Русская хоровая музыка x-xvi веков

Кант, партес, Титов

Русская хоровая музыка x-xvi веков

Рождественский собор «на Возмище», Волоколамск. Фотография 1950-х гг.

  • Русская хоровая музыка XVII-XVIII веков
  • Неизвестные авторы
  • Многолетие (XVIII в.)
  • Тебе одеющагося. Болгарский распев
  • Благослови, душе моя, Господа. Партесная обработка греческого распева
  • Кант «Ах, коль преславно»
  • Кант «Сидит сова на печи»
  • Канты о Полтавской победе
  • Василий Титов
  • «Понтом покры», ирмосы канона Пятидесятницы
  • Благослови, душе моя, Господа
  • Хвалите имя Господне
  • Веселитеся, праведнии
  • Московский государственный хор
  • Художественный руководитель Владислав Соколов
  • Дирижёр Андрей Кожевников
  • Запись 1981 г.

Партитуры подготовлены В. В. Протопоповым

http://files.mail.ru/L04XN3L04XN3L04XN3L04XN3L04XN3XX

mp3-256

78.3 МБ

Это — один из немногочисленных альбомов духовной музыки, выпущенных в СССР до перестройки. На сайте он выкладывался лишь по частям, см. каталог. Целиком на CD этот альбом вышел лишь однажды, поэтому я счёл нужным выложить данный диск.

Нетрудно заметить, что это оцифровка винила (впрочем, неплохая). Треки 7-10 я заменил более качественными вариантами отсюда http://intoclassics.net/news/2012-03-07-27403
Русская хоровая музыка x-xvi веков

Владислав Соколов

Владислав Геннадиевич Соколов (1908—1993) — советский хоровой дирижёр, педагог, композитор, Народный артист СССР. В 1956 году создал Государственный московский хор, которым руководил до 1988 года.

Обращение к духовной музыке в конце 1970-х не было для дирижёра случайным. «Мое воспитание, — вспоминал  Владислав Геннадиевич, — с малых лет шло буквально в стенах Церкви. Отец — Геннадий Яковлевич Соколов — отец Геннадий, священник Покровской церкви, был еще и регентом. На рубеже веков ему посчастливилось год учиться в качестве вольнослушателя в Синодальном училище».

Из воспоминаний Михаила Садовского:

«Мы работаем… пишем хоры… я — стихи, потом Соколов — музыку, и он не может оторваться, и даже немножко всерьез сердится… 

Видно несколько кремлевских башен… тихо… снег… чисто в Москве… даже крыши чистые… и часы на его столе, поразившие меня на всю жизнь… невиданные тогда, привезенные из Швейцарии, когда он возвращался с конкурса из Парижа, где выступал с детским хором… Всех командировочных только на часы и хватило…

Вернее сказать, не хватило, да хозяин магазина увидел через витринное окно, с каким интересом человек на улице рассматривает эти часы с колесом на проволочке, которое полоборота влево, а потом полоборота вправо… и так неспешно равномерно… успокаивающе — увидел и зазвал в магазин и, можно сказать, подарил, потому что много уж очень уступил в цене, чтобы у джентельмена хватило…

командировочных… у Народного Артиста СССР и при всех регалиях… Так было… 

Устав, мы переходим в другую комнату и погружаемся в старинные кресла, а я как раз против книжного шкафа до потолка и во всю стену… А в нем… О! Это уж целый клад: от Буссенера до Фолкнера, от Державина до Пастернака, от Купера до Бредбери…

А чего там могло не быть? Это же еще батюшка Владислава Геннадиевича собирал, Геннадий Яковлевич Соколов, главный настоятель собора в городе Рыбинске… что удалось спасти во времена страстей дьявольских… Почитать «на вынос» хозяин не дает, здесь — пожалуйста… но мне исключение…

Первая книга, которую я получил из этой библиотеки, — «Житие преподобного протопопа Авакума…»  — Послушайте, а откуда вы Библию-то знаете? — он когда говорит на религиозные темы, начинает по-волжски окать — это из детства, слова все оттуда, сам оттуда, с Волги, Ярославский…

И матушка кончала епархиальное, и отец учился в Синодалке на улице Большая Никитская в Москве, а потом сын, то есть Владислав Соколов, в тех же зданиях консерваторских постигал музыку у людей, которые еще отца учили… и так все перемешалось…

Александр Васильевич Александров, тот, что основал Ансамбль песни и пляски Красной Армии и музыку Гимна написал, а в то время — профессор консерватории и регент хора в Храме Христа Спасителя, вообще звал его не по имени и не фамилии, а просто — «отец», потому что в день знакомства спросил Владислава: «А Геннадий Соколов кто вам будет?» «Отец», — по—волжски ответил юноша Соколов, так и пошло… А вот и фотография на стене, весь хоровой цвет там — профессора и регенты различных московских хоров: Никольский, Чесноков, Данилин — ректор консерватории, Александров… Это его учителя…»

Из воспоминаний Бориса Тевлина:

«Для нас, молодёжи 50-х годов, он был личностью легендарной, хоровым кумиром. Его репетиции я вспоминаю с радостным светлым чувством. На репетициях он учил пониманию музыки, разной по стилю; его рука магически воздействовала на певцов, делала звук контрастным по окраске.

Надо было видеть, с какой жадностью мы впитывали каждое его замечание, с каким вниманием относились к его слову, взгляду. Он был чуток, внимателен, тактичен; как дирижёр отличался страстным, нетерпеливым характером, сердился, если не выполнялось малейшее его замечание. Во время репетиций нами руководило одно желание – хорошо выполнять его задания.

На хоровых певцов всегда оказывало влияние повелительная сила его жестов. Ясно ощущалось, что хор для него источник радости».

Источник: http://intoclassics.net/news/2012-03-31-27707

Русская музыка с древних времён по XVIII век

Русская музыка — это своеобразная летопись многове­ковой истории нашей страны. Ее истоки находятся в глу­бокой древности и тесно связаны с художественным твор­чеством восточных славян — песнями, сказками, легенда­ми.

Народное искусство всегда было неотделимо как от ве­рований и обрядов (сначала языческих, а позже христиан­ских), так и от земледельческого труда, который составлял основу жизни. Русский народ всегда славился своей музы­кальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти.

Этим объясняется и большое разнообразие ее жан­ров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни.

Уже в древние времена была широко распространена и инструментальная музыка. Она исполнялась на различных струнных, духовых и ударных инструментах, среди которых одним из самых любимых были гусли.

Постепенно в народ­ных песнях, танцах, наигрышах складывались тип мелоди­ки, особенности лада, ритма, многоголосия, то есть формиро­вались особенности национального музыкального стиля, ко­торый позже и определил неповторимое своеобразие рус­ской профессиональной музыки.

Зарождение профессиональной музыки в России проис­ходило в эпоху создания первого древнерусского государ­ства — Киевской Руси (IX—XIII века). Введение христиан­ства в качестве государственной религии (988 год) и укреп­ление связей с Византией имели огромное значение для его последующего политического и культурного развития.

Киевская Русь во время своего расцвета (первая половина XI века) заняла важное место среди стран средневековой Европы.

Велика ее роль в истории русской культуры, о чем свидетельствуют дошедшие до нас шедевры — архитектура и фрески киевского Софийского собора и знаменитое произ­ведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Первыми формами профессиональной музыки стало уст­ное светское искусство сказителей и скоморохов и пись­менное музыкальное творчество, связанное с церковным пением. Музыка занимала важное место в жизни Киевской Руси. Она звучала во время церемоний, военных походов, пиров, на охоте, а также в повседневной жизни.

Скоморохи — любимцы князей и простого народа — были талантливыми артистами — певцами и танцорами, «лицедеями» и фокусниками, акробатами и дрессировщи­ками.

Свои выступления они сопровождали игрой на раз­личных народных инструментах — дудках, волынках, гус­лях, гудках, трубах, бубнах, свирелях.

Певцы-сказители вос­певали боевые подвиги князей и дружин; образ такого песнетворца воссоздан в «Слове о полку Игореве», автор кото­рого вспоминает прославленного Баяна, жившего в XI веке.

С принятием христианства начинает развиваться духов­ная музыка, которая сначала испытывала сильное визан­тийское влияние. Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось при по­мощи особых условных знаков, происходивших от системы невменного письма. ( Невмы (от греч.

Читайте также:  Как создать музыкальную группу?

«дыхание») — знаки нотного письма, которые применялись в церковном пении в средневековой Европе; помещались над словесным текстом и напоминали певцам лишь о направлении мелодии, то есть служили своеобразной «подсказкой» при пении). Эти знаки могли обозначать как один звук, так и группу звуков, целую характерную попевку, но не указывали их точную высоту.

Такой способ записи» му­зыки получил название знаменного письма (от сла­вянского слова «знамя» — «знак»). Его называли также крюковым письмом (по наименованию одного из главных знаков — «крюк»).

Мелодии знаменного пения (рас­пева) обычно строились на плавном поступенном движе­нии в диапазоне кварты или квинты, повторении несколь­ких попевок (мелодических формул) и их вариантном раз­витии: Русская хоровая музыка x-xvi веков

После распада Киевской Руси, связанного с междоусоби­цами князей и нашествием монголо-татарских орд (в 1240 го­ду Киев был взят ханом Батыем), основным хранителем древнерусской культуры становится Новгород — полити­чески независимый («вольный»), богатый торговый город.

Новгородские былины донесли до нас описание его шумной яркой жизни, непременными участниками которой были скоморохи, а самым знаменитым среди них — певец и гус­ляр Садко. Новгород становится своеобразным центром русского скоморошества.

В городе и вокруг него возникли целые скоморошьи поселения. В них жили многочислен­ные семьи артистов, оттуда они разъезжались по всей Руси. Своим искусством славились новгородские церковные пев­чие и мастера колокольного звона.

Эффектная и разнооб­разная «колокольная музыка» стала еще одним неповтори­мым видом древнерусского искусства.

Русская хоровая музыка x-xvi веков

Эпоха Московской Руси — новый этап в развитии на­циональной культуры и искусства.

Создают свои шедевры великие художники — Феофан Грек, Андрей Рублев, Дани­ил Черный, Дионисий, возникают новый архитектурный ансамбль Московского Кремля(К работе над созданием Кремля были привлечены итальянские мастера, в том числе архитектор А. Фиораванти и инженер П.

Солари), многочисленные монастыри и соборы. К середине XVI века относится и появление пер­вых печатных книг: в 1564 году И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана богослужебная книга «Апостол».

В песенном фольклоре этого времени рождается новый эпический жанр — историческая песня, которая при­ходит на смену былинам: в ней, в отличие от былин, рассказывалось о реальных событиях и героях.

Тогда же по­является и лирическая песня с ее глубокими эмо­циональными образами и импровизационным характером напевов, о чем свидетельствует существование множества вариантов песен.

С этим жанром связано и развитие особо­го вида многоголосия — русской хоровой подголосочной полифонии.

При московском дворе продолжало развиваться свет­ское искусство. Несмотря на постоянные преследования скоморохов со стороны церкви как «нечестивцев», творивших «богомерзкие дела», московские цари любили скоморошьи «забавы» и содержали для них целый штат артистов.

По­степенно в придворном быту появляются и европейские музыкальные развлечения — слушание «заморской» музы­ки, исполняемой на органе и клавикордах.

В Москве посто­янно заботились и о состоянии церковного пения: была про­ведена большая работа по исправлению ошибок в старин­ных знаменных распевах и систематизированы духовные песнопения, что привело к созданию в XV веке «Обихода» — певческой книги русской православной церкви.

В конце XV века при дворе Ивана III учреждается хор госуда­ревых певчих дьяков. В него входили 30—35 певцов, которые постоянно сопровождали царя и пели как в собо­рах, так и во время различных дворцовых церемоний (В XVIII веке хор был переведен в Петербург и преобразован в Придворную певческую капеллу). Вре­мя Московской Руси стало эпохой наивысшего расцвета хоровой культуры знаменного пения.

XVII век стал рубежом в истории России: закончилось Средневековье и наступил новый важный этап в развитии государства, в течение которого произошли серьезные изме­нения во всех сферах жизни.

Тревожное начало века, слож­ная политическая и социальная обстановка внутри страны были связаны со многими причинами: это «смутное» время междуцарствия с его борьбой за трон, завершившейся при­ходом к власти в 1613 году династии Романовых, стихий­ные бедствия и крестьянские бунты, борьба против польской и шведской интервенции. Лишь к середине века укрепля­ется государственный строй России, восстанавливается ее экономика. Важным событием для дальнейшего развития государства, сближения и тесного взаимодействия культуры славянских народов стало объединение России и Украины в 1654 году. Вместе с тем рост государственных налогов и закрепощение крестьянства приводят во второй половине XVII века к новым социальным потрясениям, среди кото­рых самым значительным стала крестьянская война под предводительством Степана Разина. А церковные реформы патриарха Никона вызвали движение протеста (раскол) среди крестьянского и городского населения и многочисленные выступления в защиту «старой веры».

Несмотря на все потрясения, XVII век явился перелом­ным в области просвещения, культуры и искусства. Усиле­ние международного авторитета России, рост внешней тор­говли способствуют укреплению ее культурных связей со странами Западной Европы, развитию науки и образования.

Успешно развивается книгопечатание, причем издается не только религиозная литература, но и научные и техниче­ские книги.

В дворянском обществе усиливается тяга к об­разованию и просвещению: организуются первые школы, дающие среднее образование, а в 1687 году в Москве откры­вается первая высшая Славяно-греко-латинская академия.

В литературном творчестве возникают новые светские жан­ры — бытовые, исторические, сатирические повести. Боль­шие перемены происходят в живописи.

Одной из централь­ных фигур в искусстве XVII века был художник, ученый, педагог и богослов Симон Ушаков; уже в иконописи он стре­мился воссоздать живое человеческое лицо («как в жизни бывает»). Такое новое понимание основной задачи искус­ства как отражения реальной действительности приводит к рождению парсунного письма, то есть жанра светско­го портрета («Парсуна» — искаженное латинское слово «персона», что означает «лицо», «личность».).

Серьезные изменения произошли в этом столетии и в музыке. Еще в XVI веке возникли такие ранние формы цер­ковного многоголосия, как двух- и трехголосное пение.

Но настоящее утверждение многоголосия в русской духовной музыке происходит во второй половине XVII века, когда в Москве закрепляется пришедший с Украины новый хоровой стиль — партесное пение («Партес» (лат.

) — «голоса»; партесное пение — пение по голосам, по хоровым партиям

Источник: https://znatock.org/s2347t1.html

История русской хоровой музыки (тезисы лекций)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Развитие профессиональной хоровой музыки на Руси (Х-ХVI вв.) 2. Русская хоровая музыка ХVII-ХVIII веков 3. Возникновение оперы в России, ее развитие (ХVIII век). Творчество композиторов М.Березовского, Д.Бортнянского, С.Дегтярева 4. Становление русского оперного национального стиля, оперное хоровое творчество русских композиторов начала и середины ХIХ века 5. Оперно-хоровое творчество М.И.Глинки (1804-1857 гг.) 6. Хоры из опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» 7. Оперно-хоровое творчество А.С.Даргомыжского (1813-1869 гг.) 8. Хоровое творчество композиторов второй половины ХIХ — начала ХХ веков 9. Оперно-хоровое творчество А.П.Бородина (1838-1887 гг.) 10. Оперно-хоровое творчество М.Мусоргского 11. Оперно-хоровое творчество Н.Римского-Корсакова 12. Высокий расцвет русской хоровой композиторской школы 60-80 гг. ХIХ века 13. Хоровое творчество П.И.Чайковского 14. Хоровое творчество С.Танеева (1856-1915 гг.) 15. Хоры без сопровождения С.Танеева 16. Хоровое творчество С.Рахманинова (1873-1943 гг.) 17. Хоровое творчество В.С.Калинникова (187-1927 гг.) 18. Обзор хорового творчества композиторов А.Аренского, А.Кастальского, А.Гречанинова

Лекция № 1. Развитие профессиональной хоровой музыки на Руси (Х-ХVI вв.)

Введение христианства на Руси. Широкое распространение письменности и искусства.

Центральный обряд древней культуры – богослужение, соединившее элементы словесного, театрального, изобразительного, музыкального, прикладного, архитектурного искусства.

Подчинение их единым эстетическим принципам. Хоровое пение – основа в ритуале православного богослужения. Связь культовой музыки с византийской культурой.

Древнейшая форма культовой музыки —  знаменный распев, разновидности его и эволюция.

ХII-ХIII столетия – особая роль народно-певческого творчества, героико-патриотическая тематика, связанная с прославлениями какого-либо героя, города. Влияние народно-певческого творчества на развитие и изменение стиля знаменного пения. Характерные особенности – монодийность, суровость, унисонов хора. Раннее многоголосие (строчное пение).

ХIV-ХVI века – эпоха культурного расцвета государства, объединение русских земель. Мощный подъем хоровой культуры. Создание новых вариантов, связанных с личным творчеством и различными певческими традициями. Новый жанр многоголосия – лирическая песня, покаянный стих.

Читайте также:  Мостик к исполнению мечты в школе вокала

Изменение в построении фактуры строчного пения – «подголосочная», усложнение структуры хора. Усовершенствование знаменной нотации. Организация певческих школ, формирование основных исполнительских принципов.

Синтез своеобразных черт профессионального церковного пения и традиций народного искусства. Средневековая традиция песнетворчества, ее связь с исторической темой.

Вопросы:

  1. Когда было введено христианство на Руси?
  2. Древнейшая форма культовой музыки?
  3. Что такое знаменный распев?
  4. Особенности, характерные для раннего многоголосия?
  5. Что такое монодия и где она используется?

Для изучения:

  1. Расшифровка М.Бражникова. ХVI век – неизвестный автор «Степенна» — суровость унисонов хора, размеренность движения мелодии, монодийность.
  2. ХУП век – «Херувимская песня» — гибкость мелодических линий, сочетание аккордов, диссонансы секунд, куплетность формы.

Рекомендуемая литература:

  1. Асафьев Б. Знаменный распев – в кн. «О хоровом искусстве» — Л., 1980 г., стр.37.
  2. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. М., 1985 г., стр.6-14.
  3. Келдыш Ю, Левашова О. История русской музыки, вып.1, гл. 6-9, М., 1990 г.
  4. Протопопов В. Полифония в русской музыке до Глинки. М., 1962 г.

Лекция № 2. Русская хоровая музыка ХVII-ХVIII веков

ХVII век – перелом в культурной жизни России. Смена стилистических формаций, слияние всех земель в одно целое.

Подголосочно-полифоническая форма предшествующей эпохи, ее влияние на новый портретный стиль. Оживление темпа развития церковного многоголосия, интенсивное восприятие новых форм. Прогрессивность партесного пения.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=218

Музыкальная культура средневековой Руси

Возникновение профессиональной музыки на Руси тесно связано с событием, определившим всю дальнейшую судьбу русского народа, – с принятием в конце X века христианства [1]. Приобщение к православию позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение.

Крещение Руси проводилось «сверху», зачастую насильственными методами. В народных низах продолжало жить язычество. В музыкальном искусстве следствием борьбы христианского и языческого мировоззрения явилась веками существовавшая на Руси оппозиция духовной музыки в виде церковного пения и нецерковной, связанной с устным народным творчеством.

Различные виды народного инструментального музицирования объединялись понятием «мусикия». К мусикии относили игру на музыкальных инструментах, плясовые наигрыши, искусство скоморохов, издавна потешавших, смешивших и будораживших русский народ. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний.

Они пели и плясали, играли на  народных инструментах (гуслях, гудках, дудках, волынках, бубнах, домрах), разыгрывали сценки, фокусничали и сквернословили. Их репертуар складывался преимущественно на основе народной музыки. Творчество скоморохов явилось связующим звеном между фольклором и профессиональным искусством.

Скоморошество, будучи частью смеховой культуры средневековой Руси,  было пронизано особым духом свободомыслия, раскован­ности творчества. Нередко за напускной глупостью оно являло острую сатиру на сильных мира сего.

Официально считаясь проявлением греховности и  дьявольского искушения, скоморошество подвергалось постоянным гонениям со стороны властей.

Многочисленные государственные и церковные указы и грамоты постоянно клеймили «нечестивцев», творивших «богомерзкие дела» [2].

Критика отцов церкви не распространялась на «престижные» инструментальные жанры – военную музыку и инструментальное сопровождение  былин и героического эпоса. В эпических сказаниях прославлялись боевые подвиги князей и их дружин. Представителем этой героической песенной традиции был, в частности, легендарный Боян, образ которого запечатлен в «Слове о полку Игореве» (XII век).

Церковно-певческое искусство, оставившее глубокий следв русской культуре последующих времен, было частью единого культового действа. С самого начала своего развития оно складывалось как искусство вокальное. Только голос поющего человека признавался единственным «музыкальным инструментом», достойным доносить Слово Божие.

Церковное пение называлось «сладкогласным», «богоданным».  Его первоначальные формы, как и способы записи, были заимствованы из Византии в X веке вместе с принятием христианства. Это было унисонное мужское пение, воспринимавшееся как аналог соборной молитвы (другой возможный вариант – антифонное пение двух мужских хоров).

Строго выдержанное одноголосие без инструментального сопровождения стало одним из основных признаков древнерусского певческого искусства[3].

Считалось, что именно одноголосное интонирование текста создает ощущение бестелесности, ангелоподобности; в отличие от него любое многоголосие связывалось с пространственными представлениями, с материальностью, телесностью.

Для записи церковных песнопений использовались не ноты, а особые знаки, или, по-старославянски, «знáмена» (иначе – «крюки»[4]).

Отсюда происходит название «знаменное пение», «знаменный распев» (или, как говорили в старину, рóспев).

Каждый знак соответствовал определенной мелодической попевке –  краткому мотиву диатонического склада в объёме терции или кварты.

Знаменный распев на протяжении семи веков (XI – XVII) был основой всей древнерусской церковной музыки. Его мелодика отличалась плавностью поступенного движения. Терцовые и квартовые скачки допускались в особых случаях. Плавной, равномерной была и ритмика.

В практике церковного пения долгое время бытовала устная традиция. Лишь в XV-XVI веках все виды церковных песнопений были «положены на знамя».

В ходе исторического развития первоначальная византийская основа русского церковного пения видоизменялась. Во-первых, она все шире взаимодействовала с русской народно-песенной традицией.

Во-вторых, изменения церковно-славянского языка, приводившие к значительным несовпадениям текста и музыки, вызывали необходимость видоизменять и напевы. В-третьих, формирование пантеона русских святых обусловило появление новых песнопений.

Все это нашло отражение в сознательной переработке греческих по происхождению напевов на русский лад. В музыке, как и в иконописи, творческий дух русских мастеров всегда находил способы своего проявления.

Начальный период развития древнерусского певческого искусства (с XI – до середины XV века) связан с историей Киевской и Новгородской Руси. На этом этапе русская церковная музыка осваивала и интерпретировала византийскую традицию, существенно ее не меняя.

Наиболее близка византийским истокам была художественная культура Киевской Руси.

В числе сохраненных нормативов – система осмогласия (восьмигласия), которая определяла порядок чередования песнопений в течение годовых церковных служб.

Система осмогласия, возникшая на основе христианского календаря, окончательно сформировалась в творчестве византийского богослова и гимнографа VIII века св. Иоанна Дамаскина.

         Каждые 8 недель христианского календаря составляли столп. Каждой неделе столпа соответствовал определенный  глас – совокупность мелодических попевок, на основе которых строился распев. По истечении одного столпа начинался новый цикл – следующий столп. Точкой отсчета служил праздник Пасхи.

В Киевской Руси наряду с обычным знаменным существовал особый род кондакарного пения, отличавшегося обилием мелодических украшений и внутрислоговых распевов.

В период феодальной раздробленности, начавшийся после распада Киевской Руси и монголо-татарского нашествия[5], центром богослужебного пения становится Новгород.

Политически независимый («вольный»), богатый торговый город, не познавший тяжести ордынского ига, Новгород способствовал развитию самобытного искусства, в котором все менее был слышен «голос Византии».

Воплощая духовные идеалы русского народа, новгородская художественная школа (в том числе зодчество и иконопись) постепенно преодолевала зависимость от византийских образцов.

Именно Новгород становится крупным центром скоморошьей культуры. В городе и вокруг него возникли целые скоморошьи поселения. Оттуда народные актеры разъезжались по всей Руси. В XVI веке их выписывали из Новгорода в Москву для «царской потехи».

Ярким явлением жизни новгородцев были колокольные звоны. Колокола прочно вошли в церковный обиход русских городов и впоследствии стали не только предметом национальной гордости, но и своеобразным «звукообразом» Руси.

Расцвет хоровой культуры знаменного пения в эпоху Предвозрождения

С середины XV века в древнерусском церковно-певческом искусстве в полной мере проявляются черты национальной самобытности. Начинается эпоха его расцвета, которой предшествовало объединение русских княжеств вокруг Москвы и создание единого государства[6]. Москва становится центром развития художественной культуры, которую принято называть культурой Предвозрождения.

Читайте также:  Как сделать музыкальный клип?

Важным завоеванием нового периода развития богослужебного пения стало рождение русской кантилены. Лаконичные речитативные мотивы раннего знаменного распева со временем переросли в широкораспевные. Мелодическое дыхание стало протяженным, свободным, гибким, расширился диапазон. Он достиг малой септимы, а весь звукоряд – дуодецимы.

Усовершенствовалась техника композиции. Мастера XV века уже не ограничивались опеванием опорного тона и его перемещением. Они использовали более сложные приёмы: повтор, вариационную разработку, сокращение и расширение попевок, секвенции. Напевы песнопений иногда украшались своего рода юбиляциями – так называемыми фитами и лицами.

Большая работа по систематизации духовных песнопений в XV веке привела к созданию «Обихода» – певческой книги русской православной церкви.

Эволюция церковного пения на Руси была тесно связана с деятельностью русских распевщиков[7]. Распевщик считался интерпретатором, а не творцом новых гимнов. При создании песнопений он ориентировался на архетип – канонический образец. Эти музыкальные «трафареты» назывались подобны[8] (отсюда выражение «пение на подобен»). Каждый жанр церковной музыки имел свой набор подобнов.

Исторические свидетельства говорят о высочайшем профессиональном уровне древнерусских распевщиков. Старейшими среди них были братья новгородцы Савва и Василий Роговы (XVI век). Василий (в монашестве Варлаам) впоследствии сделал блестящую духовную карьеру, став первым митрополитом ростовским.

Братья Роговы имели учеников и в Новгороде, и в Москве. Среди учеников Саввы Рогова – Федор Крестьянин (Христианин)[9], Иван Нос, Стефан Голыш. Все они занимали высокое общественное положение и были заметными личностями в свое время.

В середине XVI века знаменный распев достиг расцвета. В это время возникает множество мелодических  вариантов одного и того же песнопения, что значительно расширило объем певческого репертуара. Свой собственный распев имел каждый крупный монастырь. Особенно славились распевы Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавры.

От знаменного распева ответвились особые разновидности хорового пения. Например, по торжественным дням, в большие церковные праздники звучал демественный[10] распев.

Он отличался великолепием, пышностью, обильными украшениями, не случайно его называли «красным».

Являясь венцом богослужебного пения, демественный распев не связан с осмогласием и находится как бы выше него.

Вершина развития знаменного распева – «большой распев»[11]. Помимо насыщения широкой мелодической распевностью, он словно «прорастал» интонациями русских народных песен, что делало знаменный распев более близким и доступным прихожанам.

 Происхождение «большого распева» связывают с именем одного из самых одаренных мастеров хоровой музыки русского Предвозрождения Федора Крестьянина. Вместе с Иваном Носом Федор Христианин работал в Москве в   Александровой слободе, где царь Иван Грозный создал своего рода «консерваторию», куда приглашал лучших мастеров.

Иван Грозный был знатоком и большим любителем церковного пения[12]. По его инициативе Московский собор 1551 года[13] обязал духовенство всех городов организовать певческие школы для обучения детей пению и чтению.

Новым явлением в певческом искусстве второй половины XVI века стало также троестрочное пение.

Свое название троестрочие получило от системы записи: три голоса фиксировались по строкам разными цветами (красным и черным) и сводились в разноцветную партитуру.

Главным голосом был «путь», который обычно пел каноническую мелодию знаменного распева. «Путь» помещался в средний голос и обрамлялся «верхом» и «низом».    

Троестрочное пение не считалось отступлением от одноголосной традиции. В свете учения о Святой Троице в нем раскрывалась идея триединого ангелоподобного пения, когда три голоса плавно текут то параллельно друг другу, то вливаясь один в другой, то расходясь.

В эпоху Предвозрождения богослужения музыка становится предметом административной опеки.

Проводится большая работа по исправлению ошибок и разночтений в старинных знаменных рукописях, состояние церковно-певческого дела в стране инспектируется образцовым хором государевых певчих дьяков[14].

Этот хор был учрежден еще в конце XV века при дворе Ивана III. В него входили 30-35 певчих, которые постоянно сопровождали царя и пели как в соборах, так и во время различных дворцовых церемоний.

В XVI веке певческое искусство впервые выходит за пределы церкви. Об этом свидетельствует возникновение жанра под названием «стих покаянный». Стихи покаянные бытовали вне храма, не были связаны с конкретным богослужебным чином, а в их стилистике сказалось влияние народных песен.

В XV и XVI веках получили распространение театрализованные музыкальные представления, в которых разыгрывались библейские сюжеты. Повествующие об Адаме, Каине, Иосифе, Моисее, Самсоне, Давиде, они были частью праздничных богослужений.

Наибольшей популярностью пользовалось «Пещное действо», исполнявшееся перед Рождеством.

  Его содержание связано с историей трёх отроков, по приказу царя Навуходоносора брошенных в раскаленную печь за отказ поклоняться вавилонским богам и спасенных ангелом небесным.

Постепенно в придворном быту «приживаются» и европейские музыкальные развлечения – слушание «заморской» музыки, исполняемой на органе и клавикордах.

[1] 988 год – «официальная» дата крещения Руси.

[2] В XVII столетии множество скоморохов было выселено из цент­ральных областей на Север и в Сибирь, а их инструменты сожжены. Однако традиции скоморошества вошли в стиль придворного шутовства, в народный театр.

[3] Отдельные элементы многоголосия появляются не ранее середины XVI века. Длительное культивирование монодии способствовало развитию мелодического начала – основы русской национальной музыкальной культуры.

[4]  из-за характерной формы наиболее распространенного знака. Часть певческих знаков сохранила греческое название и значение (параклит, кулизма и др.). Однако более широкое распространение получили емкие русские обозначения, данные знакам по их внешнему виду: «крыж» (крест), «чашка», «палка», «стрела простая», «стрела громная», «два в челну», «голубчик борзый», «паук» и т.д.

Знаменная письменность является одним из вариантов безлинейного невменного письма. Подобно всем другим невменным знакам, знамена не фиксировали точную высоту звуков. 

[5] В 1240 году Киев был взят ханом Батыем.

[6]  В 1389 году русское войско под руководством московского князя Дмитрия Донского (по благословению великого духовного наставника Сергия Радонежского) разбило татарского хана Мамая в битве на Куликовом поле.

В конце XV века при князе Иване III Русь добилась полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Иван III первым из московских князей именует себя «государем всея Руси». В XVI веке его внук Иван IV Грозный расширяет границы государства, присоединяя новые земли.

Москва становится столицей Русской державы, символом ее величия и славы.

[7] Слово «композитор» не употреблялось. При переводе греческих текстов на церковно-славянский язык распевщику часто приходилось распевать текст (отсюда и пошло слово «распев» или «рóспев»), добиваясь, чтобы ритм музыки соответствовал просодии стиха.

[8]  От греч. сходный, подобный.

[9]  В XVI веке эти слова были идентичными по смыслу.

[10] Доместик – регент хора, который по традиции хранил в памяти многие новые мелодии, не подчиненные знаменной традиции.

[11] Термин «большой распев» можно объяснить двояко. Это распев мелодически развитый, богатый, обогащенный мелизмами, торжественный. Вместе с тем, это распев большой протяженности. Например, на слово «власти» при исполнении его обычным распевом приходится 4 музыкальных звука, а в большом распеве – 47.

[12] Он считается автором двух стихир, посвященных памяти первого московского митрополита Петра и торжеству перенесения в Москву иконы Владимирской Богоматери.

[13] так называемый Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Кремля. Его решения выражены в 100 главах.

[14]  Хор государевых певчих дьяков в XVIII веке был переведен в Петербург и преобразован в Придворную певческую капеллу.

Источник: http://musike.ru/rml/medieval

Ссылка на основную публикацию