных частных учителей и через год на семейных праздниках
лихо тарабанили многострадальные польку Глинки и полонез Огинского.

Так как
занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей,
но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились
единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.
Почему?

МУЗЫКА И ЛИЧНОСТЬ

Игра на музыкальном инструменте делает человека коммуникабельнее,
потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства
композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он
чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы –
он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное
произведение которого он исполняет.

Игра на музыкальном инструменте приучает ребенка к ежедневному труду,
воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции,
дает особое видение окружающего мира. Музыка
учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и
слыша, чувствовать
. Дети, которые играют на музыкальных инструментах,
обычно грамотнее других.

Ребёнок идет в десятый класс математической школы и у него обнаружились
блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на
фортепиано? Но перед тем как он закроет (но не навсегда!) крышку рояля, пусть
скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно
музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к
ежедневному кропотливому труду. Или же ребёнок внезапно решил забросить занятия
музыкой начал писать хорошие и глубокие, не по возрасту стихи и сочинения?
Скажите, откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от
той ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато
приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже
отчаянье – форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать
композитор…»

Попробуем конкретизировать сказанное выше и объяснить, как игра на
музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов.

ПРАВОПИСАНИЕ И МУЗЫКА

Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил,
то правильно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у
детей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за
причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими
нарушениями. 

Овладению грамотным письмом
могут мешать
:

— Нарушение пространственного восприятия. 

По статистике, 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления
о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и пр. Не верите? Пусть ваш
ребенок определит, стоя напротив вас, где у вас правая рука, а где левая.

Не
справился? Задумался? Значит, в письме он пишет буквы (и цифры) зеркально, например,
«э» вместо «е», или «б» вместо «д», переставляет местами буквы и слоги в слове,
слова в предложении и «заезжает» за поля. По этой же причине он пропускает
буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение с
маленькой буквы.

Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, этих
затруднений не испытает: он твердо усвоил, где правая, где левая рука. Знание
подкреплено наглядностью – перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены
партии левой и правой руки.

На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка –
правая рука, нижняя – левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие,
как «вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде
дополнят его пространственные понятия, а, следовательно, уберут описанные выше
ошибки в письме.

— Кинетические и динамические нарушения
организации движений.

Что это значит? А это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе
и плохо переключаются с одного движения на другое, и от этого все внимание наше
– на пальчики, и пока мы выводим сложную букву «в» и думаем, как бы вслед за
ней не ошибиться в написании не менее сложной «з» и то же в цифрах, школьная
программа уходит далеко вперед. Что, как не упражнения на музыкальных
инструментах, научит двигаться руки и координировать движения пальцев?

— Несформированность связей между слуховым
анализатором и двигательной системой.

Дети не могут воспроизвести на письме правильно услышанную фразу.

Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество
сделанных ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их
правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет.

Следовательно, он будет
писать неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет
соблюдать правил переноса и опять же будет переставлять местами слоги и
пропускать буквы, потому что деление слова на слух на слоги – это деление его
на ритмические единицы.

Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и
наладит координацию между слухом и моторикой рук.

Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляются дефекты в написании.
Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную
тему.

Они не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны
оперировать знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие
законченное смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в
письменную форму.

Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение,
знающий музыкальную символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко
справится с этими задачами и в письменной речи!

Игра на музыкальном инструменте учит ребенка не только видеть, но и
воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь.
Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое,
чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную,
ассоциативную.

Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в
это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же
ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.

Конспектируя материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что у
него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными
функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык
вспоминается больше руками, а не головой.

Кроме того, музыка развивает
ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами
искусств…  История знает массу людей,
талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют
способности к другому. 

Леонардо да Винчи был
скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был
первым, кто изучил природу вокального искусства.  Александр
Сергеевич Грибоедов
, русский писатель и дипломат, был еще композитором,
пианистом и органистом. Михаил Иванович
Глинка
прекрасно рисовал.  Эйнштейн играл на скрипке…

Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к
другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка
развивает эмоции, улучшает личностные качества.

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

Источник
Блог Людмилы Жарковой «Завтра в школу»

Семилетик
2016 г

Источник: http://semiletik.blogspot.com/2016/08/blog-post_27.html

Мария Журавлёва: "Даже если ребенок не станет известным виолончелистом, музыка может пробудить в нем другие таланты"

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детейМария Юрьевна Журавлёва с сыном – Сергеем Антоновым

Мы не раз слышали и читали: все закладывается в детстве. В том числе, и успех будущего музыканта.

О том, как привести ребенка к музыке и как помочь ему на этом пути – педагог ЦМШ по классу виолончели Мария Юрьевна Журавлева.

– Мария Юрьевна, когда и чем Вас очаровала виолончель?

– Вообще, первый мой музыкальный опыт – это фортепиано. Я окончила музыкальную школу как пианистка. Моя мама, Галина Сергеевна Журавлева, была преподавателем фортепиано московской ДМШ № 16 им. Я. Флиера. Я училась у нее.

Так сложилось, что среди моих подруг было много виолончелисток.

Мне очень нравилось, как они играли! Я восхищалась их ансамблями, теми произведениями, которые они исполняли…! В один прекрасный момент я сказала: «Хочу попробовать играть на виолончели». Мне шел 14-й год.

По всем музыкальным канонам это очень поздно! Тем не менее, педагог по виолончели Любомудрова Нина Павловна решила начать со мной заниматься.

Спустя три года я поступила в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, класс виолончели Дихтяр Татьяны Александровны. Именно она и сделала из меня как настоящего музыканта, так и педагога.

– Трудно ли было перестроиться с фортепиано на виолончель?

– Самая главная движущая сила в обучении – это слово «хочу». Если этот фактор присутствует, все преграды отступят. Мне очень хотелось играть на новом, для меня, инструменте. Кроме того, я уже знала нотную грамоту, теорию музыки, поэтому у меня все шло довольно легко.

– На первый взгляд, между скрипкой, альтом и виолончелью много общего: форма, принцип игры – смычок… Тем не менее, своя специфика у виолончели есть…

– Все эти инструменты – близкие родственники. Во все времена композиторы объединяли их в квартеты: две скрипки, альт и виолончель. Однако, эти инструменты все же разные.

Например, скрипка имеет очень маленькое расстояние на грифе, у нее все близко.

В случае с виолончелью, расстояние больше, а вертикальное положение грифа подразумевает большую нагрузку на левую руку, поэтому и ее постановка у нас идет иначе.

– Глядя на играющего виолончелиста, можно подумать, что его труд физически тяжел – весьма крупный инструмент, который надо поддерживать…

– Распространенный вопрос. Я отвечу так: у виолончелистов нет разделения на женский и мужской тип игры, т.е. такие показатели, как объем кисти, ширина плеч не имеют решающего значения для будущего музыканта. Человек играет сидя, инструмент упирается шпилем в пол, таким образом, серьезной физической нагрузки нет. Если бы было иначе, то, наверное, мы не знали бы многих женщин-виолончелисток.

Конечно, ребятам, у которых большая кисть и широкие плечи, в чем-то легче, но, тем не менее, самое важное – это умение, дар, терпение и хорошее соображение. Доказательство тому – виолончелистка, профессор Московской консерватории Мария Константиновна Чайковская, которая отличается своей миниатюрностью.

– Вы работаете в ЦМШ более 30 лет. Скажите, пожалуйста, насколько популярна виолончель? Замечаете ли рост интереса к этому инструменту?

– Для меня этот вопрос – животрепещущий. Абсолютное большинство мамочек хотят, чтобы их детки играли на рояле. Учиться игре на виолончели идут те, у кого по каким-либо причинам, не получилось заниматься скрипкой.

Читайте также:  Виды бальных танцев

И в разные годы эта тенденция в целом сохранялась.

Если представить это в цифрах, то получится примерно так: 10 человек хотят стать пианистами, 6-7 – скрипачами, и только 1-2 человека приходят, чтобы заниматься виолончелью.

Конечно, сталкиваться с такой реальностью обидно. Мне кажется, это результат стереотипов, о которых мы уже говорили. На самом деле, виолончель – очень красивый по звучанию музыкальный инструмент, с великолепным «голосом» и широкими выразительными возможностями.

– С какого возраста можно начинать обучение игре на виолончели?

– Если ребенок достаточно развит, знает буквы, у него есть поддержка строгой мамы или бабушки, можно начинать с 5-6 лет. Если же он гиперактивен, не может сконцентрироваться на занятиях, не готов слушаться педагога, то, конечно, стоит подождать лет до 7-ми. Замечательно, если в раннем возрасте у детей есть возможность слушать классическую музыку, петь, заниматься чем-то развивающим.

Очень хорошо, если до виолончели они попробуют играть на фортепиано. В дальнейшем этот опыт поможет, т.к. клавиатура рояля достаточно понятна: есть клавиши, которые соответствуют определенным нотам. По сравнению с фортепиано, виолончель – сплошная абстракция – только смычок и четыре струны.

– Довольно часто мамы и папы маленьких виолончелистов сталкиваются со странной проблемой: дети после первого года обучения отказываются играть на инструменте дальше. Родители этот факт объясняют тем, что уже очень долгий и непростой постановочный период у новичков. Ваши комментарии?

– У педагогов-виолончелистов есть очень большая проблема – отсутствие учебного материала. Приходит ко мне 6-летний начинающий музыкант, а у меня от силы 10 простых пьесок.

Когда они сыграны, происходит резкий рывок к более трудным произведениям. Естественно, ребенок на это реагирует: «Мне трудно, я больше не хочу и т.д.» Педагог, особенно молодой, тоже начинает нервничать.

Мамы-бабушки помочь не могут. Вскоре занятия прекращаются…

На мой взгляд, необходимо придерживаться двум законам педагогики: постепенность и последовательность.

К сожалению, имея на руках то ограниченное число материалов, которое у нас есть сейчас, мы не сможем следовать этим педагогическим правилам.

Опытные педагоги делают свои собственные разработки, сочиняют собственные произведения, чтобы решить проблему, чтобы маленький музыкант с удовольствием шел на занятия.

Ведь в раннем возрасте самое главное – удержать интерес к музыке, к инструменту. И делать это надо путем простых и понятных заданий.

Я всегда стараюсь объяснить эту простую истину, как начинающим педагогам, так и родителям детей.

На самом деле, если вдруг у мам и пап вдруг появятся какие-либо вопросы относительно музыкального образования, я буду рада лично ответить на них. Пожалуйста, не стесняйтесь, пишите мне на почту: m.zhuravlyova@cmsmoscow.ru

– Буквально на днях наша «фирменная» серия «Библиотека ЦМШ» пополнилась еще одной новинкой – Вашей авторской работой «Может быть, мой ребенок Моцарт?» Почему возникло желание подготовить подобное издание?

– Ответ вытекает из предыдущего вопроса: чтобы помочь начинающим виолончелистам, их педагогам и их родителям. Столкнувшись на собственном опыте с проблемами, я решила заняться своим проектом. Это мои разработки. Я много читала, готовилась. Работать над своей книгой я начала 10 лет назад.

– Ваше издание – это серия красочных карточек с рисунками, заданиями, нотами, раскрасками. Почему Вы выбрали именно такую форму, а не учебник в классическом понимании?

– Сразу оговорюсь: это – не самоучитель. Это именно набор учебных карточек. Мне хотелось, чтобы моя книга-подарок была удобна и понятна, поэтому я выбрала такой формат. В наборе – 24 карточки-урока. С одной стороны каждой – яркая и красочная информация для ребенка, с другой, черно-белой, – методика для педагога и родителей.

Каждый урок – новая карточка, новые задания, но малыш не замечает, что последующий материал немного труднее, чем предыдущий. Все происходит в игровой форме. Использовать мою книгу можно для занятий с детьми 5 – 7 лет. Материал рассчитан на три месяца. Это первая часть, «Осень», из цикла моих уроков. В дальнейшем хотелось бы опубликовать «Зиму», «Весну» и «Лето».

– Название Вашей книги – «Может быть, мой ребенок Моцарт?» Если спустя годы, выяснится, что все-таки, не Моцарт, что в концертные залы чадо сможет пойти только в качестве зрителя, стоит ли считать время, потраченное на занятия музыкой, потерянным?

– Ни в коем случае! Без музыки наша жизнь теряет много красок, эмоций, вдохновения. Даже если Ваш ребенок не станет известным виолончелистом или пианистом, музыка может пробудить в нем другие таланты, развить интеллект, творческие способности и стремления, воспитать хороший вкус.

– За годы работы в ЦМШ Вы воспитали большое число ныне известных музыкантов.

Борислав Струлёв, лауреат юношеского конкурса имени Чайковского в Москве, лауреат конкурса ARD в Мюнхене Татьяна Васильева, лауреат второй премии XV Международного Конкурса Чайковского Александр Рамм, Ваш сын, лауреат первой премии на Конкурсе Чайковского 2007 года, Сергей Антонов в списке выдающихся учеников. В чем секрет подобного педагогического успеха?

– Секретов особых нет. Самое большое педагогическое счастье – это открыть индивидуальность. Все мои ученики – очень разные. Например, Сергей, мой сын, – левша. Было очень непросто научить его работать смычком правой рукой. Таня приехала ко мне из Новосибирска с абсолютно неправильной постановкой рук. Мало кто верил в нее.

Борислав не любил быструю музыку. Он потрясающе исполнял медленные сочинения, а виртуозные не хотел играть. С Александром Раммом было очень непросто строить общение: по природе своей обидчивый и упрямый, он долго не раскрывался… Но мы преодолевали трудности, пытались раскрыть таланты, найти свою изюминку. У нас это получилось.

– Фраза из Вашей новой книги: «Самое главное – это начало пути в музыке». Каким оно должно быть?

– Простым, понятным, интересным и радостным!

Наше досье

Мария Журавлёва – выпускница Московской государственной консерватории. С 1981 года – педагог ЦМШ по классу виолончели.

В 2014 году была признана «Лучшим педагогом года» в номинации «Виолончель». Успешно проводит мастер-классы во многих городах России, а также в Южной Корее и США.
Является автором книги «Может быть, мой ребенок Моцарт?»

cmsmoscow.ru

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/interview/maria-zhuravleva-2016/

Играем с начала // «Будет душа – будет и музыка»

ЗОЛОТОЙ ФОНД

«Я без своего инструмента не могу жить. Если я каждый день не слышу фальшивые ноты и не работаю с детьми, то для меня день потерян, но такого практически не бывает. У меня музыка звучит и на работе, и дома каждый день.

Я прихожу с работы и вызываю на дом учеников и еще дополнительно с ними занимаюсь». Именно так началась наша беседа с преподавателем по классу виолончели Детской музыкальной школы им.

Шопена, заслуженным работником культуры – Натальей Ивановной Гришиной.

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

Я всегда пытаюсь в каждом ребенке увидеть личность. Я внимательно всматриваюсь в маленького человечка, пытаюсь понять, какие у него качества – человеческие, духовные, душевные. И с детьми у меня складываются замечательные отношения.

Очень часто они мне рассказывают свои секреты, о которых даже родители бывают не в курсе. Дети знают, что их поймут. От меня не один ученик не ушел, и не перешел к другому преподавателю. Если он пришел, то у меня остался на всю жизнь.

Наталья Ивановна, расскажите о том времени, когда Вы сами были ученицей, как Вы пришли в мир музыки? Почему выбрали именно этот инструмент?

Занимаюсь музыкой с 6 лет. Детство я провела в Сибири. Когда мне исполнилось 5 лет, то моим родителям сказали, что у них родилась одаренная дочь. Мы жили очень бедно, но это не помешало моему папе привезти меня в Москву и отдать учиться в школу при консерватории. Меня приняли на фортепианное отделение, где я прозанималась 2 года.

К сожалению, а скорее всего к счастью, мои родители не смогли мне купить фортепиано, и тогда директор школы предложил мне перейти на виолончель. Мама сначала обиделась, что такую замечательную дочку отдают на какую-то виолончель, но потом я встретила Леонида Андреевича, который и привил мне любовь к этому инструменту.

По классу виолончели я училась в ДМШ № 7 у преподавателя Кубасова Леонида Андреевича. Окончила 7 классов. В годы учебы активно выступала, принимала участие в разных концертах. Далее, в 1960 году поступила в Гнесинское училище к профессору Мельникову Александру Александровичу. Проучилась у него год, и потом он умер.

Мне пришлось перейти в класс другого преподавателя — Моисеева Анатолия. После Гнесинки поехала поступать в Горьковскую консерваторию и попала в класс профессора Броуна Александра Владимировича. С отличием закончила консерваторию и получила диплом солистки, одна из всех, со мною выпускавшихся. Начала работать в музыкальной школе.

Так судьба сложилась, что в тот год, когда окончила консерваторию, я родила ребенка.

Вообще, работать я начала рано, еще учась в училище. Сначала в Наро-Фоминской школе, потом в Нагинске 7 лет, далее в Школе искусств № 1, и уже 20 лет работаю в школе им. Шопена. У нас замечательный директор школы – Мариэтта Таджатовна Чалдранян. На всех концертах и зачетах она на первом ряду, это такая редкость. И ее одержимость, и любовь к музыке и к детям передается всем педагогам.

Расскажите об особенностях Вашей методики, на чью методику Вы опираетесь, на что обращаете особенное внимание в работе с учениками? Поделитесь, пожалуйста, секретами Вашего педагогического мастерства

Прежде всего, я продолжаю традиции своего профессора Броуна, который выпустил много методических пособий. Он методист от Бога. Методика моя заключается в том, что нужно очень любить свою профессию.

И если ты ее искренне любишь, а у нас инструмент довольно «тяжелый», непростой, и сумеешь передать свою любовь и одержимость ученикам, тогда результат оправдывает все.

На протяжении всех лет, которые я работаю, а начала я с 17-ти, за все эти годы у меня ни разу не было выпускника школы, который бы не пошел дальше учиться музыке. И того их набралось свыше 100 человек.

Ребята в моем классе отличаются от других детей. Они очень порядочные. И еще хочется отметить особенности их внутреннего мира. Музыкант должен не только уметь играть как «Петрушка» — быстро. Виолончель – это инструмент души. И если у ученика есть душа, которая заставляет петь этот инструмент, и от этой игры у людей наворачиваются слезы, это и есть результат того, чему мы их учим.

…Особенное внимание уделяю постановке правой и левой руки, чтобы дети могли совершенно свободно владеть своим инструментом, без всяких препятствий.

Преподавателю нужно как врачу уметь поставить «диагноз», если у человека, например, есть «зажим» где-то внутри, то это сковывает его действия.

Поэтому, прежде всего, должна быть правильная посадка, правильное владение смычком, правильная постановка рук. Если у ребенка с этим все нормально, то ему не представляет сложности сыграть трудный пассаж.

Кем из учеников Вы особенно гордитесь?

У меня много талантливых ребят. В этом году мои два ученика стали студентами.

Коля Шугаев поступил в Московскую государственную консерваторию в класс профессора Шаховской Натальи Николаевны, Миша Антипов в Гнесинскую Академию музыки к профессору Тонхе Владимиру Константиновичу.

Марина Юркевич окончила МГК и сейчас там же аспирантка в классе профессора Чулковской на III курсе. У меня училась с 1го класса Катя Соколова, она закончила консерваторию у профессора Шаховской Натальи Николаевны и аспирантуру.

У меня очень много учеников, которые работают в разных музыкальных школах. Они подхватили мою эстафету и несут ее по жизни. Очень много играющих ребят, которые тоже обожают свой инструмент и это самое главное. Когда у людей есть душа – будет и музыка.

Ваше мнение о конкурсах, стоит ли показывать детей или лучше сначала им дать базу, а потом пусть они уже сами парят в творческом полете?

Конкурсы просто необходимы детям. Конечно, каждого ребенка невозможно показывать, но это стремление, стимул для детей добиваться чего-то. В них вырабатываются бойцовские качества, и вырастает артистизм выступления. Поэтому на нашем инструменте конкурсы проходят каждые 2 года. У меня был один год, когда все семеро моих учеников стали лауреатами.

После этого события мне дали заслуженного работника культуры. Я всегда говорю своим ученикам, если они проигрывают на конкурсе и у них опускаются «крылья»: «Сегодня ты десятый, завтра – пятый, стремись быть первым. Ты должен пройти этот путь борьбы и это, конечно, тяжелый труд.

Только в борьбе, прожив трудную жизнь, человек закаляется, а когда все легко, то не интересно жить.

Читайте также:  Гармония: период для игры

С какого возраста ребенка можно обучать игре на виолончели?

Если ребенок хочет стать профессионалом, то где-то с 7 лет. Я, например, считаю, что в 5 или в 6 лет, когда приводят детей – это очень рано. На виолончель нужно идти попозже, когда ребенок уже окреп. Веди инструмент очень трудный.

Нужно и ушками слушать, и руками разные движения делать. Если ребенок одаренный и к тому же у него родители музыканты, и они ему могут помочь, то можно отдать на виолончель и в 6 лет, и толк у него будет.

А если ребенка отдают в школу, чтобы он не «болтался» на улице, то, конечно, на виолончель в 6 лет рано, скорее с 7 лет.

Как лучше отбирать детей, ведь у некоторых одаренность проявляется сразу, а других деток надо постепенно раскрывать?

Я считаю, что у любого ребенка можно развить музыкальный слух. В нашем деле главное – трудолюбие. Если есть целеустремленность и трудолюбие, то все это можно постичь. У меня был такой ученик – Миша Шумский, и все мне говорили: «Зачем Вы его учите.

Он совсем не эмоциональный». А я в нем видела музыканта. У него был хороший аппарат. И он закончил Гнесинское училище, Гнесинский институт, и сейчас он концертмейстер Президентского оркестра.

Когда у меня был юбилей, то он пришел меня поздравить и сказал: «Наталья Ивановна, никто не верил, что я стану музыкантом, только Вы одни верили, и я Вам сейчас подарю произведение и в музыке выражу свои чувства к Вам!» Он так играл, просто феноменально.

Миша стал блистательным музыкантом. Играл настолько филигранно, настолько музыкально… Это был для меня такой чудесный подарок.

Талант это еще не показатель. Вот если талант плюс настоящее трудолюбие и целеустремленность, невероятная усидчивость, вот тогда будет результат. Когда ребенок приходит и для него виолончель становится игрушкой. Не мишка с куклой, а виолончель, на которой он играет, извлекает красивые звуки и ему это нравится, он без этого жить не может, с такого ребенка получится настоящий музыкант.

А когда ребенок занимается из-под палки, толка из него не будет. А ведь на виолончель идут в основном дети не такие уж и одаренные. И когда с таких детей получаются музыканты… Я говорю, что всю жизнь работала с «деревяшками», и из них живых Буратинок делала. И когда Буратино заговорит, запоет и еще и заиграет, раскрыв все свои таланты – вот это ценно. А учить гения может абсолютно каждый.

Как лучше развивать у детей интерес к музыке?

Маленьким детям надо обязательно с самого рождения ставить пластинки с разной музыкой – эстрадной, классической. И когда он подрастает, у него появляется интерес к музыке. У меня, кстати, мой сын запел ровно в год, у него был абсолютный слух.

Как подбирать для детей репертуар?

Я пытаюсь давать такие произведения, чтобы детям сразу было интересно играть. Стараюсь, чтобы с первых уроков ребенок играл музыку, а не, например, «Петушка». Даже маленьким детям интереснее играть не детские произведения, а красивую музыку. Ему еще только 6 лет, а он уже пальчиками перебирает и понимает, что он что-то красивое и интересное воспроизводит.

А если примитивно водить, гаммы гонять с утра до вечера, то у ребенка пропадет заинтересованность. Далее, очень важно, чтобы ребенок пел песенки и одновременно играл, аккомпанировал себе. Учим басовый ключ, начинаем щипком играть, потом смычком, все дети сразу же поют.

Сначала они играют на маленьких «восьмушечках», потом переходят на «четвертушечки», в зависимости от того, как быстро они растут.

Главное, если ребенок влюбился в инструмент, влюбился в преподавателя, тогда он будет ходить и заниматься!

Токун Т. 01.09.2006

Источник: http://archive.gazetaigraem.ru/a4200609

Уроки игры на виолончели: опытный концертирующий педагог

Виолончель еще ласково называют большой скрипкой. Инструмент и впрямь относится к струнным смычковым, и имеет строение, схожее с конструкцией скрипки. На нем можно играть сольно, в составе оркестра или ансамбля.

Принципы игры частично совпадают с таковыми для скрипичного инструмента, а вот техника значительно сложнее. Виолончель звучит сочно, напряженно и певуче, имеет очень широкий диапазон.

Игра на виолончели

Сложный, но интересный и необычный инструмент, помогающий развиваться не только творчески, но и интеллектуально. Виолончелисты обладают нестандартным мышлением. Несмотря на невысокую популярность, имеет своих ценителей и незаменима в струнном квартете.

В курс обучения игре на виолончели входят следующие позиции:

  • изучение конструкции инструмента;
  • обучение правильной постановке рук и корпуса;
  • обучение извлечению звука и работа над его интонацией;
  • исполнение произведений: помимо классической программы, обязательно берутся произведения, любимые учеником;
  • участие в отчетных концертах и музыкальных конкурсах.

При покупке виолончели обращают внимание на телосложение и рост будущего виолончелиста. Инструмент подбирают, исходя из этих параметров. На самых первых занятиях педагог делает акцент на положение виолончели и правильной посадке музыканта.

Постановка левой руки способствует верной интонации и помогает сделать игру максимально удобной в текущей позиции.

Затем плавно переходят к ритму, метру, нотной грамоте, чтобы играющий умел воспроизводить ноты с листа, а также распознавать их в звучащем произведении; осваивают гамму до мажор.

Обучение детей игре на виолончели: сложности

Очень многое в процессе обучения зависит от самого ученика. Запомните: насильно ребенка на уроки не загнать. Если у него есть достаточное желание заниматься, хороший педагог поможет преодолеть все трудности. Оптимально начинать заниматься в возрасте от семи до девяти лет, иногда приходят и в шесть. В подростковом возрасте большую роль играет личная мотивация начинающего музыканта.

Но если кажется, что желание научиться играть на виолончели — мимолетный каприз, прийти на пробное занятие все-таки стоит. Даже если ученик не захочет продолжать уроки виолончели, он получит для себя бесценный опыт: познакомится с инструментом, будет точнее выбирать сферу приложения своих усилий, расширит кругозор. Задержится на месяц-другой — отточит свои координационные и слуховые навыки.

К началу второго года обучения начинающий музыкант может опустить руки. Трудность заключается в программе: игра на виолончели требует долгого подготовительного периода.

Изучение упражнений, этюдов, оторванных от живой музыки и отсутствие интересных с творческой стороны задач нагоняют скуку и нежелание продолжать.

Ребенок, не слыша красоты игры на виолончели, теряет удовольствие от занятий, не видит цели и результата.

Именно поэтому начинающему виолончелисту очень требуется поддержка, как родительская, так и педагогическая. Грамотный преподаватель должен регулярно показывать детям то, чему они научатся, пусть и нескоро; объяснять последовательность задач, которым он будет учиться, время от времени демонстрировать красоту игры на инструменте.

Центр искусств “Солист”: почему мы

  1. Занятия ведет концертирующий педагог, имеющий опыт работы с детьми разных возрастов и взрослыми;
  2. У всех преподавателей нашей школы имеется высшее профильное образование;
  3. Время занятий согласовывается с вами;
  4. Пробное занятие проходит полноценно и качественно, вы сразу перейдете к обучению азам, чтобы прочувствовать всю атмосферу будущего обучения;
  5. Берем учеников с любым уровнем подготовки. Те, кто еще не соприкасался с миром музыки, получит все необходимые для занятия теоретические и практические знания. Ученики, уже имеющие опыт, пусть и на других инструментах, так же занимаются по индивидуальной программе. А самые опытные смогут продвинуть свой уровень.
  6. Быстрые и качественные результаты. Базовым техникам вы научитесь за курс, но для дальнейшего роста придется попотеть.
  7. И самое главное: индивидуальный подход и душевная поддержка педагога!

Источник: https://solist.pro/violonchel/

Работа над штрихами в классе виолончели

  • Управление
    образования Добрянского муниципального
    района
  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
    образования детей
  • «Добрянская
    детская школа искусств»
  • Работа над штрихами
  • в классе виолончели
  • Составил
    преподаватель
  • II квалификационной категории
  • Каюкова Галина Леонидовна
  • Г.
    Добрянка
  • 2010г.
  • И
    сон мой, далекий и зыбкий,
  • В томящую явь
    обернется,
  • Когда к притаившейся
    скрипке,
  • Летучий смычок
    прикоснется.
  • Павел
    Шубин

Благородному,
бархатному тембру виолончели подвластны
широкие напевные мелодии и виртуозные
пассажи. От смычка во многом зависит
характер звучания. На протяжении веков
конструкция и форма смычка менялись:
от короткого — лукообразного до слегка
вогнутого, снабженного колодкой и винтом
для натяжения волоса. Длина современного
смычка, введенного в практику французским
мастером Ф. Туртом (XVIII
век) около 75см. Способ извлечения
музыкального звука называется штрихом.
Strich
(немец)-направленность, черта.

Специфика
начального периода обучения игре на
виолончели заключается в том, что для
исполнения даже самых простейших песенок и мелодий на этом инструменте
требуется гораздо более длительный
период обучения, чем на фортепиано.
Извлечь чистый красивый звук и
воспроизвести простейшую мелодию на
виолончели очень трудно.

Однако, если
ждать, пока ученик овладеет навыками,
необходимыми для исполнения даже самого
несложного произведения, то это приведет
к торможению его общего музыкального
развития.

При искусственном ускорении
процесса овладения техническими приемами
(не добившись полнейшей свободы их
исполнения) ученик, играя сложную пьесу,
будет испытывать двигательные затруднения:
напрягать мышцы, играть скованными
руками.

Излишние напряжения приведут
к тому, что в дальнейшем он не сможет
достигнуть свободы, красоты и естественности
звучания на инструменте. Поэтому большое внимание уделяется свободе рук. Только
при правильной постановке рук идет
работа над штрихами.

Важнейшим
элементом мастерства виолончелиста
является атака звука. Со стороны смычка
хорошая атака звука обеспечивается
плавным движением, а также умением
переносить вес смычка и руки на игровую
точку в момент начала игры.

При
прикосновении смычка к струне должна
синхронно возникать слуховая реакция,
которая у учеников обычно запаздывает.
Для воспитания атаки требуется координация
слуховых, двигательных, осязательных
и зрительных ощущений, которой надо
учить начинающего.

С первых шагов также
важно целенаправленно развивать навык
распределения смычка. Нельзя играть
быстрые пьесы свей длиной смычка. Это
оттягивает темп, слышатся призвуки,
тяжелит по характеру пьесу. Все должно
быть в меру.

Длинные ноты — большой
смычок, короткие ноты – маленький
смычок. Этот известный принцип, к
сожалению, не всегда осуществляется.

Гибкость
и свобода пальцев, держащих смычок, одна
из решающих предпосылок достижения
легкости движений правой руки во всех
штрихах. Эластичность пальцев, передающих
на трость смычка импульсы руки,
обеспечивается с помощью закругленности
всех пальцевых суставов.

Не случайно
педагоги постоянно ведут борьбу с
«выпиранием косточек» и вытягиванием
пальцев на смычке. Последнее всегда
приводит к ограничению подвижности
пальцев, крайне необходимой при сменах
движения смычка и при исполнении
штрихов. Особенно важна роль закругленного
мизинца, гибкость которого способствует свободе движений смычка у колодки.

Также податливым, изменчивым в своем
положении должен быть большой палец.
При приближении к колодочке рекомендуется
«подбирать» пальцы, как бы поднимая
смычок над струной, тем самым нейтрализуя
лишнюю его «тяжесть». Ощущение гибкости
каждого сустава руки должно соединяться
с целостным ощущением готовности к
движению во всех суставах одновременно.

Необходимо во всех штрихах и технических
приемах добиваться преимущественного
использования движения смычка, а не его
нажима.

Первый
штрих, с которым знакомится ученик, —
это штрих детеше. Detache
(франц) – штрих (разделять, отрывать),
при котором каждый звук исполняется
отдельным движением смычка вниз и вверх. Каждый звук извлекается новым направлением
движения смычка без отрыва от струны.
Начало звука должно быть мягким, а смена
направления смычка плавной.

В исполнении
штриха деташе у учащихся встречаются
типичные недостатки. Изменение качества
звука в зависимости от направления
движения смычка: звуки, приходящие на
движение смычка вверх не пропеваются
, а продергиваются, что подчас даже ведет
к укорачиванию их длительностей.

Причина
этого явления кроется, прежде всего, в
плохом слуховом контроле, а также в
недостаточно свободном управлении
мышечными усилиями, что приводит к судорожному неравномерному ведению
смычка.

Полезно играть при этом упражнение,
которое заключается в том, чтобы играть
один и тот же отрезок мелодического
движения, применяя по очереди прямые и
обратные штрихи, стараясь сохранить
при этом метрическую верную акцентировку.
При таких упражнениях движение смычка
вверх будет попадать то на сильное, то
на слабое время такта, что поможет
выравнивать общее звучание штриха.

Большое значение для ровности звучания
штриха деташе имеет сохранение плоскости
ведения смычка при смене его на одной
и той же струне, а также изменение силы
и тембра звучания на протяжении одного
штриха или одной фразы из-за отсутствия
постоянной точки, в которой осуществляется
сцепление смычка со струной.

Это явление
часто вызвано недостатками в организации
работы правой руки, отсутствием правильной
координации между движениями отдельных
ее частей (плеча, предплечья, кисти,
пальцев), когда смычок скользит вдоль
струны, то есть перемещается между
грифом и подставкой. В поисках плотного
звука, неопытный исполнитель часто
начинает «давить», продолжая вместе с
тем играть лишним широким смычком.

Читайте также:  Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Звук
от этого будет лишь ухудшаться. Необходимо
добиваться преимущественного использования
движения смычка, а не его нажима. При
исполнении деташе в быстром темпе
коротким отрезком смычка сочетаются
два сложных навыка, каждый из которых
требует хорошего развития мелких
движений пальцев – смена смычка и смена
струн. Недостаточное развитие этих
движений и координационных навыков
нередко влияет и на беглость пальцев.
Быстрый штрих деташе хорошо развивает
координацию.

Учеников
увлекает быстрая игра. Объясняется это
те, что процессы возбуждения возникают
легче процессов торможения, к тому же
желание испытать, свои силы и возможности
очень свойственны детскому и юношескому
возрасту. Простой запрет играть быстро,
как это подтверждается практикой, дает
ничтожные результаты.

Даже психологически
важно, чтобы педагог время от времени
предлагал ученику играть быстрее. У
педагогов-практиков нередко бытует
мнение, что умение играть быстро приходит
само собой, как вызревание усвоенных
медленных навыков и что быстрой игре
якобы и учит не нужно. Это мнение ошибочно.
Быстрой игре нужно специально учить.

«Не всякий навык в медленном темпе
автоматически переходит в быстрый
темп,- так пишет в своей статье педагог
Готсдинер. Есть произведения, которые
учить медленно просто противопоказано.
Было бы странно учить какое-нибудь
«Вечное движение» четвертями вместо
шестнадцатых.

Если ученик не может
сыграть быстрыми восьмыми вместо
шестнадцатых, значит, он попросту не
подготовлен для изучения этой пьесы.
Играть быстро – это прежде всего мыслить
быстро. На обращенный к известному
виртуозу И.

Гофману вопрос одного
пианиста, почему ему трудно играть очень
быстро, Гофман ответил: «Я полагаю, что
в вашей фортепианной игре проявляется
общая ваша медлительность».Гофман
рекомендовал в этом случае настойчиво
тренировать способность к быстрому
мышлению.

После
изучения штриха деташе ученик приступает
к изучению штриха легато. LEGATO
(итал) – связное произношение. На струнных
инструментах легато означает исполнение
ряда звуков на один смычок.

Легато
представляет собой один из важнейших
штрихов в струнно-смычковом исполнительстве,
что делает необходимым его изучение
на протяжении всего процесса обучения.
Обучение данному штриху должны
предшествовать развитие мелодического
слуха, а также формирование культуры
игровых движений.

Освоение штриха легато
невозможно без освоения учеником
метроритмической организации звуков,
метроритмической ровности исполнения
ряда звуков. Это зависит прежде всего
от двух условий: во-первых, от ритмической
точности движений пальцев левой руки
…во-вторых- от доигрывания (дослушивания)
смычком длительностей, особенно слабых
долей.

Хорошее выполнение штриха легато связано не только с мягкой атакой звука
и плавным движением смычка, но и с
правильным его распределением. Смычок
условно подразделяется на 2.3.4 и т.д.
частей столько, сколько основных
ритмических единиц связаны одной лигой.

Смычок всегда необходимо вести плавно
и непрерывно, как при игре на одной
струне, так и при переходах со струны
на струну. Исполнение легато – это
умение хорошо распределять смычок,
помогающее достичь мягкого, но очень
певучего и выразительного звучания
всех нот, объединенных лигой.

Легато
требует очень цепких «певучих» пальцев
левой руки. Все звуки, объединенные одним движением смычка, должны хорошо
«проговариваться» в левой руке. Кроме
того, необходимо обеспечить верную
координацию работы левой и правой руки
при переходах смычка со струны на струну.
Выразительные свойства деташе и легато
ученик изучает на песенном репертуаре.

Эмоциональная включенность, осознание
характера и способа интонирования
напевных мелодий значительно ускоряют привитие навыков исполнения данных
штрихов. Ровность и протяженность звука,
слитность мелодических ходов.

Тот или
иной характер расчлененности звуков,
мягкость, плавность или подчеркнутость
атаки – вот обширный спектр выразительных
возможностей штриховой техники.

Источник: http://pedsovet.su/load/257-1-0-22740

«О роли родителей в обучении искусствам»

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИССКУСТВ СЕЛА БАГАНБАГАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
  • «О роли родителей в обучении искусствам»
  • статья
  • методист МКУ ДО ДШИ с.Баган
  • Гордичук Ольга Ивановна
  • БАГАН — 2016
  • На современном этапе музыкальное воспитание направлено не только на развитие специальных знаний, умений и навыков, но и на развитие эмоций, чувств, личностного отношения к богатству проявлений окружающего мира.

Как стимулировать музыкальные занятия ребёнка? Вопрос важный и актуальный. Ребёнку трудно переключится на учебную деятельность. Ведь овладение инструментом требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. В этом вопросе есть много ответов.

Я постараюсь охарактеризовать наиболее актуальные.

С уверенностью могу сказать, что более быстрому и безболезненному преодолению психологического барьера, возникающего при поступлении ребёнка в школу искусств, является использование игры, как методического приёма в учебном процессе. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребёнка, творческие способности.

Первые уроки имеют много общего с музыкальными занятиями в детском саду. Необходимо проводить их в виде игр – заданий и постепенно подготавливать переход ребёнка из мира игр в мир учебного процесса. Как только ребёнок видит инструмент «вживую», то ему сразу хочется начать извлекать звуки.

Это естественное желание, которое не нужно отбивать. Но и не нужно торопиться! Многое здесь может сделать учитель, давая играть пьесы, которые ученику нравятся, организуя классные концерты, конкурсы, другие выступления. Но немалая роль принадлежит и родителям.

Вот некоторые формы, что можно порекомендовать родителям будущих музыкантов, танцоров и вокалистов.

Домашние концерты

Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам. Такие концерты дети любят, с удовольствием к ним готовятся. Причем, не только усиленно повторяя музыкальную программу, но и оформляя пригласительные билеты или самостоятельно приглашая гостей по телефону. Вот несколько советов по подготовке к такому концерту.

— Первое время не приглашайте слишком много гостей, но кто-то кроме домашних должен быть обязательно. Это повышает ответственность юного концертанта.

— Во время концерта не разговаривайте, не делайте замечаний, не ходите по комнате. Словом, попытайтесь создать атмосферу настоящего концерта.

— Как бы не играл ребенок, наградите его игру аплодисментами, скажите одобряющие слова. Юный музыкант должен почувствовать, что его игра нравится другим, приносит слушателям удовольствие.

— Особенно нравятся детям совместные концерты. Например, поёт бабушка. А ребёнок аккомпанирует. Или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах. В некоторых странах, особенно, в Германии, семейные ансамбли — давняя традиция. Детей специально стараются учить игре на разных инструментах, чтобы создавать такие ансамбли.

Чтобы первый концерт не стал последним .Здесь вспоминается одна история. 7-летний Коля, ученик первого класса музыкальной школы по классу скрипки, с удовольствием занимался музыкой. Восторженно рассказывал по телефону папе, который был в командировке, о своих занятиях. Мечтал показать, когда тот приедет, чему он научился. И вот наступил день папиного приезда.

Коля усиленно повторял пьесы, которые учил, волновался. После ужина попросил папу его послушать. Но концерта не получилось. После первых же тактов папа уткнулся в газету, а, по окончании игры, сказал, не отрываясь от газеты: «Чем на эту муру время тратить, лучше бы ты плаванием занялся или карате».

Коля убежал в слезах и категорически отказался от занятий в музыкальной школе.

Материальный стимул

Как это ни необычно звучит, но иногда важным стимулом для занятий на музыкальном инструменте может стать материальный стимул. Не только какая-то вещь (велосипед, плеер или что-то ещё), но и просто деньги.

В советские времена педагогика (в том числе, музыкальная), воспитывая мифического, идеального человека будущего, для которого деньги имеют несущественное значение и который, как пелось в известной бардовской песне «едет за туманом», в категоричной форме отвергала такие стимулы. Сегодняшняя жизнь показала, что иногда они работают.

Некоторые родители рассказывали, что добиваются успеха самым нехитрым образом. «За каждые десять минут домашних занятий получаешь столько-то рублей».

Как это не кощунственно звучит (общение с музыкой само по себе должно приносить ребёнку радость), но иногда подобные «непедагогичные» приёмы, особенно в первый год обучения на инструменте, на наш взгляд, возможны. Почему?

Первый период обучения на инструменте самый трудный особенно для тех, кто обучается на струнных инструментах, скрипке или виолончели.

Если на фортепиано или аккордеоне ребёнок, нажимая на клавишу, извлекает сразу более или менее полноценный звук, то начинающий скрипач первое время издаёт неприятные, скрипучие звуки, которые нервируют не только окружающих, но и самого ребёнка.

Поэтому опытные педагоги чаще играют для начинающих музыкантов, показывая, как замечательно скрипка звучит на самом деле. Как бы указывая цель, к которой надо стремиться.

Но цель целью, а дети не любят долго ждать. Им трудно объяснить, что, для того чтобы добиться приятного звука, надо много играть однообразные и скучные упражнения. Это противоречит эмоциональной, пугающейся трудностей, стремящейся к быстрому результату природе малыша. Вот тут на помощь и приходит материальный стимул.

Для успокоения родителей добавим, что этот период длится, сравнительно недолго, и что суммы материального стимулирования вполне могут быть символичными.

Присутствие родителей на уроке

Опытные педагоги (особенно в начальных классах) разрешают родителям присутствовать на уроке, а иногда даже просят их об этом. Первое время малыш плохо запоминает требования учителя, бывает невнимателен, легко отвлекается, и папы и мамы, бывшие на уроке, могут помочь ребёнку выполнить домашнее задание.

Хотим заметить, что присутствовать на уроке не так-то просто. Не все родители могут выдержать и не вмешаться в урок. Для некоторых пап или мам такое «невмешательство» — большое испытание.

Им кажется, что их ребёнок на уроке плохо себя ведёт, на редкость непонятлив, говорит преподавателю всякие не относящиеся к уроку глупости.

Встречаются родители, особенно часто мамы, которые не выдерживают подобного эмоционального стресса и уходят из класса.

Но если всё-таки вы выдержали и не ушли, то присутствие на уроке может оказаться весьма полезным. Вы начинаете понимать требования преподавателя, ошибки юного музыканта в постановке рук, получаете представление о том, как должна звучать пьеса, которую разучивает ваш ребёнок. Некоторые родители подробно записывают все замечания учителя и дома могут квалифицированно помочь сыну или дочке.

Если родители учатся (учились) играть сами, то в этом случае помощь ребёнку будет особенно эффективна. Мы встречали пап или мам, которые параллельно с ребёнком начинали заниматься игрой на инструменте с частным преподавателям или по самоучителю.

Иногда не только чтобы лучше помочь сыну или дочке, но и для собственного удовольствия. В педагогическом смысле это — высший пилотаж. Не только потому, что родители начинают понимать проблемы и трудности обучения игре на инструменте, но и показывают личным примером, как надо заниматься.

Папа, который начал заниматься вместе с сыном в 39 лет, рассказал: «Мы с 8-летним сыном Игорем играем одни и те же пьесы и даже соревнуемся, кто лучше и быстрее их выучит. Иногда Игорь, слушая, как играю я, делает замечания: „Это место ты играешь слишком громко“ или „Тут следует замедлить“ и т.п. Иногда замечания делаю я.

 На домашнем концерте, который прошёл недавно, мы сыграли ансамбль в четыре руки… Вообще, теперь с сыном мы стали ближе друг друга…»

Как совместить две школы? Как успеть всё? Ну «всё» — это мы слегка погорячились. Всё — это явный перебор… Какие-то ограничения необходимы. От чего-то ученику музыкальной школы приходится отказываться.

Например, от компьютерных игр, отнимающих массу времени или от многочасового сидения перед телевизором. Но всё-таки успеть можно значительно больше, если придерживаться распорядка дня.

Не раз убеждались, что масса времени у тех, кто живёт без такого распорядка, зафиксированного (это важно!) на бумаге, исчезает непонятно где. Растворяется в тумане. Мы утверждаем, что некоторые временные резервы у ребёнка, занимающегося в двух школах, есть .

И здесь конечно родителям нужно внимательно и скурпулёзно, особенно вначале контролировать, напоминать, организовывать своего ученика. Строить свой распорядок дня совместно с ним.

Есть ещё множество вопросов и препядствий на пути к музыке, в одной статье всего не охватить ,но вместе с вашими юными талантами вы сможете пройти этот путь, Главное терпение и упорство.

Источник: https://multiurok.ru/files/o-roli-roditieliei-v-obuchienii-iskusstvam.html

Обучение игре на виолончели по методу «Colourstrings»

Поскольку методику «Colourstrings» создали два брата скрипач Геза Зилвей и виолончелист Чаба Зилвей, то в этой методике есть пособия по обучению игре на виолончели.

Поскольку оба инструмента принадлежат к семейству струнно-смычковых, то и методика обучения имеет много общего. Как и скрипичная методика виолончельная основывается на принципах и идеях музыкального воспитания Золтана Кодая.

В этой методике за каждой струной виолончели закреплен свой цвет и образ – Мама (струна Ля), Папа (струна Ре), Мишка (струна Соль) и Слон (струна До).

В книге А акцент делается на овладении постановкой, координации левой и правой рук (в том числе игра пиццикато всеми пальцами левой руки (номерное пиццикато)), развитии слуха (игра натуральных флажолетов по всему грифу), развитии чувства ритма и основ музыкальной грамоты.

  • Мне очень близко то как в пособиях подается материал, в использованием цвета и образов, что позволяет даже самому маленькому музыканту овладеть основами чтения с листа и практически сразу позволяет вовлечь ребенка в ансамблевую игру.

Так же очень важно, что ребенок сперва играет натуральные флажолеты, а только потом начитает полноценно ставить пальцы на гриф. Натуральные флажолеты настраивают слух ребенка, так как они звучат только если сыграны чисто.

Ведь основой музыкального слуха есть музыкальная память (мы запоминаем эталонное звучание того или иного звука, вот почему так вредно слушать фальшивую игру).

Слух ребенка привыкает к чистому звучанию, что в последующем упрощает работу над интонацией.

В конце пособия ребенок знакомится с ключом До и однолинейной нотацией. Надо помнить, что ребенок может полноценно осваивать только одну вещь (понятие), ведь намного проще ориентироваться с одной линейкой нежели с пятью.

Для тех кто хочет ближе познакомиться с методикой «Colourstrings» для виолончели – добро пожаловать в лагерь для маленьких скрипачей и виолончелистов.

Источник: http://www.orff.com.ua/method/colourstrings/obuchenie-igre-na-violoncheli-po-metodu-colourstrings

Ссылка на основную публикацию