Фольклорные жанры в классической музыке

Профессиональное внимание музыкантов, обращенное к русскому фольклору, появилось в конце XVIII века и позже неуклонно возрастало, увеличиваясь прямо пропорционально исчезновению живой традиции. В XX веке сильнейшая волна интереса к фольклору совпала с так называемой «хрущевской оттепелью».

В условиях 1960-х годов тяготение к фольклору (равно как и интерес к знаменному пению) был одной из завуалированных форм противления «официозу». Поиски неформальных сфер творчества зачастую приводили не только к художественным, но и к духовным открытиям. В этом отношении показательна, например, фигура Ю. М.

 Буцко, который во время фольклорных поездок на Русский Север открыл для себя знаменный распев как важнейшую композиционную и нравственную опору. В сознании музыкантов аутентичный фольклор представлялся подлинной ценностью в сравнении с «народным» академическим хором искусственно выведенным культурным феноменом.

Любопытно, что именно тогда (вследствие «аллергии» на усредненный народно-хоровой звук) музыковеды и композиторы обратили внимание на весь комплекс поэтики народного пения, в том числе и тембр.

Традиционный «фольклорный звук» обладает специфическим тембром, существенно отличным от академического. Его звучание часто непривычно для слуха профессионального музыканта, и, как правило, оно воспринимается как фальшивое, хотя именно в этой «фальши» заключается неповторимость интонирования местного традиционного стиля.

Не случайно встреча с народными певцами обычно начинается фразой: «А в нашей деревне песни играют не так, как у соседей». При этом имеется в виду не только репертуар, но и само звучание песни.

На удивительную природную красоту такого интонирования и его своеобразную тембровую краску в 1960-х годах обратили внимание Щедрин, Буцко, Слонимский, Сидельников.

Показательно, что это произошло во второй половине 20 века, когда композиторы уже начали открывать для себя новое качество звуковой материи ее красочность (уже не поздне-романтическую, а сонорную). Русский аутентичный фольклор с его завораживающим звучанием оказался одной из самых оригинальных тембровых красок.

В задачу композиторов, разумеется, никогда не входило сохранение традиции в ее исконном виде, фольклор всегда воспринимался художником как новый материал. Однако если раньше из фольклора заимствовали темы, то теперь начали заимствовать и моделировать саму материю звука.

Особенности фольклорного тембра

Народные исполнители имеют свои неписаные законы вокального мастерства, которые выражаются емким глаголом «ладить». Важнейшим условием такого «лада» является правильная (в условиях данной традиции) подача звука. У народных певцов резонаторы работают иначе, нежели у академических вокалистов.

Это связано с тем, что в песне, в первую очередь, должен быть отчетливо произнесен текст, следовательно, связки должны быть полностью свободны, а гортань подвижна. В большой степени используется грудной резонатор, который дает жестковатость и громкость.

Головной резонатор часто прибавляет носовой призвук: это неизбежно, так как при использовании в качестве резонатора надсвязочной полости (как это принято в академическом вокале) гортань оказывается в фиксированном положении, что мешает четкому произнесению текста.

Поэтому у народных исполнителей (как и у певчих-старообрядцев) интенсивнее работают лобные, носовые участки головного резонатора, которые дают эффект некоторой «гнусавости».

Вибрато у народных исполнителей более частое, менее гладкое. Оно необходимо и для красоты голоса, и для его защиты. Например, при пении верхнего контрастного подголоска — дишканта в казачьей песне в предельно высоком грудном регистре необходимо защитить голос от срыва и облегчить переход в микстовую зону.

Этому способствует вибрато, которое, в свою очередь, дает неповторимый эффект летучести и напряженности звучания (донской подголосок, по образному выражению М. Шолохова, «убивается» и потому слышен на очень далеком расстоянии). Вибрато — стойкий атрибут мужского пения.

Есть стили пения, практически, лишенные вибрато — например, западно-русская женская традиция.

Слуховое ощущение, которое возникает при пении ансамбля народных исполнителей, связано с психо-акустическими законами. Даже если поют в унисон, все равно слышится диссонанс, поскольку каждый народный исполнитель всегда воспроизводит «шершавое», чересчур «тембристое» звучание. Причиной этому становится фольклорный тембр, а именно — совокупность его составляющих.

Частотный график академического тембра показывает, что низкие гармоники слышны незначительно. У народного же исполнителя слышны все форманты, в том числе и низкие речевые.

Это придает голосу «металлический» рокочущий оттенок. Таким тембром отличались вплоть до начала XX века выдающиеся дьяконы.

Сила дьяконского голоса могла быть такова, что рядом с обладателем подобного баса невозможно было стоять.

Графики гармоник народного исполнителя А. И. Минаева, станица Усть-Бузулукская. «Ой, полно-полно нам, братцы, крушиться» (1995 год)

Фольклорные жанры в классической музыкеФольклорные жанры в классической музыке

Фольклорные жанры в классической музыкеФольклорные жанры в классической музыке

Графики гармоник академического певца. Ф. И. Шаляпин «Не велят Маше»

  • Фольклорные жанры в классической музыке
  • Фольклорные жанры в классической музыке
  • Фольклорные жанры в классической музыке
  • Фольклорные жанры в классической музыке

На спектрограмме пения Шаляпина ясно видно меньшее количество гармоник при наличии «высокой певческой форманты» особого слоя призвуков, обеспечивающих голосу блеск и летучесть (находится на уровне 3000 КГц).

Спектрограмма народного певца значительно «гуще», это означает, что в этом звучании не «отсеяны» избыточные речевые гармоники и потому сам по себе такой голос звучит как некая диссонантная «краска». Композиторы ощущение этого тембрового диссонанса восполняли другими средствами.

Например, если исполнители поют «вроде бы» в унисон, а из-за «тембрового переченья» слышна секунда, композитор выписывает секунду. Вплотную к этому в своем творчестве подошел уже Стравинский.

В связи с фольклорным тембром встает еще одна важная «высотно-физическая» проблема. В мужском пении академическая и традиционная манеры не слишком различаются (поскольку дыхательный аппарат работает одинаково). В то же время, природа женского пения — академического и традиционного — различна.

Женское народное пение (особенно в обрядовых жанрах) значительно ближе речи, плачу, крику, нежели пению в музыкальном смысле. Это обусловлено многими причинами этнографического свойства.

Но главным представляется то, что женское народное пение формировалось вне воздействия церковнопевческой культуры, в отличие от мужского. У женского голоса в академической и традиционной манерах пения различная тесситура. Нельзя (несмотря на опыты ансамбля Д.

 Покровского) спеть «Свадебку» фольклорно — звучный регистр у академического голоса один, а у народного — другой. Разница тесситур составляет примерно октаву.

Еще одна проблема — это фольклорная интонационность. Так как народное пение артикуляционно очень тесно связано с речью, то и интонирование его, строго говоря, не вполне музыкально. В разное время для него предлагались такие термины как «предмузыкальное» (Е. Левашов), «допесенное» (А. Мехнецов).

Прежде всего, фольклорное интонирование как бы «засорено» большим количеством лишних экмелических призвуков физиологического происхождения, глиссандированием, мелизматикой (возникающей в момент резкой атаки).

По большей части, это выходит у исполнителей непроизвольно, при этом иногда у них самих существуют собственные термины для определения специфических приемов1.

При кажущейся усложненности системы народного интонирования, она ориентируется на диатонические и пентатонные звукоряды. Специфика состоит в том, что на ясную модальную основу постоянно накладывается целый слой экмелики. Чем архаичнее жанр, тем он ближе речевой интонации, и соответственно, тем заметнее в нем присутствие экмелики.

Фольклорный тембр в сочетании с интонационностью традиционного пения составляет неделимый тембро-интонационный комплекс.

Тембро-интонационный комплекс фольклорного пения
и проблема гармонии

Ключевая, проблема настоящей работы — роль гармонии в воссоздании тембро-интонационного комплекса народного пения. Этот аспект волновал, начиная с 60-х годов ХХ века, всех фольклористов, рассуждающих о композиторских методах преломления фольклорной культуры.

Так, на страницах журнала «Современная музыка» в 60-е годы проходила дискуссия между А. Юсфиным и И. Земцовским. А.

 Юсфин утверждал, что фольклор смыкается с авангардными крайностями композиторской техники: «… лишь когда профессиональное искусство достигает высокого уровня зрелости, оно оказывается в состоянии впитать в себя „предельные“ качества [свойственные, например, русским причитаниям — А. У.

] народного музыкального мышления во всей их полноте»2.. И. Земцовский же говорил, что народ мыслит просто, и что: «… народное искусство и профессиональное творчество < …> исторически развиваются все же своими, отличными друг от друга путями»3.

Тембровость, понимаемая как высотно-нерасчленимая «краска», — сонорная категория. Сонорный первоисточник, в свою очередь, требует и окружающей сонорной гармонии.

Тембровая составляющая, начиная с 60-х годов, все время подводила композиторов к использованию сонорных средств или сонорно-окрашенной гармонии.

Послевоенное поколение композиторов (в отличие от Свиридова и даже Стравинского) уже подошло к темброво-интонационному комплексу фольклора как к сонорному образованию.

Более всего композиторов в XX веке привлекали именно самые архаичные женские жанры, в отличие от XIX века, когда все внимание композиторов было обращено на протяжную песню (изначально мужской жанр). Главной причиной тому было звучностное (сонорное) своеобразие фольклорной песенной архаики.

Особенно интересным для композиторов оказался жанр плача, так как он является интонационно наиболее нестабильным, а в тембровом отношении — наиболее «экзотическим».

Привлекало, однако, и другое: причет — это не только неповторимая интонационная форма, но и предельно «сгущенное» содержание — это звуковая картина пограничного состояния между жизнью и смертью. В тексте используются самые красивые образы, привлекаются все максимальные средства.

Чувства плакальщицы достигают предельного уровня: это максимальная боль, максимальное напряжение и максимальная эмоциональная правда.

Поэтическая структура плача близка к тоническому стиху, где фиксированными являются только начало и конец, а середина — расшатанная, непредсказуемая. Именно здесь можно проявить фантазию, как исполнителю — плакальщице, так и композитору, который берет этот жанр за основу.

Жанр плача композиторы использовали по-разному: в одних случаях — в виде жанра как такового со всем комплексом его средств (в том числе и с поэтическим текстом — «Свадебные песни» Буцко), в других — одну лишь его тембро-интонационную стилистику («Поэтория» Щедрина).

Источник: http://gromadin.com/rmusician/archives/1191

Жанры классической музыки: история и современность, описание и интересные факты :

Музыка — это один из самых древних видов искусства, который со временем не только не потерял актуальность, но стал даже более востребованным и популярным. Разумеется, в нем есть огромное количество жанров, видов, направлений и школ.

Фольклорные жанры в классической музыке

Одним из наиболее крупных течений в этом искусстве является классическая музыка. Существует ее большое типовое разнообразие, которое формировалось на протяжении нескольких сотен лет.

Понятие

Прежде чем начать разговор о жанрах классической музыки, нужно разобраться с тем, что именно подразумевает под собой этот термин.

Строго говоря, он не имеет четко обозначенного смысла или определения, поэтому используется в довольно свободной форме и может иметь различные значения в зависимости от контекста.

Чаще всего он применяется в качестве синонима «академической». Это своего рода канон, от которого должно отталкиваться любое музыкальное произведение.

Жанры классической музыки: история и современность

Ее появление связано с эпохой европейского классицизма. Именно тогда сформировалось это направление в искусстве. За его основу были взяты произведения античных авторов и драматургов.

Отсюда и появились ключевые принципы классицизма, которые можно сформулировать как равновесие, логика, ясность, стройность и завершенность произведения, жанровая дифференциация. Что касается музыки, то все они могли быть реализованы только в таких жанрах, как опера, оратория и кантата.

Фольклорные жанры в классической музыке

Постепенно музыкальные направления классической музыки развивались, становились все более сложными, насыщенными и отступали от первичных канонов.

Среди наиболее выдающихся композиторов, которые специализировались на произведениях в этом жанре, можно выделить И. С. Баха, А. Вивальди, Дж. Россини, Дж. Верди, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена. Имена этих великих творцов известны во всем мире. У большинства людей само понятие «классическая музыка» ассоциируется именно с произведениями этих деятелей культуры.

Сегодня этот вид искусства нельзя назвать главенствующим. Но классическая музыка по-прежнему популярна и довольно востребована в узких кругах ценителей. Среди современных композиторов, которых можно смело причислить к талантливым и признанным мастерам своего дела, следует выделить Людовико Эйнауди, Филипа Гласса, Ханса Циммера, Ли Ру Ма и т. д.

Жанры классической музыки: список

За многовековую историю развития сформировалось большое количество различных жанров и поджанров. Многие из них не пользуются популярностью сегодня, но некоторые остаются на плаву и сейчас.

Фольклорные жанры в классической музыке

Давайте рассмотрим, какие есть жанры в классической музыке:

  • Опера.
  • Оперетта.
  • Кантата.
  • Оратория.
  • Симфония.
  • Соната.
  • Сюита.
  • Увертюра и т. д.

Разумеется, их намного больше. Здесь же перечислены только основные. Об особенностях и отличительных чертах каждого из них нет необходимости говорить в рамках этой статьи, но рассмотреть некоторые подробнее все-таки стоит.

Особенности жанров

В первую очередь, стоит рассмотреть оперу. Ведь это один из первых и наиболее востребованных элементов классики как таковой.

Опера — это музыкально-драматическое произведение, которое формируется из текстовой составляющей, действия на сцене и музыкального сопровождения.

От театрального спектакля, где музыка выступает вспомогательным средством, она отличается тем, что в ней мелодия играет ключевую роль, формируя все произведение.

Читайте также:  Как преодолеть зажатость в голосе?

Сюита — это один из ключевых элементов классической музыки. По описанию жанр обладает отличительной чертой, заключающейся в ее цикличности. Иными словами, она состоит из нескольких обособленных частей, в которых музыкальное звучание может сильно разниться и даже контрастировать между собой.

Фольклорные жанры в классической музыке

Примером классического жанра музыки также может служить соната, которая представляет собой музыкальное произведение для камерного оркестра. В ней по канону практически всегда присутствует фортепиано. Как правило, она сочиняется для сольного исполнения или дуэта, но бывают, разумеется, исключения.

Примеры известных произведений

За долгое время существования классической музыки появилось огромное количество произведений, которые известны по всему миру.

Можно вспомнить Моцарта и его знаменитые оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», которые и сегодня звучат интересно и актуально. Также у всех на слуху 9 симфоний Бетховена.

Не менее известны органные произведения Баха или оперы Верди. Никто не усомнится в их таланте и гениальности. Эти творцы по праву считаются лучшими в своем роде.

Фольклорные жанры в классической музыке

Однако среди современных композиторов тоже немало исполнителей, а произведения некоторых из них уже сейчас считаются шедевральными.

К примеру, выдающийся современный композитор Ханс Циммер часто работает с фильмами мирового уровня, сочиняя для них саундтреки.

Он работал над музыкой для таких картин, как «Король лев», «Спирит: Душа прерий», «Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк» и многие другие.

Интересные факты

Какие есть жанры в классической музыке, было рассказано выше, а теперь немного занимательных фактов.

Исследование, проведенное в 2015 году итальянскими учеными, доказало, что прослушивание композиций Моцарта стимулирует мозг к более активной деятельности. Противоположный эффект на его активность производят некоторые произведения Бетховена. Процесс увеличения активности мозга был назван «Эффектом Моцарта».

В Южной Африке был проведен другой эксперимент, целью которого ставилось выявление влияния классической музыки на растения.

Как выяснилось, от прослушивания мелодий Вивальди они росли несколько быстрее, а также их здоровье немного укрепилось.

Однако ученые утверждают, что благотворный эффект был достигнут, благодаря вибрациям, исходящим от музыкальных инструментов, а сами мелодии и звуки никакого воздействия не оказывают.

Многие композиторы-классики были сумасшедшими. К примеру, Э. Сати употреблял в пищу только продукты и блюда белого цвета, а для самозащиты носил с собой всегда молоток. А.

Брукнер фанатично относился к вещам и постоянно все пересчитывал, известны случаи, когда он доставал из гробов черепа Шуберта и Бетховена.

Моцарт тоже имел весьма серьезные отклонения в поведении: он любил вести себя, как кошка, причем даже во время репетиций.

В заключение

Все многочисленные жанры классической музыки существуют и развиваются по сей день. Среди современных композиторов практически не осталось рьяных консерваторов, которые четко следуют канонам этого вида искусства. Почти все они стремятся привнести в жанр что-то свое, сделать его лучше, адаптировать под свои нужды и современные реалии.

Фольклорные жанры в классической музыке

Разумеется, большинство людей предпочитают иные музыкальные направления, нежели классику. Поэтому она, по сути, сегодня является своего рода элитарным видом искусства, которое пользуется спросом у относительно небольшого количества людей.

Источник: https://www.syl.ru/article/359542/janryi-klassicheskoy-muzyiki-istoriya-i-sovremennost-opisanie-i-interesnyie-faktyi

Система жанров музыкального фольклора и их характеристика

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии «фольклор», «детский фольклор», выявим его сущность и жанровую специфику.

В энциклопедическом понятии «фольклор» рассматривается именно как синоним категории «народное творчество» и определяется как «художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства» [3; 6].

По мнению известного фольклориста А.М. Мехнецова в таком положении определение «народное» интерпретируется как антитеза профессиональной деятельности.

При таком подходе традиционная народна культура и её звенья — фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие — теряют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового наполнения, понимаются лишь как часть области художественной самодеятельности [19; 31].

Важным становится замечание Б.Н. Путилова о том, что «фольклор нигде и никогда не живёт как искусство в собственном смысле слова, то есть как феномен, имеющий цель в самом себе, предназначенный для решения преимущественно художественных задач. Его эстетическая сущность, так или иначе, обнаруживает себя в рамках специфических внеэстетических задач; более того она и определяется ими» [23; 8].

На конкретном уровне фольклор следует рассматривать как особую жанровую систему. Для этого дадим определение категории «жанр», понимание которой позволяет классифицировать фольклор.

В энциклопедическом словаре понятие «жанр» трактуется как «род, вид, исторически сложившийся во всех видах искусства тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания» [3; 47].

Основными критериями при определении жанра той или иной песни выступает его функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными.

В определении жанровой классификации фольклора мы придерживаемся позиции Санкт-Петербургской научной фольклористической школы (А.М. Мехнецов, Г.В. Лобкова и т.д.).

  • Классификация фольклора представлена следующими группами жанров:
  • календарные песни: колядки, подблюдные, масленичные, весенние, егорьевские, семицкие и др.;
  • свадебные песни (величальные, корильные, опевальные);
  • причеть (похоронная, рекрутская, свадебная);
  • хороводно-игровые песни (дивья и молодецкая лирика);
  • частушки;
  • лирические песни;
  • эпические жанры (духовные стихи, баллады, былины);
  • сказки;
  • детский фольклор (игры, считалки, жеребьёвки, дразнилки, приговорки, заклички);
  • 10) материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

В детском фольклоре В.Я. Пропп выделяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни) [22].

Детский фольклор — неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой — собственно детское творчество.

Детский фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов — ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики.

Раздел этнологии и педагогики, изучающих традиционный народный опыт воспитания детей, называется этнопедагогика.

Большой вклад в собирание и педагогическую пропаганду детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко.

Творчество взрослых, обращенное к детям, представлено в основном жанрами колыбельных, крестьбинских песен. Среди других характерных жанров отметим пестушки, потешки, прибаутки.

С самого рождения ребенка сопровождали особые песни, направленность которых была, безусловно педагогической [18].

В нашем поле зрения лежат произведения, предназначенные для детей и исполняемые детьми, жанры взрослого фольклора для детей, которые играли большую роль в воспитании ребёнка, в становлении взглядов на окружающий мир.

В фольклоре, как известно, каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки.

Пестушки (от «пестовать») — песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка.

Этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не только к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая массаж ребенку — ритмичным поглаживанием или постукиванием, вытягивая его ручки, ножки, поворачивая голову [18].

Пестушки по своему назначению способствовали развитию ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков.

Потешки — песенки и припевки, напевеемые для ребенка во время несложных игр с ним — либо для того, чтобы уже на втором году его жизни, когда он начинает говорить и понимает речь.

В потешках органично соединяются развлекательные и обучающие моменты.

Поэтический и музыкальный склад этих песен предельно прост: напев образуется последовательностью одинаковых мелодических попевок в узком диапозоне.

  1. Например (катают ребенка с подушек, как с горки) [9]:
  2. Качи, покачи, о синовы турачи!
  3. Кат, катышок, будет Юра женишок!
  4. Прибаутки — песенки, напеваемые с целью умственного развития ребенка. В них непременно содержится обучающий элемент:
  5. Говорят, говорят у нас так:
  6. Курочки на улочке «Ку-дах-тах-тах!»
  7. Гусыньки в луженьке «Га-га-га!»
  8. Индюшки у грушки «Шун-ды-бул-ды!»
  9. Как разновидность прибауток встречаются небылицы — перевертыши — песенки, чей сюжет нарочито изменен, «перевернут с ног на голову».
  10. Дети понимают несуразность текста, при этом само смещение реальных связей и отношений закрепляет у них подлинное понимание соотношения вещей и явлений. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности, смысловой «запутанности» таких небылиц:
  11. А где ж это видано, и в какой деревне слыхано,
  12. Чтобы курочка бычка родила, поросеночек яичко снес.
  13. Фольклористами зафиксированы и напеваемые как взрослыми для детей, так и самими детьми загадки — одноэлементные напевы с текстом загадки [9].
  14. Заря заряница, красная девица,
  15. По полю ходила, ключи обронила.
  16. Месяц видал ни слова не сказал.
  17. Солнце видало ключи подобрало.
  18. Песенки — загадки и поныне активно сочиняются и исполняются детьми в традиционной манере, но с современной тематикой.

Сказки с песнями — особый жанр эпоса, сочетающий устное поэтическое и музыкальное народное творчество.

В чем-то он родствен играм с песнями, где музыкальный компонент вторичен по сравнению с драматическим или игровым.

По форме сказки с песнями представляют собой повествование волшебного, приключенческого или бытового характера, перемещающиеся время от времени напевами. Песня — это чаще всего речь одного из персонажей [9].

Как только ребенок становится способным к общению со сверстниками и более старшими детьми, он активно включается в процесс детского творчества. Это возрастной период наполнен всевозможными жанрами, сопровождающими игры, — считалками, дразнилками, скороговорками.

Детский фольклор удивительно многообразен в своих проявлениях — наряду с календарными закличками, приуроченными к определенным праздникам, существует масса жанров, без которых невозможно представить себе мир ребенка традиционной деревни.

Общим свойством этих жанров является то, что поэтический текст здесь гораздо важнее напева. Более того, эти жанры могут исполняться и без напева, как стишки.

  • Считалки (или жеребьевки) — песни, предшествующие игре, основная функция которых — регламентировать ее проведение (для установления роли участников игры или их очередности в игре). Такое назначение считалок предопределяет их четкую ритмизацию:
  • Косой заяц вырвал травку,
  • Положил ее на лавку,
  • Кто возьмет — тот вон пойдет!

Завершается считалка, как правило, обращением к выбывающему («Родион! Выйди вон!»)

Дразнилки — сатирические по содержанию. Насмешка над сверстниками — основная фабула любой дразнилки. Как и всякий другой жанр детского фольклора, дразнилки лаконичный по форме, их композиция типизирована: сначала они содержат собственно обращение к адресату дразнилки (его имя), затем — к нему рифмуется прозвище, после чего следует непосредственно дразнилка [9]:

  1. Райка балалайка,
  2. В доме не хозяйка.
  3. В огороде сидела
  4. Всю капусту поела.
  5. Мелодика дразнилок обычно несложная — одна и та же попевка повторяется несколько раз, либо мелодическое движение ограничивается «раскачиванием» на двух-трех звуках. Стих временной организации крепится к мелодии в этом случае самым простым способом: все ударные слоги противопоставлены по высоте безударным, интервал же между ступенями — произволен (от секунды до квинты):
  6. Андрей воробей, не шугай голубей.
  7. Голуби боятся, на крышу не садятся.
  8. Известна жанровая разновидность дразнилок — «птичьи» припевки, сатирическое содержание которых обращено к птицам (воробью, галке, сороке, сычу, вороне):
  9. Дрозд, дрозд, дрозд, деревянный нос.
  10. Деревянный нос, соломенный хвост.
Читайте также:  Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Скороговорки — словесные игры детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Поскольку первостепенное назначение скороговорки — логопедическое (они предназначены для отработки дикции), то наличие какого — либо музыкального компонента в них второстепенно.

Включить материал по календарному фольклору.

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.

Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д.

Собственно детский календарный фольклор — заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным.

К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора — один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу.

Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра.

По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен — их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен — пожеланий.

  • В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.
  • В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.
  • В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно — егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось — они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.

), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток», которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их.

Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени какк живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр — приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком [62, c.63].

Таким образом, фольклор перед нами выступает как некая система взглядов, выработанных на протяжении многих сотен лет.

Источник: https://studbooks.net/1899591/pedagogika/sistema_zhanrov_muzykalnogo_folklora_harakteristika

Жанровая классификация музыкального фольклора

ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В народном творчестве жанр — это исторически сложившаяся взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным назначением (функцией). Как уже говорилось ранее, фольклорное произведение по своей природе бифункцио¬нально — оно сочетает в себе как сугубо прикладную, утилитарную, так и эстетическую функции.

Соотношение этих функций в произведении может быть различным. Одни песенные и инструментальные жанры в большей мере проявляют прикладной характер — это содействующие трудовому процессу припевки, колыбельные для укачивания ребенка, пастушьи наигрыши для выпаса скота и пр.

Другие жанры, напротив — ярко выказывают эстетическое начало: это эпическая тра¬диция, лирическая песня и пр. Однако в огромном массиве обрядового песен¬ного фольклора восточных славян провести четко границу между этими со¬ставляющими зачастую просто невозможно — прикладная и эстетическая сто¬роны между собой тесно связаны.

Основным критерием при определении жанра той или иной песни высту¬пает се функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традицион¬ные народные песни могут быть обязательной составляющей какого-либо дей¬ствия или обряда, т.е. быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств — в любое время, по желанию исполнителей, т. с.

быть неприуроченными. Таким образом, принято различать две основные группы песенных и инст¬рументальных жанров, приуроченные и ненриуроченные песни и инструменталь¬ные наигрыши. 1.

В группе приуроченных жанров (левый столбец таблицы 1) в качестве основных форм приуроченности выступают: • обрядовая (к ритуалам календарного и семейного цикла — заклички, жнивные, свадебные песни и пр.); • к видам деятельности (общение с ребенком — колыбельные, пестушки и т. п.; работа артелью — трудовые припевки бурлаков, плотогонов и т. п.

; сбор ягод, картофеля — ягодные, картофельные песни и пр.); • сезонная (к определенному сезону — весенние, летние). Дальнейшее определение жанра песни или инструментального наигрыша идет по степени уточнения конкретных условий его исполнения.

Среди приуроченных песен различают календарные (а среди них — святковские, масленичные, веснянки, духовские или купальские, жнивные и пр. жанры, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат), семейпо-бытовые (крестьбинские, свадеб¬ные песни, похоронные и свадебные плачи, причитания и др.). 2.

К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические песни и инструментальные наигрыши, со¬провождающие любые застолья и массовые увеселения. К этому же классу при¬надлежат частушки и основная часть детского репертуара (правый столбец таб¬лицы).

Подразделение на конкретные жанры эпической песенной традиции зави¬сит от образно-поэтического содержания песен. Жанры, приуроченные к обрядам, видам деятельности или сезонам Жанры, не приуроченные к чему-либо • обрядовые песии (святочные, масленичные, троицкие, купальские, жнивные и т.д.

) • семейно-обрядовые песни (крестьбинские, пестушки, потешки, колыбельные; свадебные) •трудовые припевки •плачи (свадебные, похоронные, рекрутские) • духовные стихи (в Великий пост; в похоронно-поминальной обрядности) • хороводы и игры • лирическая песня •инструментальные наигрыши • эпические песни (былины, исто¬рические песни, баллады, духовные стихи) •плясовая песня • частушка • детский репертуар (загадки, сказ¬ки с песнями, скороговорки, игры, дразнилки) • хороводы и игры • лирическая песня •инструментальные наигрыши Так, в эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), были¬ны (сюжеты о героях народного эпоса — богатырях и других мифологических персона¬жах), исторические песни (сюжеты, основанные на реальных исторических событиях). И, наконец, есть жанры, которые, будучи неприуроченными, тем не менее часто исполняются в календарных и семейных обрядах (в таблице они выделе¬ны более жирным шрифтом). Это относится в первую очередь к традиционным лирическим песням, которые так и называют — приуроченная лирика. Кроме того, в этот класс жанров входит часть хороводов и игровых песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности или во время Вели¬кого поста, так и на посиделках в ряду прочих эпических жанров), некоторые инструментальные наигрыши. Сами исполнители очень четко разделяют пес¬ни, исполнение которых в обряде носит обязательный характер, и песни, ко¬торые вообше-то поются «абы когда», но и в данном обрядовом контексте их можно использовать.

  • ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО
  • ФОЛЬКЛОРА
  • В народном творчестве жанр это исторически сложившаяся взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным назначением (функцией). Как уже
  • говорилось ранее, фольклорное произведение по своей природе бифункцио­нально — оно сочетает в себе как сугубо прикладную, утилитарную, так и эстетическую функции.

Соотношение этих функций в произведении может быть различным. Одни песенные и инструментальные жанры в большей мере проявляют прикладной характер — это содействующие трудовому процессу припевки, колыбельные для укачивания ребенка, пастушьи наигрыши для выпаса скота и пр.

Другие жанры, напротив — ярко выказывают эстетическое начало: это эпическая тра­диция, лирическая песня и пр.

Однако в огромном массиве обрядового песен­ного фольклора восточных славян провести четко границу между этими со­ставляющими зачастую просто невозможно — прикладная и эстетическая сто­роны между собой тесно связаны.

Основным критерием при определении жанра той или иной песни высту­пает се функциональное назначение в общинной жизни.

Как известно, традицион­ные народные песни могут быть обязательной составляющей какого-либо дей­ствия или обряда, т.е.

быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств — в любое время, по желанию исполнителей, т. с. быть неприуроченными.

  1. Таким образом, принято различать две основные группы песенных и инст­рументальных жанров, приуроченные и ненриуроченные песни и инструменталь­ные наигрыши.
  2. 1. В группе приуроченных жанров (левый столбец таблицы 1) в качестве основных форм приуроченности выступают:
  3. • обрядовая (к ритуалам календарного и семейного цикла — заклички, жнивные, свадебные песни и пр.);

• к видам деятельности (общение с ребенком — колыбельные, пестушки и т. п.; работа артелью — трудовые припевки бурлаков, плотогонов и т. п.; сбор ягод, картофеля — ягодные, картофельные песни и пр.);

• сезонная (к определенному сезону — весенние, летние). Дальнейшее определение жанра песни или инструментального наигрыша

идет по степени уточнения конкретных условий его исполнения.

Среди приуроченных песен различают календарные (а среди них — святковские, масленичные, веснянки, духовские или купальские, жнивные и пр. жанры, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат), семейпо-бытовые (крестьбинские, свадеб­ные песни, похоронные и свадебные плачи, причитания и др.).

2. К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические песни и инструментальные наигрыши, со­провождающие любые застолья и массовые увеселения. К этому же классу при­надлежат частушки и основная часть детского репертуара (правый столбец таб­лицы).

Подразделение на конкретные жанры эпической песенной традиции зави­сит от образно-поэтического содержания песен.

Жанры, приуроченные к обрядам, видам деятельности или сезонам Жанры, не приуроченные к чему-либо
обрядовые песии (святочные, масленичные, троицкие, купальские, жнивные и т.д.)

  • • семейно-обрядовые песни (крестьбинские, пестушки, потешки, колыбельные; свадебные)
  • •трудовые припевки
  • •плачи (свадебные, похоронные, рекрутские)
  • духовные стихи (в Великий пост; в похоронно-поминальной обрядности)
  • хороводы и игры
  • лирическая песня
  • инструментальные
  • наигрыши
  1. • эпические песни (былины, исто­рические песни, баллады, духовные стихи)
  2. плясовая песня
  3. частушка
  4. детский репертуар (загадки, сказ­ки с песнями, скороговорки, игры, дразнилки)
  5. хороводы и игры
  6. лирическая песня
  7. инструментальные
  8. наигрыши
Читайте также:  Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Так, в эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), были­ны (сюжеты о героях народного эпоса — богатырях и других мифологических персона­жах), исторические песни (сюжеты, основанные на реальных исторических событиях).

И, наконец, есть жанры, которые, будучи неприуроченными, тем не менее часто исполняются в календарных и семейных обрядах (в таблице они выделе­ны более жирным шрифтом). Это относится в первую очередь к традиционным лирическим песням, которые так и называют — приуроченная лирика.

Кроме того, в этот класс жанров входит часть хороводов и игровых песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности или во время Вели­кого поста, так и на посиделках в ряду прочих эпических жанров), некоторые инструментальные наигрыши.

Сами исполнители очень четко разделяют пес­ни, исполнение которых в обряде носит обязательный характер, и песни, ко­торые вообше-то поются «абы когда», но и в данном обрядовом контексте их можно использовать.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/zhanrovaia-klassifikatsiia-muzykal-nogho-fol-klora

Классическая музыка

Понятие «классическая музыка» (англ. classic music) очень широкое и многогранное. Обычно этим термином называют музыку прошлого, которая выдержала оценку временем и имеет аудиторию слушателей в современности.

Классическая музыка – это лучшие образцы музыкального искусства разных жанров. Как правило, они базируются на «академических» жанрах и формах: симфония, опера, оратория, соната, прелюдия, сюита, увертюра и др.

Эти жанры сформировались в Европе в XVII-XIX века и основываются на мелодических и гармонических принципах.

Главные инструменты, которые используются в классической музыке, появились до середины XIX века. Среди них используются сольные (орган, клавесин, фортепиано) и инструменты, предназначенные для игры в оркестре. Типичным способом исполнения в классической музыке является симфонический оркестр. Он включает в себя деревянные, струнные, медные и ударные инструменты.

Вехи истории классической музыки:

Античность (до 400 лет)

Средневековье (400-1400 года)

В это время основными музыкальными деятелями были трубадуры и труверы (Адам де ла Аль (Adam de la Halle), миннезингеры (Вальтер фон дер Фогельвейде (Walter von der Vogelweide), Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) и духовные лица. Изобретается нотный стан (бенедиктинец Гвидо (Guido d'Arezzo).

Возрождение (XV-XVII века)

Главными композиторами того времени считаются Джованни да Палестрина (Giovanni Pierluigi da Palestrina), Томас Таллис (Thomas Tallis) и Томас Луис де Виктория (Tomás Luis de Victoria). Изобретаются разные виды смычковых и клавишных инструментов.

Барокко (XVII-сер. XVIII века)

Знаменитые имена: Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach), Антонио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi), Георг Фридрих Гендель (George Frideric Handel) и Генри Перселл (Henry Purcell). Основанный формы: опера, оратория, токката, фуга, соната, сюита, увертюра, концерт. Расцвет органной музыки, щипковых, струнных и деревянных духовых инструментов.

Классицизм (сер. XVIII-сер. XIX века)

Этот период связан с блестящими музыкальными дарованиями: Моцартом (Wolfgang Amadeus Mozart), ранним Бетховеном (Ludwig van Beethoven), Франц Йозеф Гайдном (Joseph Haydn). Определили дальнейшее развитие музыкальной композиции. Стандартизируется форма симфонии. Появилась такая форма исполнения как струнный квартет.

Романтизм (сер. XIX до XX века)

Фигурируют Бетховен (Ludwig van Beethoven), Шопен (Fryderyk Chopin), Франц Шуберт (Franz Peter Schubert), Чайковский, Ференц Лист (Liszt Ferenc), Вагнер (Richard Wagner). Бурное развитие фортепианной музыки в этот период.

  • XX век
  • Известнейшие имена: Рахманинов, Стравинский, Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein), Бенджамин Бриттен (Benjamin Britten) и Филип Гласс (Philip Glass).
  • Современная академическая музыка (условно с 1975 года)

Отличается синтезом элементов классической музыки с электронной музыкой. Некоторые из лучших современных композиторов: Альфред Шнитке (Alfred Schnittke), Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen), Губайдулина С.А., Лигети (Ligeti), Денисов Э.В.

, Джо Хисаиси (Hisaishi Joe), Николас Хупер (Nicholas Hooper), Джерри Голдсмит (Jerry Goldsmith), Ян Тирсен (Yann Tiersen), Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi), Дэвид Арнольд (David Arnold), Джон Барри (John Barry), Стив Яблонски (Steve Jablonsky), Джон Уильямс (John Williams), Говард Шор (Howard Leslie Shore), Ханс Циммер (Hans Florian Zimmer), Акира Ямаока (Akira Yamaoka) и другие.

Классическая музыка продолжает развиваться и в современности, влияя на другие музыкальные жанры. Например, рок-музыканты очень часто используют классическую тональность. Классика несет в себе совершенную гармонию и целостность.

Источник: https://www.kultoboz.ru/classic-music

Народная музыка — это… Что такое Народная музыка?

Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folk music) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.

[1] Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства.

[1] Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической.[2]

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям.

[1] Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен).[1] Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы).[1] Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Современная народная музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия).[2]

Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.).[1]

Наиболее фундаментальные черты народной музыки сформировались в период дописьменного развития музыкальной культуры, исследование которого возможно в следующих направлениях: а) теоретически и косвенно, исходя из аналогий в смежных областях; б) по сохранившимся письменным и материальным источникам (трактаты о музыке, свидетельства путешественников, летописи, музыкальные инструменты и рукописи, археологические раскопки); в) по непосредственным данным устной музыкальной традиции, способной хранить в себе формы и формотворческие принципы тысячелетней давности.[1]

Для конкретизации понятия «Народная музыка» необходима её региональная, а затем и жанровая дифференциация.

Региональная дифференциация

В современной фольклористике нет единой точки зрения на региональную классификацию народной музыки. Так, американский учёный А.

Ломакс[3] выделяет 6 музыкально-стилевых регионов мира: Америку, острова Тихого океана, Австралию, Азию (высокоразвитые культуры древности), Африку, Европу, детализируя их затем по преобладающим стилевым моделям: например, 3 европейские традиции — центральная, западная, восточная и связанная с ней средиземноморская.

В то же время некоторые словацкие фольклористы[4] выделяют не 3, а 4 европейские традиции — западную (с центрами англ., франц. и нем. языковых областей), скандинавскую, средиземноморскую и восточную (с центрами карпатским и вост.-славянским; сюда же, без достаточных оснований, подключены и Балканы).

Обычно Европа в целом противопоставляется Азии, однако некоторые специалисты оспаривают это: например, Л. Пиккен[5] противопоставляет Европе и Индии дальневосточную территорию от Китая до островов Малайского архипелага как музыкально единое целое.

Неправомерно также выделение Африки в целом и даже противопоставление Северной Африки (севернее Сахары) тропической, а в ней — Западной и Восточной. Такой подход огрубляет реальную пестроту и сложность музыкального ландшафта Африканского континента, который насчитывает не менее 2000 племён и народов.

Наиболее убедительна классификация от широких межэтнических регионов к внутриэтническим диалектам: например, вост.-европ., затем вост.-слав. и рус. регионы с подразделением последнего на области сев., зап., центр., юж.-русские, поволжско-приуральские, сибирские и дальневосточные, в свою очередь членящиеся на более мелкие районы.

Жанровая дифференциация

  • Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства — песенные, инструментальные, танцевальные.
  • Основная статья: Этническая музыка
  • Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:

1) древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историч. граница связывается со временем официального принятия той или иной гос.

религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;

2) средневековье, эпоха феодализма — время складывания народностей и расцвета т. н. классич. фольклора (для европ. народов — традиционной крестьянской музыки, обычно ассоциирующейся с Н. м. вообще, а также устного профессионализма);

3) совр. (новая и новейшая) эпоха; для мн. народов связана с переходом к капитализму, с ростом гор. культуры, зародившейся ещё в средневековье. Интенсифицируются процессы, происходящие в Н. м., ломаются старые традиции, возникают новые формы нар. муз. творчества. Эта периодизация не универсальна. Напр., араб.

музыке неизвестно столь определ. различие крестьянской и гор. традиций, как европейской; типично европ. историч. эволюция Н. м. — из деревни в город, в креольской музыке стран Лат. Америки «перевёрнута», так же как европ. межнац. фольклорным связям — от народа к народу — здесь соответствует специфич. связь: европ.

столицы — лат.-амер. город — лат.-амер. деревня. В европ. Н. м. трём историч. периодам соответствует и жанрово-стилистич. её периодизация (напр., древнейшие виды эпич. и обрядового фольклора — в 1-м периоде, развитие этих и расцвет лирич.

жанров — во 2-м, повышенная связь с письменной культурой, с популярными танцами — в 3-м).

Выразительные средства народной музыки

  • мелос (от речитативного, например, эстонские руны, южнославянский эпос, до богато орнаментального, например, лирические песни ближнесредневосточных музыкальных культур);
  • многоголосие (гетерофония, бурдон, полиритмичное сочетание попевок в ансамблях африканских народов, немецкая хоровая аккордика, грузинская квартосекундовая и среднерусская подголосочная полифония, литовская каноническая сутартине);
  • ладозвукорядная система (от примитивных малоступенных и узкообъёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»);
  • ритмика (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений);
  • формы (строфы, куплеты, произведения в целом; парные, симметричные, асимметричные, свободные и другие).

Народные артисты, певцы и сказители

В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители:

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 И. И. Земцовский Народная музыка  (рус.). belcanto.ru (12.01.2011 в 15:03). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 6 декабря 2011.
  2. 1 2 Народная музыка  (рус.). .krugosvet.ru. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2012. Проверено 6 декабря 2011.
  3. «Стиль народных песен и культура» — «Folk song style and culture», 1968
  4. Словацкая музыкальная энциклопедия, 1969
  5. «Оксфордская история музыки» — «New Oxford History of Music», 1959

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/59474

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector