Что такое сольфеджио

Всем привет, дорогие вокалисты! 

Сегоднямы с Вами пройдемся по азам сольфеджио, узнаем, что это такое и как его поэтапно правильно и грамотно изучать. Учебник пока не пригодится, все самое важное в этой статье. Итак

Сольфеджио — это дисциплина, которая предназначена для развития музыкального слуха, и изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т.д… Это позволяет тренировать слух музыкальными диктантами, анализами, сольфеджированием и т.п.

1. Первое, что нужно знать, — это конечно же ноты (их всего 7) и условные их обозначения.

  • 1-я — ДО (С)
  • 2-я — РЕ (D)
  • 3-я — МИ (E)
  • 4-я — ФА (F)
  • 5-я — СОЛЬ (G)
  • 6-я — ЛЯ (A)
  • 7-я — СИ (H, также могут подписывать B)

Что такое сольфеджио

— пример на клавишах фортепиано.

Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.

Что такое сольфеджио

— вот пример в нотной тетради в скрипичном ключе, в первой октаве.

Что такое октава?

Октава — музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней! Пример:

Что такое сольфеджио

— до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Также не забываем о таком понятии, как звукоряд.

Звукоряд — это ряд последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этих знаний, но в дальнейшем они вам пригодятся.

Октавы на музыкальном инструменте фортепиано

Вы должны знать, сколько всего есть октав, нот, клавиш и их названия:

  • Субконтроктава (эта октава неполная, начинается с «Ля» и имеет всего 3 ноты)
  • Контроктава
  • Большая октава
  • Малая октава
  • Первая октава
  • Вторая октава
  • Третья октава
  • Четвертая октава
  • Пятая октава (имеет всего одну ноту “До”)

Всего на фортепиано 88 клавиш — 52 белых и 36 черных.

Кстати, в этом уроке я рассказываю, что нужно, чтобы петь ровно на всем диапазоне.

Ключи

Ключ определяет расположение нот на нотном стане в сольфеджио. Вокал для начинающих не требует знание ключей, но если вы хотите петь по нотам, это будет полезно.

Всего их есть 3:

  • Скрипичный — самый встречаемый и популярный ключ. Он исходит с ноты “соль” первой октавы. Рисуется на второй линейке нотоносца.
  • Басовый — второй по распространенности ключ после скрипичного! Рисуется на четвертой линейке нотоносца и окружает линейку, на которой пишут ноту “Фа” малой октавы.
  • Альтовый — обозначает ноту “До” первой октавы. Рисуется на средней линии нотного стана.

 Альтерация

Повышение или понижение ступени ноты.

Давайте узнаем, какие существуют знаки при ключе:

  • диез — повышение на полтона,
  • бемоль — понижение на полутон,
  • бекар — отмена знаков при ключе.

Знаки альтерации делятся на 2 типа:

  • ключевые — пишутся рядом с ключом и действуют, пока не появятся новые.
  • случайные — ставятся перед нотой.

Тон и полутон.

Полутон — это меньшее расстояние. То есть, 2 соседние клавиши, включая и черные. Тон — это 2 полутона.

 Интервалы

  1. Интервал — 2 звука, которыми могут быть одна и та же нота, либо две разные.
  2. Нижний звук интервала является его основанием, а верхний — вершиной.

  3. Интервалы делятся на 2 типа:
  • мелодичные — нотки, которые взяты последовательно,
  • гармоничные — одна и та же нота, взятая одновременно.

Итак, рассмотрим какие существуют величины интервалов:

  • Прима (1)
  • Секунда (2)
  • Терция (3)
  • Кварта (4)
  • Квинта (5)
  • Секста (6)
  • Септима (7)
  • Октава (8)

Также величиной интервала является количество в нем полутонов и тонов. Так, между ступенями образуются следующие интервалы: Чистая прима (0 полутонов)

  • Малая секунда (1 полутон)
  • Большая секунда (2 полутона)
  • Малая терция (3 полутона)
  • Большая терция (4 полутона)
  • Чистая кварта (5 полутонов)
  • Увеличенная кварта (6 полутонов)
  • Чистая квинта (7 полутонов)
  • Уменьшенная квинта (6 полутонов)
  • Малая секста (8 полутонов)
  • Большая секста (9 полутонов)
  • Малая септима (10 полутонов)
  • Большая септима (11 полутонов)
  • Чистая октава (12 полутонов)

Если вы хотите научиться петь любые интервалы точно и громко, используйте эти видео уроки. 

Длительности

Если мы слушаем песни, то улавливаем на слух, что ноты и паузы есть разной длительности. Какие-то звучат дольше, какие-то быстрее… Для того, чтобы разобраться в длительностях, нам понадобиться метроном на 60 ударов.

Итак, разберемся в названиях и обозначениях:

  • целая нота — самая длинная. Ритмически состоит из 4-х ударов метронома.
  • половинная нота — в 2 раза короче целой ноты. Поэтому ритмически звучит на 2 удара метронома.
  • четвертная нота — ритмически идёт на каждый удар метронома.
  • восьмая нота — ускоряется в ритме по сравнению с четвертью в 2 раза. Поэтому на один удар метронома приходятся 2 восьмых!
  • шестнадцатая нота — естественно, еще в 2 раза быстрее, чем восьмушка. Поэтому на один удар метронома успевают пройти 4 шестнадцатые.

Вот, дорогие наши читатели, основы, которые обязательно нужно знать для вокалиста в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этого, но тем, кому хочется петь чисто интонируя и чувствовать ритм песен, это точно пригодится.

  • Если вы дочитали до этого места, то у вас явно серьезный подход к вокалу. А у нас серьезный подход к обучению:
  • Уникальная методика, которая показала свою эффективность на сотнях учеников.
  • Упражнения, которые позволят вам уже через месяц петь как высокие, так и низкие ноты, а через два месяца выступать и зарабатывать вокалом.
  • Педагоги, которые не представляют своей жизни без прогресса их учеников.

Хотите попробовать, как это работает? Просто запишитесь на бесплатный урок по Скайпу.

Желаю успехов в изучении материала! У Вас непременно всё получится!

Источник: https://easyvoice5.ru/articles/solfedzhio-vokal-dlja-nachinayuschih.html

АсСоль — Сольфеджио – что это и для чего нужно?

Сольфеджио
– что это и для чего нужно?

[12.08.2016]

В музыкальном
искусстве существует такое понятие, как сольфеджио. Что это такое, для чего оно
необходимо и необходимо ли оно вообще? В этой статье мы постараемся ответить на
все эти вопросы более понятным и простым языком.

Говоря более
простыми и понятными словам, без углубления в музыкальную теорию, сольфеджио –
это пение без слов. Вместо слов, здесь используются названия нот, поэтому
фактически это можно называть пением по нотам. Но, несмотря на свою, казалось
бы, простоту, сольфеджио является настоящей дисциплиной, которую проводят в
музыкальных школах и училищах, консерваториях и т.д.

Что такое сольфеджио

К слову,
далеко не все ученики любят эту дисциплину по той причине, что большинство
других предметов более интересны и основываются на практике и игре на
музыкальных инструментах, например.

А вот сольфеджио более направлено на
изучение нот и нотных символов, поэтому данный предмет может быть не столь
любим, как остальные.

Однако, роль сольфеджио в музыкальном образовании огромна
и неоценима.

Данный предмет
важен для развития музыкального слуха и для того чтобы слушать музыку более
детально. Изучение сольфеджио помогает не просто развить слух, но и дает
возможность научиться раскладывать каждую композицию «по полочкам».

Слушая
определенную песню, ребенок четко формирует в голове аппликатурный рисунок – из
каких нот состоит музыка, и в какой последовательности они располагаются.

Читайте также:  Самые известные классические музыкальные произведения

Знания, полученные в этой дисциплине, делают из обычного музыканта –
профессионала.

Что такое сольфеджио

Дисциплина
имеет две подкатегории, впрочем, как и везде – это теория и практика. На
теоретических занятиях изучается музыкальная и нотная грамота. На практических
занятиях изучаются музыкальные отрывки и произведения «на слух». После занятий
ученики сдают музыкальные диктанты, описывая в них ноты из услышанных
произведений.

Программа
музыкальных школ направлена на параллельное изучение теории и практики, в то
время как музыкальные консерватории изучают эти дисциплины отдельно.

Прежде чем
приступить к изучению дисциплины сольфеджио, ученикам необходимо выучить, как
пишутся и читаются музыкальные ноты, таким образом, изучение нотной грамоты
является обязательным условием для занятий.

Курс изучения нот длится порядка
2-3 месяцев, на уроках которого изучаются миноры, мажоры и тональности.

Сольфеджио
проводится по одному разу в неделю (реже, бывает два занятия). Длительность
одного занятия – 1 час. Кроме того, ребенок дополнительно должен заниматься
самоподготовкой в домашних условиях.

Источник: http://as-sol.net/index/solfedzhio_chto_ehto_i_dlja_chego_nuzhno/0-22

Уроки сольфеджио для начинающих в Москве

Что такое сольфеджио
Уроки сольфеджио для начинающих — занятия, направленные на развитие музыкальной памяти и слуха.
Очень часто ее относят к разряду самых сложных уроков. Это вполне объяснимо. Дело в том, что в детских музыкальных
школах урок сольфеджио – это синтез нескольких дисциплин – теории музыки, анализа музыкальных произведений,
гармонии, полифонии и собственно – сольфеджио. В музыкальных училищах и консерваториях это уже разные дисциплины,
которые легче освоить, когда они преподаются отдельно. Вот и получается, что все это трудно для восприятия. Но это
только на первый взгляд. На самом деле, это одно из самых интересных и захватывающих занятий при обучении музыке.

  • Основные понятия музыкальной грамотности (ноты на письме и их нахождение на фон, знаки альтерации, общее знакомство с
    предметом)
  • Ритм. Мелизмы. (расскажем о длительностях, попробуем простучать различные ритмы и пропеть их на одной-двух нотах)
  • Интервалы. Гаммы. Лады (строении интервалов, гамм и ладов + попробуем попеть на двухголосие)
  • Трезвучия и Аккорды (расскажем о их строение и попробуем спеть 3х и 4х голосие)
  • Мелодия и гармония (как подбирать песни на слух, мелодию и простейшую гармонию к ним, разберем несколько
    популярных песен по аккордам)
  • Обобщение всего пройденного, либо поход на мюзикл, музей, театр.

Есть вечерняя и группа выходного дня. Всего в программе 5 уроков по 120 минут каждый. График занятия сольфеджио обговаривается по телефону 8 (499) 755-94-72.

Как уже говорилось выше, уроки сольфеджио для начинающих взрослых и детей – это синтез разных дисциплин. Оно предназначено для
развития музыкального слуха и выработки навыка пения по нотам. Иначе говоря – сольфеджирования, которое не отделимо
от теории музыки.

  • Уникальное умение – видеть ноты и слышать их внутренним слухом – этому и учит сольфеджио. Например, вы видите
    какую-то песню в сборнике, но у вас нет под рукой инструмента, чтобы сыграть мелодию. Имея навык
    сольфеджирования, можно будет спеть ее без инструмента и понять, эту песню вы ищите или нет.
  • Вы сумеете записать нотами любую мелодию, которую сочините сами. Вдруг вы обнаружите в себе талант композитора?
    Без уроков вы не сумеете сохранить свои музыкальные творения, и они потеряются навсегда.
  • Вы легко будете разбираться в современных песенниках. Вспомните, сколько раз вам на глаза попадались знакомые
    песни с подписанными непонятными буквами — Em, A7, Fis или F#, а вы не можете расшифровать эти тайные знаки. А
    это всего-навсего – названия аккордов гитарного или фортепианного аккомпанемента, которые всегда подчинены
    определенной логике.
  • Зная азы теории, вы сможете самостоятельно настроить гитару или бас-гитару (а может, балалайку или домру, если
    вдруг возникнет такая необходимость).

Как проходят уроки.

Первое знакомство с музыкой начинается именно с занятий на уроках сольфеджио для начинающих. Они включают в себя:
внимательное прослушивание симфонической музыки, анализ музыкальных произведений и запись несложных мелодий нотными
знаками на слух. Разучивание нотной грамоты, а затем читка с листа по нотам – обязательный аспект в методике
обучения.

Следующий этап, сольфеджирование — распевание мелодического рисунка, интервалов, аккордов и гамм по нотам, которые
пропеваются вслух. Это очень важный момент в обучении, к которому, в последующем, во время исполнения добавляется и
дирижирование.

На занятиях по сольфеджио для взрослых и детей ученик получает навыки подбора любого музыкального материала по слуху, а также учится
импровизировать и сочинять музыку.

Уроки сольфеджио для начинающих вводят в мир семи нот. И шаг за шагом приходит понимание и раскрытие самых разных и
неизведанных дотоле терминов, таких, как лад и ритм, аккорды и арпеджио. Исполнение одноголосных и многоголосных
упражнений, написания наипростейших, а со временем, и сложных мелодических и ритмических диктантов – всё это
способствует воспитанию музыкального слуха и ритма.

Пение на уроках сольфеджио.

Пение – необходимый навык, приобретаемый и оттачиваемый знаниями на уроках сольфеджио для начинающих. Преподаватель,
развивая голос ребёнка, прививает необходимость, при исполнении песни, постоянно вслушиваться в себя. Это очень
важно для чистоты интонирования и выразительного исполнения.

Кроме того, такое обучение позволяет анализировать свой
вокал и пение товарищей по точности высоты, силы звука, протяжности фразы.

То есть необходимо постоянно следить за
качеством исполнения, не допуская при этом: пения без взятия дыхания, с замкнутыми губами, едва слышного или
отрывистого исполнения.

Решая заниматься музыкой, знайте, что обучаться полезно в любом возрасте. Эта наука поможет изучить выбранную
специальность (вокал или инструмент) досконально, намного глубже вникнуть в правила и законы музыки. Для того, чтобы пройти курс сольфеджио с нуля, достаточно связаться с нами по телефону 8 (499) 755-94-72.

Посмотрите наши другие уроки, например
уроки фортепиано.

Источник: https://artvocal.ru/solfeggio.php

Что такое сольфеджио. Сольфеджио для гитариста

Что такое сольфеджио У многих людей, чей жизненный путь не проходил через музыкальную школу, есть ошибочное представление о сольфеджио. Бытует мнение, что эта наука слишком сложная, освоить которую удастся не каждому, или что она даёт недостаточно положительных эффектов, как другие музыкальные дисциплины. Всё это, далеко, не так. Такие суждения возникают при отсутствии достаточной информации об этой дисциплине.
Прогресс от занятий на любом из инструментов очевиден – это умение играть. В случае сольфеджио, результат далеко не ясный. Если сравнивать со зданием, к примеру,  это относится не к каркасу, который виден на поверхности, а к фундаменту, который не видно, но без него нельзя. Курс обучения этой науке строится на закладывании основных музыкальных умений – слух и чувство ритма.

С итальянского языка термин «сольфеджио» переводится как «пение по нотам». Дисциплина направлена на развитие музыкального слуха у вокалистов и музыкантов. Именно благодаря ему, можно в полном объёме ощутить искусство, научиться сочинять и исполнять музыку.

Очень важно уметь правильно воспринимать звуки, чему и учат на уроках сольфеджио. Невозможно нормально исполнить композицию, если играешь мимо нот. Правильное восприятие звуков – надёжная гарантия изучения новых навыков за максимально короткий промежуток времени.

С чего состоит обучение сольфеджио.

Читайте также:  Постановка дыхания - как правильно дышать при пении?

1. Пение, при котором произносят название каждого звука – сольфеджирование.

Здесь только одно условие: произносим все ноты ритмически и интонационно правильно.
2. Слушаем и анализируем.

Любой музыкант обязан уметь анализировать услышанную музыку, охарактеризовать её, определить темп, структуру и ритмические нюансы.
3. Важный пункт обучения – музыкальные диктанты.

Принцип их написания напоминает типичные школьные диктанты, но вместо букв – специальные символы и ноты. Задание учеников заключается в записи на нотный стан сыгранной преподавателем мелодии, придерживаясь всех правил «музыкальной пунктуации».

Что мы получаем, обучаясь сольфеджио?

Обучение нотной грамоте и основным символам и обозначениям применяемым в записи музыки на бумагу.
Бесценный навык чистого пения, умение спеть мелодию с первого раза без репетиций.

Музыкальные диктанты тренируют умение подбирать на инструменте услышанную мелодию и записывать её нотами.

Причины, по которым «пение по нотам» не привлекает новичков.

Непонимание. Мало кому известно, сколько важных и полезных навыков обретает ученик в процессе обучения.
Не у всех хватает сил ждать результата. Чтобы получить желаемый эффект необходимо долго и усердно трудится, выполнять все необходимые упражнения.

Сложность обучения дисциплине. Обучение ориентировано на основательную подготовку музыкантов. Здесь не обойтись одним лишь пением с листа или диктантами. Дисциплина изучает огромное количество понятий, которые обязательны для каждого музыканта, желающего более углубленно изучать музыку.

Важность данного обучения для гитаристов.
Чтобы научить человека играть простые вещи на гитаре, не нужны знания нотной грамоты. Однако сольфеджио отвечает за умение понимать и осознанно исполнять музыку, слышать ноты.

Благодаря этому учению, гитарист начинает иначе видеть инструмент, знает, где какие ноты на грифе гитары находятся, как работник библиотеки знает где подходящая книга. По-другому воспринимается подбор мелодий и аккомпанемента.

Необходимость в преподавателе.

Изучить все ноты, размеры и длительности – задача для самостоятельного разбора. Тем не менее, в начале обучения необходим чуткий контроль знающего человека над каждой деталью.

Современные технологии здорово шагнули вперёд, и теперь урокам сольфеджио можно обучиться, не выходя из дома. Но, к сожалению, компьютер и интернет не смогут вовремя обратить внимания ученика на ошибки, помочь сосредоточиться и найти индивидуальный подход к обучающемуся. Поэтому гораздо эффективней будет обратиться за помощью к профессиональному преподавателю.

Освоив однажды сольфеджио, вы окончательно перейдёте с музыкой на «ты», получите умение правильно излагать свои музыкальные мысли нотами, измените подход к подбору на слух, начнёте более глубоко понимать сам язык музыки.

Источник: https://muzachos.com/muzteoriya/chto-takoe-solfedzhio/

Что такое сольфеджио?

Что такое сольфеджио

Сольфеджио — один из самых недооцененных предметов в музыкальной школе. В то же время, можно сказать, что это целый комплекс упражнений, целью которых является развитие навыков применения теоретической части музыки на практике и изучать такой предмет надо всесторонне и особенно тщательно.

Сольфеджио в широком смысле можно определить как пение по нотам. Кстати, стоит заметить, что данное слово образовано путем сложения названий двух нот — соль и фа, потому и звучит столь музыкально.

Для чего нужны уроки сольфеджио в школах?

Прежде всего — для воспитания музыкального слуха, для тренировки его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? — с помощью практик и специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.

Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу.

К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе).

Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.

В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь.

Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно. Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы.

Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории.

Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.

Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?

1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию. Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.

2) Умение представить мысленно, подобрать на инструменте и записать правильно нотами любую услышанную мелодию. В курсе сольфеджио этот вид деятельности называется музыкальный диктант. Правда, удобное умение? Только услышали красивую мелодию – и сразу смогли ее подобрать на инструменте.

3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.

  • Теория музыки, сольфеджио и нотная грамота — это схожие понятия, однако у них есть и существенные различия.
  • Теория музыки и нотная грамота — это теория, в то время как сольфеджио — это практика.
  • Сольфеджио можно охарактеризовать как:
  • учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух.
  • сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух;
  • специальные вокальные упражнения для развития голоса, называемые также вокализами;

Как и всякий предмет, сольфеджио подразумевает сначала прохождение теоретической части, однако в музыкальных школах теория неотделима от практики, и потому вскоре после изучения нотной грамоты начинается практическая часть — разучивание и пение гамм, а также номеров и упражнений с дирижированием.

При пении мелодии в сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях

Источник: https://obrmos.ru/do/do_muz/art/do_muz_art_solf.html

Исторические сведения о сольфеджио. – MMTeacher

Владимир — Ноя 23rd, 2014

В историческом процессе развития музыкального искусства большое место занимает вопрос нотации. Системы сольмизации (сольфеджирования, т. е. исполнения нотного текста голосом) во все времена были тесно связаны с различными системами нотации.

Первые нотные записи были относительными, обозначали не абсолютную высоту звуков, а отношение между звуками в различных попевках, исполняемых на любой высоте (Древний Китай, Греция, Индия, «крюки» в России).

Условность и неточность относительных систем нотации привели к необходимости разработки более совершенной системы. В результате исторической реформы Гвидо Аретинского появился точный и удобный способ записи высоты звуков при помощи нотоносца и букв, обозначающих высотное значение нотных линеек.

Система сольмизации: ут – ре- ми – фа – соль – ля – в основе была также относительной, обозначающей место этих звуков в ладу и интервалов между ними на любой высоте, но звуки-ноты уже получили свое название, и отсюда возникла абсолютная система сольмизации, т. е. пение с названиями звуков, с итал. «сольфеджио». Первоначально сольфеджио предназначалось только вокалистам и было неотъемлемой частью обучения певцов.

Читайте также:  Некоторые особенности фортепианных сонат бетховена

До XVIII века существовали два способа прочтения нотного текста – относительный и абсолютный.

В церковных хорах в основном использовалась относительная система. Развитие инструментальной музыки, требовавшее точной фиксации каждого звука привело к тому, что абсолютная система вытесняла относительную.

В 1709 году в Париже возникает натуральное сольфеджирование, т. е. применение наряду с буквенными аретинских слогов названий к соответствующей абсолютной высоте звуков До мажора.

В начале XIX века – «Сольфеджии» для Парижской консерватории (1802 год), были сочинены выдающимися композиторами того времени: Л. Керубини, Э. Мегюлем, Ф. Госсеком. Они предназначались для исполнения голосом с обязательным инструментальным аккомпанементов, нотированным в виде цифрованного баса.

Однако относительное сольфеджирование не было окончательно вытеснено абсолютным. С одной стороны, в профессиональном обучении прочно утвердилась абсолютная система, с другой – продолжали возникать разновидности относительной системы.

Во Франции в XVIII веке Жан Жак Руссо предложил «цифровую методу», заменив слоговые названия ступеней цифрами.

В Англии в этот же период развивалась система «Тоника-соль-фа», созданная С. Товер и Дж. Кервином. В ней относительная высота выражалась несколько измененными аретинскими слогами, а абсолютная – буквенными названиями, которыми пользовались для определения тональностей и в дальнейшем для связи с абсолютной нотацией.

Кервин предлагает разнообразные и оригинальные приемы работы: наглядные таблицы звукорядов, на которых показывают отдельные ступени, короткие мотивы и движение звуков в целых мелодиях; характеристики ступеней – «умственные эффекты», ручные знаки ступеней и другие приемы. В системе преобладает мажорный лад.

В Германии разновидностью относительной системы была система «Тоника-до» или система подвижного «до».

В настоящее время различные системы и методы преподавания сольфеджио имеют в своей основе те же два направления – абсолютное и относительное.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что история развития сольфеджио характеризуется борьбой двух направлений: первое берет за основу абсолютную высоту звуков в той или другой нотации и изучает сперва До мажор, а затем альтерацию звуков (вверх или вниз), приводящую к другим тональностям. И второе – относительное – изучение соотношений ступеней в ладу на любой относительной высоте.

Источник: https://mmteacher.ru/material-dlya-prepodavatelej/v-pomoshh-prepodavatelyu/istoricheskie-svedeniya-o-solfedzhio.html

Музыкальный онлайн колледж

Привет!

В этой статье я хотел бы поговорить о том, что такое
сольфеджио с позиции обычной деятельности человека, что не является сольфеджио,
для чего нужно сольфеджио и как им правильно заниматься.

В первую очередь проведем демистификацию понятия. Название, как и многие музыкальные термины происходит из итальянского языка, в котором solfeggio буквально означает названия нот «соль» и «фа». На английском сольфеджио так и называется solfa.

Давайте подумаем о чем нам это говорит? Почему названия нот обозначаются дисциплину?

Здесь все очень просто – название подразумевает, что
основная задача сольфеджио состоит в том, чтобы научить нас называть ноты и
конечно же правильно их петь! Что является единственным возможным способом
контролируемо развивать слух.

То есть, сольфеджио это дисциплина, которая учить нас петь ноты, петь по нотам, читать ноты и петь, читать ритмы и хлопать их или воспроизводить с помощью звуков и записывать звучащую музыку на ноты.

Многие путают понятия сольфеджио и теории музыки по одной простой причине. В музыкальной школе эти предметы преподаются совместно и очень часто для удобства предмет просто называют сольфеджио, хотя правильно он называется сольфеджио и этм.

В результате чего некоторые иногда говорят, я не помню, как называется этот аккорд мне нужно повторить сольфеджио.

Это абсолютно не верно, так как сольфеджио это исключительно практическая дисциплина, главная задача которой состоит в том, чтобы развить ваш музыкальный слух.

Вторая ошибка, которую многие допускают состоит в том, что они забывают о практике, а сольфеджио без практики не приносит никакой пользы.

И здесь мы подходим к одной из самых важных причин, по которой многие не любят сольфеджио.

Когда мне было 6 лет, то большая часть окружения моих родителей и они сами твердо настаивали на моем обучении в музыкальной школе, так как все вокруг меня были профессиональными музыкантами.

И так как я уже бывал на уроках сольфеджио, в качестве наблюдателя, то единственная причина по которой я не хотел идти в муз школу было именно сольфеджио! Петь при посторонних людях, да я и петь то не умею, брррр, ужаc….

Тут важно понять, что голос это ваш ключ к развитию слуха и
освоению материалов курса сольфеджио.

Сольфеджио помогает нам выучить и освоить важнейшие аспекты
музыкального языка. Для любого языка этих аспекта 4:

  1. Говорение
  2. Чтение
  3. Слушание
  4. Письмо

В музыке их также 4! Говорение это не что иное как умение воспроизводить или петь нот. Чтение нот это умение их читать на инструменте и голосом. Слушание это умение слышать интервалы, ритмы, аккорды. Письмо это умение записать услышанное или придуманное!

Как вы думаете, можно ли освоить язык без какого либо из
этих 4 пунктов?

Например, уметь читать, писать, слушать, но говорить?

Очевидно, что нет! В музыке тоже самое. Ученые давно доказали – все, что вы можете спеть вы можете сыграть, если вы что-то не можете спеть, то и сыграть хорошо у вас это не получится.

Конечно, кроме пения, для развития слуха нужно выполнять и упражнения на слуховой анализ, писать диктанты, работать над развитием чувства ритма.

Поэтому если посмотреть более глубоко на сольфеджио, то можно увидеть, что внутри самой дисциплины существует несколько групп, например таких как развитие мелодического и тонального слуха, развитие гармонического слуха, навыки записи музыкальных диктантов, развитие ритмического слуха, а также ансамблевого слуха, внутреннего слуха.

  • Как видите здесь не все так просто, как может показать на первый взгляд!
  • Может возникнут закономерный вопрос, а как развивали слух
    известные музыканты, которые не занимались сольфеджио?
  • И ответ здесь достаточно простой, но он мало кому понравится, но что ж…

Если вы читали биографии известных музыкантов, то скорее всего знаете, что они очень много времени потратили на съем чужих композиций. По сути, это и есть занятия сольфеджио, только в очень неэффективном, кустарном виде.

Почему: спросите вы?

Целенаправленные занятия по сольфеджио дают результаты уже через 1 год обучения. Для того, чтобы развить слух до такого же уровня занимаясь методом съема вам понадобится, 2-3, а может и больше лет. При этом, если снимать музыку бессистемно и не записывать ее на ноты, то КПД будет еще ниже.

  1. Поэтому очевидно лучше потратить 2-3 года на занятия по
    сольфеджио, чем 5—6 лет снимать музыку.
  2. Итак, надеюсь, что после прочтения этой статьи вы лучше поймете в чем разница между сольфеджио и ЭТМ, почему нужно заниматься сольфеджио и начнете практические занятия по развитию вашего слуха.
  3. Удачи!

Источник: http://study-music.ru/solfedzhio/

Ссылка на основную публикацию