Как делать домашние задания по сольфеджио?

Как делать домашние задания по сольфеджио?Такой вопрос естественно встает перед родителями после того, как они выяснили, зачем нужно сольфеджио изучать, и поняли, насколько трудной и сложной является эта музыкальная дисциплина для начинающего обучение малыша. И если сами уроки сольфеджио приводят его в восторг, то домашние задания, как правило, ставят в тупик и самого ученика и его родителей. Восторг постепенно сменяется унынием: ребенок от занятий музыкой ожидал сплошного праздника, а тут — сложности в виде теоретических правил, не очень доступных пониманию, и домашних заданий, по сравнению с которыми школьная математика кажется развлечением для малолеток. Дети любят музыку, но не занятия ею.

Естественно и понятно желание родителей помочь ребенку состояться, как музыканту. «Заинтересованные» мамы приходят с тетрадками, записывают слова песенок, правила, и очень переживают за своих малышей, ведь за неделю дети успевают начисто забыть все, о чем шла речь на уроке.

Родители, бабушки и дедушки на самом деле, большая помощь и педагогу, и маленькому ученику.

Но помощь в подготовке к уроку сольфеджио совсем не в том, чтобы мама, папа, бабушка или дедушка (или все они вместе), используя «звонок другу», вместо своего любимого отпрыска строили интервалы, доминантсептаккорды или определяли тональность по количеству знаков.

В первые годы обучения важнейшим моментом является интерес родителей к деятельности ребенка, желание облегчить ему вхождение в трудную, утомительную рутинную ежедневную работу, без которой немыслима судьба любого музыканта. Дорогие взрослые, как только вы найдете в себе силы ВНИКНУТЬ в суть сольфеджио, ваш ребенок перестанет проливать слезы, и у него все пойдет на лад (причем, на мажорный лад).

Сольфеджио — предмет специфический, его преподавание существенно отличается от преподавания дисциплин общеобразовательного цикла: хороших результатов можно достичь только в том случае, если вы эту специфику поняли.

Два главные составляющих компонента сольфеджио – пение по нотам и узнавание на слух – помогают освоить два главных навыка: — увидеть ноты и понять, что за музыка в них записана; — услышать музыку и знать, как записать ее нотами.

С чего начинается обучение сольфеджио? Сначала учат читать и писать ноты – без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты – это самый первый, очень короткий этап. На этом этапе ваша помощь будет очень желанной и уместной — на ребенка в сентябре внезапно «сваливается» масса информации, а музыкальная грамота — это область знаний, с которой малыш никогда ранее не сталкивался.

И если вы ежедневно ненавязчиво спросите у него, на какой линеечке пишется нота СОЛЬ или ДО (вам самим это запоминать не обязательно, проверяйте ответы по записи в его тетрадке, а еще лучше, если он сам и проверит), вы очень здорово «продвинете» вашего будущего музыканта.

Уроки сольфеджио проходят редко, всего раз в неделю, поэтому ваши вопросы помогут ему удержать в памяти то, о чем шла речь на прошлом уроке, и о чем его непременно спросят на уроке следующем. На уроке сольфеджио учащиеся получают знания и знакомятся с вариантами их закрепления на практике. Звучит очень просто.

На самом деле, процесс происходит примерно так: Изучается новое правило, потом следуют: — письменные упражнения на его закрепление; — затем ребенок должен пропеть то, что он только что написал; — потом пропеть упражнения на это правило; — следом ребенок сольфеджирует «номер» (отрывок из музыкального произведения, где применяется это правило) — поет и называет каждую ноту; — иногда номер надо транспонировать (перенести в другую тональность); — обязательный момент — слуховой анализ — учитель играет (интервалы, аккорды, лады и др.), а ученик на слух определяет, какой из них в данный момент звучит; — на уроке еще может быть музыкальный диктант (записывание прослушанной мелодии нотами) на изучаемую тему; — а в завершение — на дом задается еще и сочинить мелодию с применением нового правила. Естественно, что деятельность на уроке занимает лишь около 10% от всего необходимого объема работы: больше не успеть. Остальные 90% приходятся на домашние занятия — полученное на уроке надо «переварить» и отработать, то есть повторить десятки раз. За один присест это сделать невозможно — нужны ежедневные, пусть непродолжительные, занятия. Если этого не происходит, мы получаем эффект «пустой корзины»: знания, не получившие закрепления, пропадают.

Наиболее распространенной ошибкой учеников в домашней работе по сольфеджио является то, что тщательно выполняя письменные задания, они дома практически НЕ ПОЮТ. Заданные на дом песенки и упражнения (так называемые «номера»), а также интервалы, тональности, лады, аккорды специально подобраны в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастания сложности.

Именно через пение и слушание этого материала (а когда ребенок поет, то он еще и слушает, и запоминает) происходит развитие музыкального слуха ребенка. Какая помощь нужна ребенку? Самое главное, что должны сделать родители – следить, чтобы было выполнено письменное задание, но главное, СЛУШАТЬ, как ребенок сольфеджирует, то есть, поет, называя ноты.

Все!

— Не заставлять петь «из под палки», а стимулировать, заинтересовывать ребенка, может быть, первое время петь вместе с ним. Номер или песенка по сольфеджио должен быть пропет к уроку не менее 10 раз (это совсем не много, всего 1-2 раза ежедневно).

— Вы не знаете, точно ли он попадает голосом в нужную ноту («чисто» ли он поет)? Вам это и не обязательно знать! пусть проверяет себя, нажимая соответствующую клавишу на инструменте. — Напомните ему, что звучание клавиши и голоса должно совпадать. Не совпадает? Ничего страшного для начала.

Убедите ребенка и поверьте сами, что даже если ему на ушко наступил не один, а три медведя, которые еще и ревут страшными голосами, то ежедневное 5-10 минутное сольфеджирование в сочетании с ежедневной игрой на инструменте заставит этих медведей по очереди с его ушка спрыгнуть и уйти искать уши более ленивых детей .

Педагог обычно недоволен не тем, что ребенок фальшивит, а тем, что он ничего не делает для улучшения слуха и голоса, то есть не работает дома. Учителя музыкальных предметов знают, что пройдет время (полгода, год, два, не более) — и голос будет звучать самым наилучшим образом, нужно только терпение и ежедневная работа.

Главное, чтобы маленький ученик уже сейчас понял, что без пения — никак, чтобы он привык вокальную часть задания по сольфеджио выполнять ежедневно обязательно, чтобы он знал, что взрослые будут контролировать и его ежедневные занятия, и его оценки по сольфеджио, потому что его успехи, его музыкальное развитие для родителей очень важны.

Для того чтобы послушать пение ребенка, никакого дополнительного времени не нужно: вы можете заниматься уборкой и внимать гармоническому до минору. Хотите, спойте вместе с ребенком «номер» по сольфеджио (отрывок из оперы), пока варятся пельмени.

Самое трудное для родителей ВНИКНУТЬ в работу ребенка и ПОМНИТЬ о том, что домашние занятия сольфеджио надо контролировать. А если маме с папой все равно, если для них это не важно — поверьте, ребенку все равно тоже.

Жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы малыш КАЖДЫЙ ДЕНЬ 5-10 МИНУТ занимался сольфеджио: пропел упражнение, построил, сыграл и пропел интервалы, аккорды и что там ему еще задано.

И пока это не стало у ребенка привычкой, родители должны контролировать этот процесс, особенно важно следить и поддерживать маленького ученика на начальном этапе. Никакие отговорки не принимаются: это ВСЕГО 5-10 МИНУТ работы! А лучше — 5-10 минут игры.

Ежедневные занятия на инструменте и занятия сольфеджио должны войти в плоть и кровь ребенка, как умывание по утрам, если он хочет стать музыкантом (музыкант-любитель должен заниматься ровно таким же образом). При такой организации домашних занятий дети довольно быстро переходят к самостоятельной работе над заданиями по сольфеджио.

За родителями остается сначала постоянный, а потом периодический контроль. Лень ребенка (а более всего — ВАША) в укоренении и закреплении этой привычки впоследствии явится тормозом в его музыкальном развитии, а ведь вы хотите, чтобы он был лучшим.

Педагогам нередко приходится наблюдать одаренных детей, которые на начальном этапе с легкостью овладевают игрой на инструменте, но при этом безалаберно относятся к занятиям по сольфеджио.

В то же время, менее способные ребята, которые усердно занимаются сольфеджио, ежедневно играют на инструменте, поют в хоре, как правило, через пару лет обгоняют своих зазнавшихся оппонентов. Как помочь ребенку, изучающему сольфеджио? На первых порах надо в прямом смысле слова все делать играючи, как делают это на уроках учителя сольфеджио. Предмет сольфеджио, конечно же, является очень трудным для ребенка, но ему совсем не нужно об этом знать. Обязательно в день урока сольфеджио поинтересуйтесь, что и как было на уроке, пусть он вам расскажет и покажет, споет и прохлопает, потом научит вас или своих кукол. А назавтра снова сделает то же самое… и послезавтра… Потом будет новое задание — и все сначала… будничная кропотливая работа, не всегда привлекательная для детей своим однообразием и бесконечными повторениями. Что ж — это путь музыканта. Успехов вашему малышу на этом пути.

Источник: https://lira.s-edu.ru/roditelyam/197-kak-pomoch-rebenku-v-podgotovke-k-solfedzhio.html

Сольфеджио — ночной кошмар маленьких музыкантов

Итак, ребятки, давайте сегодня порассуждаем про аццкий ад всех музыкальных школ — сольфеджио!!! Я не учитель сольфеджио, но его просто так не обойти. Расскажу, с чем сама столкнулась во время своего обучения и во время работы с другими учениками. Скажу сразу, что без сольфеджио вы в музыке далеко не уедете. Увы и ах! Это как если вы будете разговаривать, но понятия не иметь как пишутся и читаются буквы.

Страшно? Страшно. Трудно? Ну конечно же трудно, это вам не шубу в трусы заправлять, это — сольфеджио! Практически каждый, бросивший музыкальную школу, с кем я сталкивалась в жизни, сказал, что одной из причин бросания музыки стало сольфеджио.

Страшно? Страшно. Трудно? Ну конечно же трудно, это вам не шубу в трусы заправлять, это — сольфеджио! Практически каждый, бросивший музыкальную школу, с кем я сталкивалась в жизни, сказал, что одной из причин бросания музыки стало сольфеджио.

А мамы без конца жалуются мне, что их детки просто волком воют, не хотят туда идти и все. Скажу по секрету — я сама сольфеджио не любила.

А вот мой брат с его лопоухими ушами и абсолютным слухом проблем с сольфеджио не имел вообще! Зато я нотки рисовала красивей, чем он. А он на раз мог назвать все аккорды в аккордовой цепочке.

Ему вообще если локтем на фортепиано клавиши зажать, он все зажатые ноты может назвать. А вот мне не так повезло. И я брала трудом и всякими хитростями.

Я не любила математику. И считала из рук вон плохо. И даже сегодня я с трудом могу досчитать до двух. Соответственно, если ваш ребенок затрудняется с сольфеджио, значит у него хромает математика. Это аксиома. Просто поверьте. А считать в сольфеджио надо много: и в половинке восьмушки посчитать, и в интервалах полутоны, и в аккорде состав запомнить.

Потренируйте с ребенком арифметику. Много не надо, до десяти вполне хватит. Важно, чтобы ребенок мог выполнить и некоторые арифметические действия – понимал, что 1+1=2, а 2+2=4, и что в 8 можно поместить четыре раза по два. Познакомьте, если нужно, с римскими цифрами. Вот это вообще жесть! Пока разберешь, где палочку рисовать у „IV“, умрешь. А нарисовал не там – это уже совсем другая цифра.

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Мне было шесть, и я только-только пошла в первый класс, а брату было 4,5. А урок сольфеджио был один раз в неделю. Мы не могли записывать за учителем правила. А это значит, что мы не могли дома повторять записанное и делать домашнее задание. За нас это делала мама.

Она садилась за парту позади нас, и ничего не понимая в музыке, старательно записывала за учителем каждое слово и перерисовывала с доски в тетрадку ноты. Потом уже дома раз в неделю она доставала тетрадь с правилами и прочитывала вслух все записанное. А мы освежали память и делали домашку.

То есть, еще раз: перед уроком сольфеджио повторите с ребенком материал прошлого урока, а после урока сольфеджио по горячим следам еще раз пробегите новый материал. И еще один раз прочтите правила дома.

Все! Достаточно! Ну и сегодня для самых маленьких уже написаны интересные пособия по сольфеджио с красивыми картинками и развлекательно-познавательными играми. Гугл вам в помощь.

Очень часто встречается и такое: ребенка учат играть на скрипке, а на сольфеджио надо все делать на фортепианной клавиатуре.

А на скрипичном грифе клавиш нет! И в пианинке колки не торчат! Маленькие дети, которые обучаются игре не на фортепиано, а на другом инструменте, имеют такие трудности — могут долго переключаться с одного инструмента на другой. Это проходит, и этому можно помочь.

Читайте также:  Песня «тёмная ночь»: история одной замечательной песни

Как пример, можно нарисовать на обложке тетради клавиатуру, и считать тоны-полутоны по ней, чтобы выполнять задания. А когда ребенок уже освоится с обоими инструментами – эта проблема отпадает.

Очень часто встречается и такое: ребенка учат играть на скрипке, а на сольфеджио надо все делать на фортепианной клавиатуре.

А на скрипичном грифе клавиш нет! И в пианинке колки не торчат! Маленькие дети, которые обучаются игре не на фортепиано, а на другом инструменте, имеют такие трудности — могут долго переключаться с одного инструмента на другой. Это проходит, и этому можно помочь.

Как пример, можно нарисовать на обложке тетради клавиатуру, и считать тоны-полутоны по ней, чтобы выполнять задания. А когда ребенок уже освоится с обоими инструментами – эта проблема отпадает.

И даже это не облегчает жизнь, если ребенок не умеет применять выученные правила при выполнении задания. Происходит это чаще всего потому, что у младших школьников отсутствует абстрактное мышление. Не потому что они тупые, а потому что еще мозг не дорос. И все обучающие методы в этот период должны быть наглядно-показательные. Ну а как наглядно показать невидимые звуки? Никак.

Вот и берутся трудности. Правило выучить выучил, а применить не умеешь, потому что не видишь куда. Но берется это препятствие только упорными занятиями и разъяснениями учителя. И это развивает то самое абстрактное мышление. Пока оно не разовьется — не поймешь. Пока не дорастешь! Шутка.

Конечно поймешь! Можно придумать и наглядно-показательный подход: например, нарисовать большой нотный стан и раскладывать изюминки вместо нот. Надо обратить трезвучие? Вот, три изюминки – это аккорд. Обращаем – нижняя изюминка полетела на октаву наверх! Ну, и прочие бредовые, но работающие способы, на которые способен ваш мозг.

Кстати, в сольфеджио как в химии — пропустил одно правило, и дальше уже непонятно. Не пропускайте или спрашивайте у одноклассников, что было, что делали, что было задано.

Теперь посмотрим на сложности с сольфеджио, связанные с работой слуха. А точнее с работой над развитием музыкального слуха, что есть первопричина сольфеджио вообще. Пение, написание диктантов, интервалов и аккордовых цепочек

Музыкальный слух бывает нескольких видов. К сожалению (или к счастью) на уроках сольфеджио, в основном, используют и развивают только два вида: мелодический и гармонический. Остальные упоминаются вскользь.

Если ваш ребенок испытывает трудности с этим, то, возможно, у него другой вид музыкального слуха — ритмический, ладовый, полифонический и тэ дэ и тэ пэ (возможно, я не могу утверждать на 100%, а вдруг ваш ребенок просто лентяй?!). Не стоит переживать и убиваться из-за этого, музыкальный слух можно развить и воспитать.

Для этого сольфеджио и существует. Просто вашему ребенку стоит напрячься и, возможно, пойти своим путем: отталкиваясь от того, что у него лучше всего получается.

Есть тоже очень показательный пример: однажды Джоаккино Россини (ну, который «Эй, Фигаро! – Я здесь! – Эй, Фигаро! – Я там!») должен был написать в опере «Кир в Вавилоне» арию специально для такой-то певицы.

Певица была очень капризная и не поющая вообще! Россини писал и так, и эдак, но певица не могла исполнить ничего! Она все пела мимо нот, приводя композитора в отчаяние.

Пока Россини случайно не обнаружил, что певица слышит и распознает только одну ноту — си-бемоль первой октавы! Ловкость рук и ария на си-бемоле была написана! Да там только один си-бемоль и был! Всю красоту сыграл оркестр. Знаете, какой там был успех? Грандиознейший!

Понятно, что под нас никто оперы писать не будет, но вполне вероятно, что случай на нас похож. А вдруг у вашего ребенка тоже есть такая супернота или супертональность, которую ребенок слышит всегда и везде. Найдите ее с учителем, и от нее делайте шаг влево, шаг вправо.

Потом от освоенной тональности шаг влево, шаг вправо. И так по шажочку, по шажочку. Занятия на слух идут постепенно: сначала вы поете звуки, которые соединяются в гаммы и в интервалы. Затем эти же интервалы надо услышать в диктанте. Затем эти же интервалы соединяются в аккорды.

Если что-то не получается, значит, надо вернуться назад и разобрать большое на маленькие составляющие. Если ребенок не может расслышать и различить интервалы/аккорды, значит надо посидеть за фортепиано, поиграть самому себе отдельные ноты, послушать, привыкнуть к их звучанию.

Потом поиграть их в интервалах, аккордах, послушать.

Интервалы вообще можно запоминать, ассоциируя их со знакомыми песнями. Например, чистая кварта — начало почти любого гимна любой страны («Союз нерушимый…»). А большая секста — это «В лесу родилась елочка». Секунда и септима всегда звучат резко и неприятно. Ну и так далее.

Диктанты писать — та еще наука

Я научилась нормально писать диктанты только в колледже, и то, двухголосные диктанты уже доставляли мне трудности, не говоря о четырехголосных! Хороший учитель (если он учит писать диктанты, а не проигрывает их и сидит потом, словно кол проглотил) после проигрывания диктанта наводящими вопросами обозначает тональность, размер, ритмический рисунок в сложных местах. В школьных простых 8-тактных диктантах первая и последняя нота обычно тоника, а в четвертом и седьмом такте обычно звуки доминанты. Зная размер, можно посчитать количество тактов. Зная тональность, можно определить ключевые знаки, и можно определить ноты в первом, последнем тактах (область тоники), и в четвертом и седьмом тактах (ноты, принадлежащие доминанте). Вуаля! — половина диктанта уже в кармане после одного-двух проигрываний. Если хорошо подумать.

Пение/игра с листа (то есть, когда тебе дают незнакомые ноты и ты должен сразу исполнять) тоже дается не сразу

На мой взгляд, это даже сложнее, чем учить азбуку Морзе или язык жестов. Почему? Объясняю.

Что должен успеть маленький ребенок, когда он поет/играет по нотам? Он должен успеть распознать увиденные знаки (сигнал идет от увиденного на бумаге в мозг), сообщить мышцам определенные движения (сигнал идет от мозга по нейронам в мышцы), услышать ушами производимый звук, и проконтролировать результат (снова мозг ловит сигналы извне и обрабатывает внутри себя). А что должен успеть ребенок, когда он поет/играет с листа? Кроме всего вышеперечисленного, он должен успеть заглянуть на пару тактов вперед, расшифровать все знаки там впереди, приказать мозгу сообщить мышцам свершить определенные движения наперед, и совершить эти движения, когда время исполнения пришло сейчас. Вы так можете? Вот то-то и оно!

Эта трудность берется только трудом, трудом и еще раз трудом. Тем самым количеством, которое потом переходит в качество, пока не доведется до автоматизма. Очень полезно делать это с соседом, который делает то же самое, и не даст поблажек. Пение/игра в ансамбле сильно развивает этот навык. И это не заоблачное что-то, этому можно научиться.

Еще одно яблоко раздора (я, честно, думала, что это не проблема, но почему-то родители спрашивают)

Надо ли страдать над вырисовыванием скрипичного ключа и нот от руки, если уже существуют специальные компьютерные программы для набора нотного текста. Мое личное мнение — страдать не стоит, но писать обязательно. Письмо от руки развивает мозг, что бы там не говорили ученые.

Привожу живой пример: мой дядя-архитектор часто сетует на то, что новые молодые сотрудники, которых не научили рисовать от руки, а научили сразу проектировать на компьютере, не обладают оригинальными и свежими идеями. А кому в будущем будут нужны такие сотрудники? Никому. Точка.

Я вроде упомянула все, что вспомнила из своего личного опыта и наблюдений за своими учениками. Если вдруг что-то забыла — накидывайте в х. Разберемся вместе.

images: архив автора

Источник: https://vikaraskina.com/2018/02/28/solfeggi_and_smal/

Как готовить домашнее задание по сольфеджио (памятка для обучающихся)

  • Как готовить домашнее задание по сольфеджио
  • (памятка для обучающихся)

Почему-то многим предмет сольфеджио кажется слишком сложным, непонятным и запутанным. Особую проблему в таких случаях представляет выполнение домашнего задания по сольфеджио.

Почему? Да потому что дома каждый из вас, учеников, остаётся один на один с уроком, просто не понимая как действовать так, чтобы наверняка всё получилось. Дорогие друзья! Давайте мы будем вместе с вами образовываться, давайте будем учиться выполнять домашние задания по сольфеджио самостоятельно и без ошибок. 

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЁ В КЛАССЕ?

Вот вы ещё находитесь на уроке, приближается его окончание. Что вы обязательно должны сделать, не выходя из класса?

  1. Записать как можно подробнее записать домашнее задание в дневник. Не надейтесь на свою память – всё вылетает из головы, спустя всего 10 минут. Вам только кажется, что вы и так всё запомните!
  2. Если задание не понятно, то немедленно попросите учителя объяснить задание лично вам. Не нужно стесняться этого вопроса. Да, ещё не нужно бояться спрашивать, главное говорите вежливо. Что можно сказать? Можно так «Объясните, пожалуйста, мне задание такое-то». Ещё вы   можете задавать уточняющие вопросы: «А это делать письменно или устно? А здесь нужно строить от звука или в тональности?» и т.д.  

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Вы все уже привыкли к тому, что я вам задаю домашние задания. И проверяя, оцениваю домашнюю работу отдельной оценкой. И не всегда эта оценка устраивает меня и, тем более, вас. Зачастую, домашнее задание вы делаете накануне вечером, либо второпях перед уроком. И результат, как говорится, налицо (или, скорее, в дневник).

Я не призываю вас учить только этот предмет днями и ночами. Я предложу вам последовательный план подготовки домашнего задания. Давайте попробуем следовать ему. И я уверена, что это сработает. Не забывай приготовиться к сольфеджио.

Ты помнишь, что для работы на уроке необходимы учебник, «Рабочая тетрадь», нотная тетрадь, творческая тетрадь (если ты ее ведешь), простые карандаши и стерка.

  1. Приступая к подготовке домашнего задания, внимательно прочти его в своем дневнике. Пропущенный тобою урок не освобождает тебя от подготовки задания. И твоя задача узнать, что задано на следующий урок.
  2. Начинай готовить домашнее задание на следующий же день после урока (или, при возможности, в тот же день)
  3. Выдели всего 15-20 минут в день для подготовки к сольфеджио, распределив задание на каждый день.
  4. Прежде всего, сделай задания по новой теме, пока новая информация не вылетела из головы безвозвратно. Чаще всего это касается письменного задания по новой теме.
  5. Если задано много письменного задания, разбей его на несколько дней. Не поленись, проиграй все то, что ты построил и написал. Это поможет тебе найти ошибки и еще раз услышать то, что мы слушаем, определяем, поем на уроках.
  6. Научись пользоваться справочным материалом, который есть у тебя в «Рабочей тетради». Там много полезной информации по пройденным ранее и новым темам. Запомни, выучить и вызубрить все просто невозможно, но если ты знаешь, куда подсмотреть – значит, ты на правильном пути.
  7. Работай у инструмента, если номер задан для сольфеджирования. Проиграй его несколько раз со счетом, не забудь про ключевые знаки. Затем, можешь, проигрывая, петь. И на последнем этапе надо спеть номер без инструмента, помогая себе дирижерским жестом.

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/12/03/kak-gotovit-domashnee-zadanie-po-solfedzhio-pamyatka

Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? — люди придумали тучи описательных, конструктивных  и практических музыкальных дисциплин.Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической «сущности».

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) — некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении — колледже) — даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

Читайте также:  Торжествуйте, веселитесь, ангелы в небе. ноты и тексты ещё двух рождественских колядок

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти.

Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух.

4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику «СОЛЬФЕДЖИО». Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин.  Все напетые 94 номера.

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет «Элементарная теория музыки» в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.

ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса

Источник: http://www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1877&Itemid=1079

Что такое сольфеджио: самое понятное объяснение для родителей

Преподаватель музыки с 25-летним стажем Анастасия Якушкина коротко и понятно рассказывает о том, что такое музыкальная грамота, как развивать слух и как родителям, не имеющим музыкального образования, разобраться в сольфеджио.

Многие родители впервые сталкиваются с сольфеджио, когда ребенок поступает в музыкальную школу. И конечно, современным мамам и папам, которые активно стремятся помочь своим детям, но не имеют музыкального образования, хочется разобраться, что же это за предмет. Рассказываем о содержании этой непростой дисциплины.

Сольфеджио состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть — это основы музыкальной грамоты.

Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении…

В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.

К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение — гаммы) и более сложные элементы.

Многое в музыкальном языке измеряется числами.

Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.

С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.

  • В первую очередь мы активно развиваем слух — учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.
  • Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал – играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки.
  • Следующий этап — воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.

Не забываем и графический навык — умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель — научиться видеть в нотах все пройденные элементы.

Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.

Это уже высший пилотаж, ближе к выпускному экзамену.

Отдельная тема для проработки — ритм. Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.

  1. Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых — одна из основных задач уроков сольфеджио.
  2. Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.
  3. Также мы учимся дирижировать – «нанизывать» любую мелодию на равномерную временную шкалу, изображаемую четкими жестами.

Одна из форм развития всех навыков — сольфеджирование — пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.

Здесь мы учимся владению голосом, чтоб чисто интонировать; грамотному дыханию, четкой дикции, координации слуха, голоса и движения.

В старших классах добавляется музицирование — исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.

  • Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант — запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.
  • Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.
  • Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.

Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху — это или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.

К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.

Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши.

То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.

Поэтомуфортепиано или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.

Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.

Главная беда, которая встречается на практике, — родители начинают делать задания за детей. Я уверена, что они понимают, что нельзя за ребенка поесть. Нельзя за него научиться плавать. Выучить пьесу на инструменте тоже нельзя…

Но вот написать задание в тетради по сольфеджио можно.

Вопрос, есть ли в этом какой-то смысл, кроме сиюминутного — получить хорошую оценку? Увы, иногда это просто мамин (а то и папин) перфекционизм, который ведет к детским комплексам – «у меня плохо получается, а у мамы — хорошо, ну я и не буду…»

В целом изучение сольфеджио, как и обучение игре на инструменте, подобно выращиванию дерева, — процесс долгий. Это настоящее музыкальное созревание. И этапы этого процесса иногда не видны на поверхности.

Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить.

Главное — не запускать непонятное, проявлять терпение, не пропускать уроки и поддерживать связь с учителем!

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/chto-takoe-solfedzhio-samoe-ponyatnoe-obyasnenie-dlya-roditeley.htm

Домашние задания по сольфеджио и их роль в самостоятельной работе учащихся над развитием музыкального слуха

Управление культуры и организации досуга населения администрации города УльяновскаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств имени А.В. Варламова

Домашние задания по сольфеджио и их роль в самостоятельной работе учащихся над развитием музыкального слуха.

Методическая разработка

Макеева О.В.

Преподаватель высшей категории МБУ ДО ДШИ им. А. В. Варламова

Ульяновск 2015 г.

Задача сольфеджио в детских музыкальных школах и школах искусств -всестороннее развитие музыкального слуха и музыкальной грамоты.

Классный урок -не единственная форма занятий. Большое значение имеет правильная работа учащихся дома, где он должен осмыслить и закрепить информацию , полученную в классе.

Педагог должен научить ребенка осмысленно работать дома. С самого начала обучения в музыкальной школе следует добиться от детей выполнения основного правила: заниматься сольфеджио каждый день. Можно рекомендовать учащимся заниматься сольфеджио перед специальностью, что создает определенный психологически настрой и скоро входит в привычку.

На начальном этапе обучения это не должно занимать много времени; 15-20 минут вполне достаточно.

Сначала нужно выучить и повторить теоретический материал и после этого выполнять практическое занятие.

Домашние задания должны быть детально и глубоко продумано, понятны учащимся, упражнения в них эффективны. Если задание учащимися не выполнено и причина этого в непонимании требований педагога, то педагог обязать объяснить учащемуся задачу еще раз и добиться ее выполнения.

Важно чтобы домашние задания не были через чур громоздкими, соответствовали тому практическому и теоретическому объему знаний учащихся , которыми они располагают. Домашние задания должны быть четко и ясно сформулированы. Необходимо учитывать индивидуальные способности и возможности каждого ученика.

Педагогу необходимо иметь тесный контакт не только с педагогом по специальности. но и с родителями которые должны помочь детям, организовать домашние занятия и проконтролировать их. Я практикую присутствие родителей на уроках сольфеджио в подготовительных и первых классах и могу твердо сказать, что это приносит положительные результаты.

Опираясь на свой 43-летний опыт работы в музыкальной школе, я придерживаюсь мнения что пение, музыкальный диктант, слуховой анализ — активно влияют на все стороны развития музыкального слуха.

Пение гамм и ладовых упражнение является вспомогательным видом работы, пень гаммы следует не механически а внимательно следить за их строением.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/muzyka/163965-domashnie-zadanija-po-solfedzhio-i-ih-rol-v-s.html

Fruit Shop The freshest fruit for you

Задание по сольфеджио преподавателя Пархоменко О.А.

На 21,22, 25 окт. 2019 г.

  • Контрольные уроки во всех классах.
  • 1 класс
  • 1) Запись нот, длительностей, пауз;
  • 2)Запись ритма одной из выученных песен (№1,3,10,13) — 2 фразы ;
  • 3) Правила: пауза,фраза ;
  • 2 класс
  • 1) На слух: мажорный и минорный лад,тетрахорд, мажорное и минорное трезвучие, опевание(вводные звуки), чистая квинта;
  • 2)Правила: параллельные тональности, интервал, транспозиция, вольта ;
  • 3) Тональности: ля-минор, ре- минор (написать гамму, тоническое трезвучие, вводные звуки)
  • 4) Построить ч.5 от звука вверх и вниз
  • 5) Разделить на такты ритмические групы в размере 44;                                                                               
  • 3 класс
  • 1) На слух:интервалы от секунды до квинты, виды минора, Б53, М53;
  • 2) Правила: праллельные тональности, интервал;
  • 3 )Тональность Ля мажор ( написать гамму, интервалы от любой ступени, главные трезвучия лада);
  • 4) Построение интервалов и трезвучий от звука вверх и вниз;
  • 5) Группировка в размерах 24,34,44;
  • 4 класс
  • 1) На слух: интервалы от секунды до сексты, мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды;
  • 2)Правила: секвенция, переменный лад;
  • 3)Тональность Ми мажор( написать гамму, цепочку, интервалы от любой ступени вверх и вниз);
  •  4) Построение интервалов и трезвучий от звука вверх и вниз; 
  • 5) Группировка в размерах 24,34,44;                      
  • 5 класс
  • 1) На слух: интервалы от секунды до септимы, тритоны, мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды квартсекстаккорды, Д7;
  • 2) Правила: синкопа, триоль, обращения трезвучий;
  • 3) Тональность Си мажор (написать гамму, тритоны, Д53,Д6, Д64, Д7 с разрешением ; 
  • 4) Построение интервалов и аккордов от звука вверх и вниз;
  • 5) Группировка в размерах 24,34,44;
  • .
  • 6 класс
  • 1)В тональностях: Соль мажор, Ре мажор, Си бемоль мажор, Фа диез мажор, Соль бемоль мажор спеть гамму, цепочку №2, 2 пары тритонов;
  • 2) № 6,156,254, 219, 238 спеть наизусть;
  • 3) От звука спеть интервалы и аккорды вверх и вниз ;
  • 7 клас . 
  • 1)Определения за 1 четверть;  
  • 2) Построение цепочки, интервалов в тональности, хроматической гаммы, родственных тональностей ; 
  • 3) На слух: интервалы и аккорды от звука, аккорды в тональности;

Преподаватель Моршакова В.Н.

  1. 1 КЛАСС 
  2. на 14 сентября
  3. 1) Определения «динамика»(громкость звучания) и «регистр»(высота звучания) выучить
  4. 2)Выучить «до-ре-ми-фа-соль-ля-си; до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до» 
  5. на 21 сентября 
  6. 1)Рабочая тетрадь стр 1 выучить ключи и где пишутся ноты скрипичного ключа
  7. 2) Рабочая тетрадь стр 4:скрипичный и басовый ключ
  8. на 28 сентября
  9. 1)Выучить определения: размер, такт(стр. 19 в учебнике)

2)Разучить длительности (Р.т. стр 2)

3)Р.т. стр 4-5 написать все длительности

на 5 октября

1) Р. т. стр. 6 упр. 1-5

2) Повторить определения и длительности

3) Учебник стр. 19 упр. 1 б) письменно

  • На 21 октября и 26 октября
  • Подготовиться к контрольной рабрте!
  • 1)Учебник стр 46 читать, повторить знаки(диез, бекар, бемоль) и что такое «тон» и «полутон»
  • 2)Повторить определения «такт», «размер», «гамма», «поступенное движение»

3) Р.т. стр 19 №1-4

  1.   2 КЛАСС
  2. на 9 и 14 сентября
  3. 1) Учебник стр. 18-19 повторить названия интервалов
  4. 2)Рабочая тетрадь стр. 6 №1, 2, 4
  5. 3)Учебник стр 21 №21 петь и дирижировать
  6. на 16 и 21 сентября
  7. 1) Учебник стр. 33 № 42 наизусть
  8. 2) стр. 35 № 2,3
  9. на 23 и 28 сентября
  10. 1) Определение «паралельные тональности» учить
  11. 2) Доделать в тетради (гаммы  и тонические трезвучия тольностей до 2х знаков с паралельными тональностями, например, до мажор гамма и Т53, ля минор гамма и t53)
  12. 3) Учебник стр. 33 № 42 наизусть
  13. 4) Знаки учить
  14. на 30 сентября и 5 октября
Читайте также:  Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

 1) Р. т. стр. 11 упражнение 1-4

2) Выучить знаки в тональностях (Р. т. стр. 3)

  • 3) Учебник стр. 33 номер 42 наизусть
  • на 7 и 12 октября
  • 1) Учебник стр. 41 №51 петь и дирижировать
  • 2)Учебник стр. 41 №51 транспонировать в си минор(не забыдь знаки)

3) Выучить знаки в тональностях (Р. т. стр. 3)

  1. 3 КЛАСС
  2. на 9 и 14 сентября
  3. 1) Рабочая тетрадь стр. 7-8 №1
  4. 2) Учебник стр 16 №10
  5. на 15 и 21 сентября
  6. 1)Учебник стр 17 №14 учить
  7. 2) Учебник стр 16 упражнение * построить и петь оба голоса
  8. 3)Повторить определения параллельных и одноимённых тональностей
  9. 4)Петь три вида до минора
  10. на 23 и 28 сентября
  11. 1) Учебник стр. 19 читать
  12. 2) Учебник стр. 25 №1 строить 
  13. 3) Учить стрю 17 №11 наизусть (14 повторить)
  14. на 30 сентября и 5 октября
  15. 1)Р. т стр 18 номера 13-15
  16. 2)Учебник стр. 24 номер 26 учить наизусть
  17. на 7 и 12 октября
  18. 1)Построить в Ре, соль, Си бемоль мажоре, ми, ре, си миноре главные трезвучия
  19. 2)Учебник стр. 32 №44 наизусть
  20. 3)принести 2ую тетрадь
  21.   4 КЛАСС
  22. на 9 и 14 сентября
  23. 1) Рабочая тетрадь стр 11 №1
  24. 2) Рабочая тетрадь стр 2 таблица «Интервалы»  учить
  25. на 15 и 21 сентября
  26. 1)Построить тритоны и Д7 в Ре мажоре и Соль мажоре
  27. 2) Построить три вида си и ми минора
  28. 3) Учебник стр. 19 №29 учить наизусть
  29. 4)Учить интервалы
  30. на 23 и 28 сентября
  31. 1) Рабочая тетрадь стр. 21 №1,2 
  32. 2) Сделать обращения главных трезвучий в си миноре и Ре мажоре

3) Учебник стр. 26 № 52 наизусть (стр.19 №29 повторить)

на 30 сентября и 5 октября

1) Определение «характерные интервалы» выучить (см. учебник) 

2) Построитьув. 2 и ум. 7 в си, ми, и ре миноре

  • 3)учебник стр. 19 номер 29 повторить (опрос на оценку) 
  • на 7 и 12 октября
  • 1) Учебник стр.26 №1, стр 27№2 письменно и петь
  • 2) Учебник стр.26 №50
  • 5 КЛАСС
  • на 9 и 14 сентября
  • 1) Написать таблицу с интервалами (название и колличество полутонов) — знать наизусть
  • 2)Построить от нот ми и фа все интервалы (от примы до октавы)
  • 3)Учебник стр. 17 №12 петь и дирижировать
  •  на 15 и 21 сентября
  •  1) Учебник стр. 17 № 13 учить наизусть
  • 2) Построить в Ля мажоре и фа-диез миноре тритоны и все виды гамм
  • 3)Выучить интервалы
  • на 23 и 28 сентября

1) Учебник стр. 15 №18 наизусть (№13 повторить!)

  1. 2) Учебник стр 9 читать
  2. 3) Учебник стр. 10 упражнения № 1,2,3 письменно
  3. на 30 сентября и 5 октября
  4.  1)Учебник стр. 9 выучить нотное обозначение, лад и знаки в буквенное обозначении
  5. 2) учебник повторить номера 13, 15 (опрос на оценку) 
  6. на 7 и 12 октября
  7. 1) Учебник стр.91 тема «10 пересказывать
  8. 2)Учебник стр.94 №184 наизусть
  9. 1)Построить тритоны и характерные интервалы в соль мажоре

Источник: http://muzschool-6.ru/domashnee-zadanie/9-uncategorised/148-domashnee-zadanie-dlya-uchashchikhsya-reo-2?template=beez3

Организация занятий по сольфеджио

Введение

Сольфеджио – это первый систематический курс в цикле музыкально-теоретических предметов, призванный дать учащемуся прочную основу для дальнейшего музыкального развития.

Сольфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков.

Если раньше – на первом этапе формирования этого предмета – занятия сольфеджио состояли в основном из пения по нотам, то в настоящее время в содержание курса вошли и другие формы работы, способствующие воспитанию и развитию музыкального слуха: анализ на слух, диктант, интонационные упражнения, чтение с листа. Поэтому было бы правильнее весь этот комплекс навыков, знаний и умений назвать СИСТЕМОЙ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА. Правильное обоснование такой системы является одной из задач курса методики.

Содержание курса сольфеджио является изучение основных средств музыкальной выразительности – музыкальных звуков, интервалов, ритма и др. — первоначально в изолированном виде, а в дальнейшем в некотором взаимодействии.

Курс сольфеджио так же должен дать учащимся необходимые сведения о музыке как об искусстве и о мелодии как о главном средстве музыкальной выразительности, объединяющем все основные элементы музыки.

Усвоение курса сольфеджио должно выработать у учащегося сознательное отношение к музыкальным явлениям, с которыми он встречается по жизни.

Цели и задачи сольфеджио:

  1. Дать учащемуся систему знаний и навыков, необходимых для понимания основных средств музыкальной выразительности.
  2. Выработать у учащегося элементарные музыкально технические навыки, необходимые как в процессе прохождения курса, так и для дальнейшего музыкального развития.
  3. Заложить реалистические основы музыкального воспитания и образования, дать верное направление музыкально-эстетическим вопросам и вкусам учащегося.

 

Организация занятий

В настоящее время предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных учебных заведений: детских музыкальных школ, музыкальных училищ и вузов. Безусловно, в зависимости от целей и задач каждого учебного заведения изменяются содержание и методы преподавания сольфеджио. Основная же задача – всестороннее развитие музыкального слуха — остается прежней.

Как известно, задачи детских музыкальных школ состоят в том, чтобы достичь всестороннего и гармоничного развития музыкальных способностей у детей.

Учебный план школ в целом должен осуществлять эту задачу комплексно, связывая специальные и теоретические предметы друг с другом.

Это значит, что в работе над развитием слуха следует использовать репертуар и навыки, полученные в классе по специальности, а на индивидуальных занятиях в этом классе – знания и понятия, освоенные в курсе сольфеджио.

В детских музыкальных школах группы комплектуются по возрастному принципу – это требование педагогики. Методику работы по сольфеджио должны определять возрастные особенности детей.

Так, в младших классах основой усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознанность музыкальных ощущений. Педагог должен воспитать дисциплину, правильную направленность слухового внимания, активность в накоплении слуховых впечатлений.

В средних классах, где уровень интеллектуального развития детей выше, основной работой должно быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. На этом уровне педагог обязан воспитать самостоятельность детей и продолжать прививать им интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.

В старших классах основное внимание педагога должно быть направлено на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям.

Учитывая возрастные особенности детей разных классов, педагог должен использовать различные приемы и формы работы. Так, в младших классах необходим яркий, эмоционально насыщенный показ музыкальных примеров, движений, и только постепенное выведение из практики некоторых теоретических знаний.

В средних классах – на основе имеющегося музыкального опыта детей – развитие самостоятельности в суждениях и выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование знаний и навыков.

В старших классах – усиление работы над освоением чтения с листа и записи музыки, воспитание логического мышления и творческой активности в применении на практике полученных знаний и навыков.

Задачей сольфеджио является воспитание и развитие профессиональных навыков на том уровне и в том объеме, какой требуется для данной специальности. Поэтому в методике должны дифференцироваться требования и разные формы работы.

Урок и его организация

В наших условиях, когда занятия по сольфеджио происходят всего один или два раза в неделю, каждый проведенный урок имеет громадное значение. Некоторые формы работы, например: анализ на слух — вообще не могут быть проведены без педагога.

Да и пение, в записи диктанта, в чтении с листа основное направление и контроль может быть осуществлен только педагогом, то есть на уроке.

Поэтому умение правильно спланировать работу и на хорошем уровне провести урок – одна из важных задач педагога.

Подготовка к урокам должна начинаться с составления полугодового плана. Материал программы распределяется по количеству уроков. В основном определяются сроки прохождения того или иного теоретического материала: тональности, ритмы, аккорды, последовательности и т.д.

Для педагога надо считать обязательным составление поурочных рабочих планов. В них должен быть отражен весь процесс работы на каждом уроке и используемый материал.

Это позволит педагогу строго и последовательно вести работу, помня о четырех этапах в усвоении каждого нового раздела: объяснение нового, проработка и закрепление этого материала, усвоение, то есть самостоятельное выполнение заданий, контроль уровня усвоения.

Построение урока может быть или всегда одинаковым – типовым – или свободным, то есть таким, когда последовательность форм работы будет меняться. Однако на каждом уроке должны быть использованы все новые формы работы: пение интонационных упражнений, анализ на слух, чтение с листа и запись диктанта.

  • Чтобы урок был полноценным и внимание учащихся было все время активным, следует чередовать формы, приемы ведения урока, не допускать утомления, однообразия.
  • Примерный план урока в детской музыкальной школе:
  • 3-4 минуты – проверка присутствующих, мобилизация внимания;
  • 10 минут – распевание, проверка домашнего задания, пение повторение примеров;
  • 8-10 минут – слушание, объяснение нового;
  • 8-10 минут – диктант;
  • 10 минут – чтение с листа, пение песен хором, группами;
  • 5 минут – домашнее задание, заключение.

Домашние задания по сольфеджио просто необходимы. Важно добиться ежедневной планомерной работы учащихся над развитием слуха. Однако домашние задания лишь тогда эффективны, когда они правильно составлены.

При проверке домашних заданий педагог должен требовать высокого качества их выполнения, то есть чистой интонации, правильного темпа и ритма, выразительности. То же можно сказать и в отношении выучивания наизусть: лучше дать задание меньше, но требовать более высокого качества исполнения.

Формы домашних заданий могут быть следующие:

1.Интонационные упражнения и распевы, пройденные на уроке в классе. Хорошие результаты дает повторение их на каждый день перед началом занятий на инструменте.

2.Сольфеджирование примеров. Повторение и отработка исполнений мелодий, пройденных в классе; самостоятельное разучивание новых примеров.

Формы домашние работы могут быть так же следующие: пение в транспорте, подбирание примера в разных тональностях и от разных звуков. При выучивании наизусть можно петь с текстом, сольфеджировать, петь без названий нот на слог или на гласную.

Самодиктант, то есть запись знакомых мелодий по памяти, — очень полезная форма работы, но она возможна только тогда, когда учащиеся уже умеют писать диктанты, знают приемы. Поэтому прежде чем давать такое задание, надо несколько раз провести подобные диктанты в классе.

Письменные задания в детской музыкальной школе – списывание, транспонирование, построение, сочинение. Во всех звеньях полезно нахождение примеров на данную тему, анализ своего репертуара по специальности.

Для оценки успеваемости учащихся применяются разные виды опросов:

1.Беглый, без оценки по баллам, но с краткой словесной характеристикой ответа. Такой опрос должен производится на каждом уроке, — он служит укреплению пройденного материала.

2.Проверочный опрос по темам. Его задача – выяснить усвоение материала каждым учащимся. Можно выставлять оценки, но главное характеристика учащегося.

3.Опрос учащихся по домашнему заданию. Рекомендуется использовать приемы коллективной проверки, чтобы не тратить много времени и вместе с тем проверить всех. Можно проверить задание выборочно.

4.Контрольный опрос. Должен производится по четвертям. Оценки при этом обязательны. Педагогу очень важно умело провести опрос, подобрав материал так, чтобы трудность для всех была одинакова.

  1. Не следует слишком часто делать контрольные опросы: в сольфеджио самое важное – процесс работы, с применением беглого и проверочного опроса.
  2. При выставлении оценки по сольфеджио нужно учитывать и природные данные учащегося, и его работу.
  3. Итак, основные требования к занятиям сольфеджио: методичность и последовательность в построении урока;
  4. -ясность и конкретность в объяснениях и в постановке задач;
  5. -умелое сочетание групповых форм занятий с индивидуальными и с пристальным вниманием к каждому учащемуся;
  6. -четкая организованность классной работы и домашних заданий;
  7. — требовательность к качеству выполняемой работы, к активному участию всех учащихся в работе группы.
  8. В целом атмосфера занятий должна быть творческой и увлекательной, урок должен вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенным музыкой, высоким качеством музыкального исполнения.
  9. Слух
  10. Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно велика.
  11. Понятия «музыкальный слух» и «музыкальная одаренность» — различны; музыкальная одаренность предполагает особый комплекс, сочетание способностей, куда входят, кроме музыкального слуха, так же сила, богатство и инициативность воображения; особая концентрация душевных сил, внимания; волевые особенности, организованность, целеустремленность и любовь к музыке.

 

Развитый музыкальный слух дает возможность человеку воспринимать и осознавать музыку, переживать ее, творчески как бы создавать при исполнении. Эти задачи и являются конечной целью музыкального образования.

Поскольку музыкальный слух – это главное орудие музыканта, постольку значение предмета сольфеджио очень велико. Однако нельзя думать, что развитие музыкального слуха осуществляется исключительно на этих занятиях.

Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из следующих взаимосвязанных компонентов: звуковысотного слуха, чувства лада, чувство метроритма, гармонического слуха.

Звуковысотный слух определяет способность, посредством которой ухо отличает интервалы музыкальные от интервалов неупотребительных в музыке, то есть стройность, иль настройку, от нестройности, иль расстроенности. Слух ладовый он определял как способность различать и определять отношения между высотами разных звуков, что дает возможность воспроизводить интервалы и определять их величину, узнавать аккорды.

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/pedagogika/organizaciya-zanyatiy-po-solfedzhio/

Ссылка на основную публикацию