Мировоззрение композитора и содержание музыкального произведения (на примере творчества п.и. чайковского, а.н. скрябина)

Творчество А.Н.Скрябина, стоящее особняком в музыкальной культуре, не имело ни прямых предшественников (при наличии влияний), ни продолжателей. Индивидуализированность личностных черт композитора обусловила новаторство не только в области музыкально-выразительных средств, но в самой сущности понимания музыки.

В единственном лице Скрябин представляет направление, основанное на целом комплексе сложно преломленных в сознании музыкальных влияний и философских учений:

  • романтическая идея синтеза искусств (воспринята также эстетикой символизма);
  • ницшеанские идеи о сверхчеловеке, проецируемые на себя, выражают убеждения о возможности создания Мира («…есть мое хотение…, «Я создаю мир игрою моего настроения…»);
  •  близость идеям русского символизма (познание духовного при помощи символов, отражающих чувства, выражающихся в мистических сюжетах, реализующихся подчас в 2х-3х нотах, как, например, в поэме «К пламени»), еще далее восходящих к дуализму Канта;
  • идеи уникальности человека-творца, гения, отражающие влияние философии солипсизма («Я не грозное Божество, а только любящее…»);
  • пантеистические идеи;
  • влияние философии научного социализма (грандиозная размашистость музыки, выражающей предреволюционные настроения).

Далеко не полон этот перечень, охватывающий круг от Шопенгауэра, Шеллинга, вплоть до платоновского Эроса, восточных буддистских учений и даже теософских теорий Е.Блаватской.

Фортепианное творчество Скрябина

Мировоззрение композитора и содержание музыкального произведения (на примере творчества П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина)

Александр Николаевич Скрябин

Фортепианные произведения композитора составляют практически основу творческого наследия. Основные черты его фортепианного стиля  заключены в образно-эмоциональных сферах, каждая из которых имеет собственный комплекс выразительных средств:

  • лирика, трактуемая как «высшая утонченность»;
  • образ движения;
  • образ воли.

В произведениях раннего периода можно проследить влияния Шопена, Листа, Вагнера; характерно тяготение к жанру миниатюры (прелюдии, ноктюрны, экспромты); начинает путь становления жанр сонаты. В зрелых и поздних сочинениях музыка Скрябина демонстрирует новый, индивидуальный авторский стиль (происходит оттачивание средств образной выразительности, кристаллизация форм).

Прелюдии Скрябина

Огромное внимание уделено этому жанру (89 прелюдий); индивидуальность авторского почерка делает музыканта новатором в трактовке жанра прелюдии. В целом, характерна ясность мелодики и ладотональных связей, утонченность использования звуковых ресурсов фортепиано.

Ранние прелюдии отличает эмоциональная открытость и ясность с преобладанием диатоники и лирической образности.

Лирика в различных проявлениях (вплоть до мрачно-суровых, драматических образов) отмечает и зрелые сочинения; используется широкий регистровый диапазон, часто – сочетание крайних регистров; фактура многих прелюдий сглаживает остроту гармонии.

Поэмы А.Н.Скрябина

Между миниатюрой и крупными сочинениями жанр поэмы в творчестве композитора играет этапную роль.

Музыкант, выступая как новатор, впервые вводит этот жанр в фортепианную музыку; тяготение к поэмности характерно и для симфонического творчества.

Наряду с поэмами без названий, многие программны (например, Трагическая, Причудливая, Сатаническая, Окрыленная, Маска). Поэмы композитора имеют ряд характерных черт:

  • поэма посвящена становлению одного образа, воспринимаясь «на одном дыхании» и вырастает, как правило, из одной короткой темы;
  • каждое произведение – процесс становления чувств и мыслей, процесса творчества; образ на протяжении произведения активно развивается, реализуя листовский прием трансформации тематизма;
  • маэстро группирует свои произведения по принципу контрастного сопоставления образов.

Сонаты Скрябина

Жанр сонаты у композитора претерпевает эволюцию от 4-хчастного цикла – к одночастной (в этом процессе этапная роль принадлежит поэме «К пламени»); тенденция к монотематизму также сближает сонату с жанром поэмы. Из 10 сонат №1, №3 – четырехчастные, №2 и №4 – двухчастные, остальные – одночастные.

Для его сонат характерно наличие программности (программная идея сонаты №4, появившаяся после самого произведения, выражает стремление к далекой звезде, путь достижения к которой протекает через образы томления, полета, экстаза). Соната №7 – «Светлая месса», №9 – «Черная месса», и т.д.

Некоторые черты одночастных сонат А.Н.Скрябина:

  •  невелико образное различие между главной и побочной партиями (сфера побочной представлена, в основном, лирикой; главной – образами решительности, воли);
  •  основная кульминация приходится, как правило, на зону перехода от разработки к репризе (соната №6 – исключение).

Симфоническое творчество А.Н.Скрябина

Определяющими в его симфоническом творчестве выступают 3 темы, неизменно присутствующие так или иначе в любом произведении:

  • тема преодоления (композитор говорил, что Мир порожден сопротивлением, которого он захотел; жизнь – преодоление сопротивления);
  • тема воли, самоутверждения;
  • экстатическая тема и образы полетности.

В симфонических произведениях А.Н.Скрябина прослеживается связь с Вагнером в лейтмотивном значении тем, типе и характере; с Листом – в стремлении к одночастности. От Глинки и Бородина – эпическое начало (однако, в отличие от эпики, опирающейся на мифы и исторические события прошлого, композитор смотрит на настоящее с позиции будущего, а уже настоящее это – предгрозовое).

Для симфонических произведений композитора характерно:

  • стремление к одночастности (хотя симфония №1 имеет 6 частей, №2 – 5чч., №3 – 3чч.); «Поэма экстаза» и «Прометей» — уже одночастные: происходит сближение с поэмой;
  • несмотря на количество частей, апофеоз всегда происходит в финале, концентрирующем все основные темы;
  •  обязательное наличие тематических арок от вступления к финалу.

Оркестр

Оркестровка Скрябина характеризуется сложным сочетанием монументальности, грандиозности, изящной утонченности; оригинальность оркестрового письма композитора преемственно восходит:

  • к стилю Чайковского в отношении методов полифонно-подголосочной работы;
  •  мощь и красочность – к Вагнеру;
  • тонкость и изобразительность оркестрового письма – к Римскому-Корсакову;
  • черты импрессионистической оркестровки.

Вместе с «Поэмой экстаза» в состав оркестра вводятся орган, колокола, увеличивается состав труб.

Музыкальный язык А.Н.Скрябина

Ярчайший новатор, Скрябин – создатель собственной системы музыкального мышления. Сложные и неординарные гармонические комплексы, изощренные ритмические структуры – проявления эстетической стороны творчества. В то же время для него важны основополагающие принципы функциональной гармонии, формообразующие законы.

Как исполнитель, Александр Николаевич относится к числу великих пианистов (создал собственную пианистическую школу). Часто его сравнивают с Рахманиновым:

  • если Рахманинов – концертный исполнитель, то Скрябин в большей мере – камерный;
  • если по силе дарования и артистизму композиторы могут соперничать, то в отношении композиторского новаторства – музыка первого мастера, в отличие от второго, не противостояла традиции.

К новаторским находкам композитора относятся открытия в области музыки, света и цвета: он открыл совместное использование музыки и света, явившись отцом светомузыки; к нему восходят современные достижения в этой области.

Под каждый звук он подбирал определенный цвет, что воплотилось в партии света в «Прометее» и было задумано в «Мистерии»; сочинение «Предварительное действо» представляло собой подготовку к «Мистерии» всего человечества.

Образный мир творчества Скрябина

Идеи о вселенской силе преображения искусством и вера в колоссальные возможности Человека, способного сотворить Мир через его уничтожение, – одни из центральных в творчестве композитора. Мистичность его музыки наполнена двойственностью. Целый ряд исследователей отмечает моменты, которые можно выразить словами Г.Флоровского о намерении

«…неким магическим действом», изобличающим «…темные бездны артистической гениальности»,

где ощущается

«люцефирическая воля властвовать, магически и заклинательно овладевать»,

привести мир к апокалиптическому итогу.

Так, замысел последнего грандиозного произведения А.Н.Скрябина —  «Мистерия», оставшийся нереализованным, предполагает дематериализацию мира через

«…всеобщее, пронизанное экзальтированным эротизмом празднество – …дионисийское торжество преображения физического мира в чисто духовный», где свершится «божественный синтез…восстановление мировой гармонии, экстаз» (отмечает Б.Кац).

  • Музыка Скрябина в образном отношении не остроконфликтна, но достаточно драматична, воплощая противоречивый мир душевных устремлений.
  • Произведения композитора, в целом, идут по пути:
  • 1.От мрака к свету (поздние сонаты, фортепианная поэма «К пламени», симфоническая поэма «Прометей », она же — «Поэма огня»);

2. Мечты, полет, экстаз («Поэма Экстаза», соната №4). Здесь намечается два круга образов: «высшая утонченность» (лирические образы, изысканные, изящные) и «высшая грандиозность» (монументальные образы торжества и величия).

  1. В отличие от других композиторов, в произведениях которых важны идеи борьбы, драматизм Скрябина выражается движением вперед и достижением итога через чувства (так, симфония №3 «Божественная поэма» имеет названия частей: Борьба, Наслаждение, Божественная игра).
  2. В то же время его творчество пронизано идеями преображения искусства.
  3. Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/tvorchestvo-a-n-skryabina-novatorstvo-zhanryi-analiz

Анализ музыкального произведения

Материал для данной статьи был взят из работы студентки V курса Шахтинского музыкального училища Шишкиной Аллы и опубликован с ее разрешения.

Публикуется не вся работа целиком, а только те интересные моменты, которые могут помочь начинающему музыканту, студенту при совершении анализа музыкального произведения.

В данной работе производится анализ музыкального произведения на примере русской народной песни «За окном черёмуха колышится» и подается как работа над вариационной формой в старших классах ДМШ по специальности домра, что, однако, не мешает использовать ее как образец для анализа любого музыкального произведения.

Определение вариационной формы, типы вариаций, принцип варьирования

Вариация — variation (вариационно) — изменение, перемена, разнообразие; в музыке — преобразование или развитие музыкальной темы (музыкальной мысли) при помощи мелодических, гармонических, полифонических, инструментально-тембровых средств.

Вариационный способ развития находит широкое и высокохудожественное применение у русских классиков и связан у них с вариационностью, как одной из характерных черт русского народного творчества.

Читайте также:  Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

В композиционной структуре тема с вариациями — это способ развития, обогащения и всё более глубокого раскрытия первоначального образа.

По своему смыслу и выразительным возможностям, форма вариаций призвана разносторонне и разнообразно показать основную тему. Тема эта обычно проста и вместе с тем содержит в себе возможности для обогащения и раскрытия её полного содержания. Также трансформация основной темы от вариации к вариации должна идти по линии постепенного нарастания, приводящего к конечному результату.

Многовековая музыкальная практика народов разной национальности послужила источником возникновения вариационной формы. Здесь мы находим образцы как гармонических, так и полифонических стилей.

Появление их связано со стремлением музыкантов к импровизации.

Позже у профессионалов-исполнителей, например, при повторении мелодии сонаты или концерта, было желание украсить её различной орнаментикой, с целью показать виртуозные качества исполнителя.

Исторически сложилось три основных типа вариационной формы: старинные (вариации на бассо-остинато), классические (строгие) и свободные. Кроме основных, есть ещё вариации на две темы, так называемые двойные вариации, вариации сопрано-астинато, т.е. неизменный верхний голос и т.п.

Варьирование народных мелодий

Варьирование народных мелодий — это обычно свободные вариации. Свободные вариации — это тип вариаций, связанный методом варьирования. Такие вариации характерны для послеклассической эпохи. Облик темы тогда был предельно изменчив, и если заглянуть из середины произведения в его начало, то можно было и не узнать основную тему.

Такие вариации представляют целую серию контрастных по жанру и смыслу вариаций близких основной теме. Здесь различие преобладает над сходством. Формула вариации хоть и остаётся A, Al, A2, A3 и т.д., но основная тема уже не несёт первоначальный образ. Может варьироваться и тональность и форма темы, может доходить до приёмов полифонического изложения.

Композитор может даже вычленить какой-то фрагмент темы и варьировать только его.

Принципы варьирования могут быть: ритмические, гармонические, динамические, тембральные, фактурные, штриховые, мелодические и т.д.

Исходя из этого многие вариации могут находиться обособленно и напоминать больше сюиту, чем вариации.

Количество вариаций в этой форме не ограниченно (как, например, в классических вариациях, где 3-4 вариации — это как бы экспозиция, две средние — разработка, последние 3-4 — это мощное утверждение основной темы, т.е. тематическое обрамление)

Исполнительский анализ

Исполнительский анализ включает в себя сведения о композиторе и конкретном произведении

Значение репертуара в процессе воспитания учащегося Детской музыкальной школы переоценить сложно. Художественное произведение — это одновременно цель и средство обучения исполнителя.

Умение убедительно раскрывать художественное содержание музыкального произведения — сверхзадача любого музыканта, а воспитание этого качества в ученике — сверхзадача его педагога.

Процесс этот в свою очередь осуществляется путём планомерного освоения учебного репертуара.

Прежде чем музыкальное произведение будет предложено ученику, преподаватель должен тщательно проанализировать методическую направленность своего выбора, то есть выполнить исполнительский анализ. Как правило, это должен быть художественно ценный материал.

Преподаватель определяет цели и задачи избираемого произведения и пути его освоения. Важно точно рассчитать степень сложности материала и потенциала учащегося, чтобы не замедлить его поступательного развития.

Любое завышение или занижение сложности произведения необходимо тщательно обосновывать.

В Детской музыкальной школе первое знакомство учащегося с новым музыкальным материалом, как правило, начинается с его иллюстрации. Это может быть прослушивание на концерте, в записи или, что предпочтительнее, исполнение самого педагога.

В любом случае иллюстрация должна быть эталонной.

Для этого преподаватель неизбежно должен овладеть всеми профессиональными сторонами исполнения предполагаемого произведения, чему будет способствовать его предварительный исполнительский анализ:

  • сведения о композиторе и конкретном произведении,
  • представления о стиле,
  • художественное содержание (характер), образы, ассоциации.

Подобный исполнительский анализ необходим преподавателю не только для убедительной иллюстрации ученику художественных сторон репертуара, но и для непосредственной работы над произведением учащегося, когда возникнет потребность в объяснении задач, стоящих перед ним.

При этом сухой анализ произведения должен облекаться в доступную форму, язык преподавателя дожжен быть интересным, эмоциональным, образным. Г.

Нейгауз утверждал: «Тот, кто только переживает искусство, остаётся навсегда лишь любителем; кто только размышляет о нём, будет исследователем -музыковедом; исполнителю необходим синтез тезы и антитезы: живейшего восприятия и соображения». (Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» стр.56)

Прежде, чем приступить к изучению русской народной песни «За окном черёмуха колышется» в обработке В.Городовской, я должена быть уверена, что ребёнок технически и эмоционально готов к исполнению этого произведения.

Учащийся должен уметь: быстро перестраиваться с одного настроения на другое, слышать краску мажора и минора, исполнять тремоло legato, владеть сменой позиций, озвучивать высокие ноты (т.е.

исполнение в высоком регистре), исполнять legato приёмом игры вниз и чередуя приёмы (вниз-вверх), аккорды арпеджато, флажолеты, эмоционально ярким, уметь исполнять контрастную динамику (от ff и резко р). Если ребёнок, достаточно готов, я предложу ему в исполнении учащихся старших классов прослушать это произведение.

Первое впечатление для ребёнка очень важно. На этом этапе он захочет сыграть как его коллега по классу, в этот момент проявиться элемент состязания, желания быть лучше своего товарища.

Если он услышит в исполнении своего преподавателя или в записи известных исполнителей, у учащегося появится желание быть похожим на них и добиться таких же результатов. Эмоциональное восприятие при первом показе оставляет огромный след в душе ученика. Он может полюбить всей душой это произведение или не воспринять его.

Следовательно, преподаватель должен быть готов к показу этого произведения и соответственно настроить ребёнка.   В этом поможет рассказ о вариационной форме, в которой написано данное произведение, о принципах варьирования, о тональном плане, и т.п.

Помогут для понимания произведения и некоторые сведения о композиторе и об авторе обработки этого произведения. Вера Николаевна Городовская родилась в г.Ростове в семье музыкантов.

В 1935 году поступила в Ярославское музыкальное училище по классу фортепиано, где впервые познакомилась с народными инструментами, работая концертмейстером в том же училище. Начала играть на гуслях в оркестре народных инструментов г.Ярославля.

С третьего курса Городовскую, как особо одарённую, направляют учится в Московскую Государственную консерваторию. В 1938 году Вера Городовская становится артисткой Гос. русского народного оркестра СССР. Концертная деятельность её началась в 40-х годах, когда во главе оркестра стал Н.П.Осипов.

Пианистка аккомпанировала этому виртуозу балалаечнику в радиопередачах, на концертах, тогда же Городовская освоила щипковые гусли, на которых играла в оркестре до 1981 года. Первые композиторские опыты Веры Николаевны относятся к 40-м годам. Она создала для оркестра и солирующих инструментов много произведений.

Для домры: Рондо и пьесу «Весёлая домра», «За окном черёмуха колышется», «Маленький вальс», «Песня», «Тёмно-вишнёвая шаль», «У зари-то, у зореньки», «Фантазия на две русские темы», «Скерцо», «Концертная пьеса».

Художественное содержание (характер) образы, ассоциации обязательно присутствуют в исполнительском анализе произведения

  • Затем можно рассказать о художественном содержании песни, на тему которой написаны вариации:
  • Под окном черёмуха колышется,
    Распуская лепестки свои…
    За рекой знакомый голос слышится
  • Да поют всю ночку соловьи.
  1. Сердце девичье забилось радостно…
    Как свежо, как хорошо в саду!
    Жди меня, мой ласковый, мой сладостный,
  2. Я в заветный час приду.

Ох, зачем тобою сердце вынуто?
Для кого теперь твой блещет взгляд?
Мне не жаль, что я тобой покинута,

Жаль, что люди много говорят.

Прямо к речке тропочка протоптана.
Спит мальчонка — он не виноват!
Я не буду плакать и печалиться,

  • Не вернётся прошлое назад.
  • И, вздохнув всей грудью свежим воздухом,
    Оглянулась ещё раз назад…
    Мне не жаль, что я тобой покинута,
  • Жаль, что люди много говорят.
  • Под окном черёмуха колышется,
    Ветер рвёт черёмухи листы.
    За рекой уж голоса не слышится,
  • Не поют там больше соловьи.
  • Текст песни сразу настраивает на восприятие характера мелодии произведения.

Лирическое распевное начало изложение темы в h-moll передаёт грустное настроение человека, от имени которого мы слушаем рассказ. Автор вариаций, в некоторой степени следует содержанию текста песни.

Музыкальный материал первой вариации, возможно ассоциировать со словами начала второго куплета («Как свежо, как хорошо в саду…) и представить диалог главной героини и её любимого, чьи отношения ещё ничем не омрачены.

Во второй вариации ещё можно представить образ ласковой природы, переклички с пением птиц, но тревожные нотки начинают преобладать.

После проведения темы в мажоре, где была надежда на благополучный финал, в третьей вариации подул ветер перемен. Смена темпа, возвращение минорной тональности, беспокойное чередование шестнадцатых в партии домр приводят к кульминации всего произведения в четвёртой вариации. В этом эпизоде можно соотнести слова песни «Мне не жаль, что я тобой покинута, жаль, что люди много говорят..».

Читайте также:  Как определить тональность мелодии?

Последнее проведение припева после мощного обрыва музыкального материала на «?», которое звучит контрастом на «р», соответсвуют словам «За рекой уж голоса не слышится, не поют там больше соловьи».

  1. В целом это трагедийного плана произведение, поэтому ученик должен уже уметь исполнять и переживать такого плана эмоции.
  2. Содержание музыки, в отличие от смысла речи, менее определённо, и полностью раскрыть и понять его могут немногие.
  3. Истинный музыкант может вложить в своё исполнение определённый смысл, который приковывает внимание так же, как и смысл слов.
  4. Одно дело — чувствовать музыку, другое -понимать и уж совсем особое дело — авторитетно говорить её языком.

Анализ вариационной формы, связь её с содержанием, наличие кульминаций

Фразировка вариационной формы

Это обработка написана в форме свободных вариаций, что даёт возможность разносторонне и разнообразно показать тему. В целом произведение — это однотактовое вступление, тема и 4 вариации. Тема написана в форме периода квадратного строения из двух предложений (запев и припев):. Вступление (1 такта) в партии фортепиано вводит слушателей в состояние покоя.

Тоническая аккордовая гармония (си минор) готовит появление темы. Лирическое появление темы в темпе «Moderato», исполняется штрихом легато. Приёмы игры используются тремоло. Первое предложение (запев), состоит из 2-х фраз (2+2 такта), оканчивается доминантой.

Кульминации фраз приходятся на чётные такты. Тема куплетного строения, поэтому первое предложение соответствует запеву, а второе предложение припеву. Русским народным песням свойственно повторение припева. В этой песне тоже есть это повторение. Второй припев начинается в двухчетвертном такте. Сжатие метра, доминанта к соль минору помогают сделать главную кульминацию всей темы именно здесь.

В целом вся тема состоит из 12 тактов (3 предложения: 4 — запев, 4 — припев, 4 — второй припев)

•   Следующий этап: разбиваем вариационную форму на фразы.

Первая вариация — это повторение темы

Источник: http://margashov.com/player/analiz-muz-proizvedeniya.html

Скрябин

Вся совокупность музыкально-выразительных средств, сочетание мелодии, гармонии, ритма, оркестровых красок создают у слушателей определённые образные представления. В каждом содержательном произведении мы улавливаем некий музыкальный образ или сумму образов.

Композитор концентрирует в своей музыке то или иное жизненное содержание — будь то победное ликование или тяжкая народная скорбь, пламенные порывы любви или пафос коллективного труда.

Если эти явления реальной жизни воплощены в музыке правдиво и талантливо, с помощью ярких и общезначимых выразительных средств, то и слушатель непременно воспримет их эмоционально-идейный смысл…

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику.

Лишь о небольшой части музыки — музыке программной — мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, то есть касаясь тех словесных описаний, которые даёт сам композитор. Наиболее трудной для восприятия многие считают непрограммную инструментальную музыку.

Как определить содержание музыки в тех случаях, когда композитор не предпослал ей какого-либо конкретного заглавия или литературного предисловия? Как, например, понять, что именно хотел передать Шопен в своём этюде или прелюдии для фортепиано? Музыка эта несомненно мелодична, глубоко приятна для слуха, ну а о чём она говорит?

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 7 класс.

Музыкант-философ Александр Николаевич Скрябин, чьё творчество оказалось созвучным бурной эпохе рубежа двух веков, отразило его смелые поиски новых путей. Стремление к идеалам добра, справедливости и всеобщего братства людей пронизывает всё его музыкальное искусство.

В далёком 1910 году он завершил своё гениальное творение — симфоническую поэму «Прометей».

И поскольку героем является в поэме легендарный похититель огня, подаривший человечеству этот символ цивилизации, композитор впервые вводит в партитуру музыкального произведения «голос» огня — впервые сочетает музыку со светом и цветом, становясь родоначальником нового направления в музыкальном искусстве — цветомузыки…

Комплект для проведения урока музыки.

…Мечтал о высшем: Божество прославить И бездны духа в звуках озарить. Металл мелодий он посмел расплавить И в формы новые хотел излить…

Александр Николаевич Скрябин — великий русский композитор и пианист. В его музыке Россия слышала свое настоящее, прозревала свое будущее… Его современникам казалось, что он ушёл слишком рано, бросив их на пути, который сам же предначертал, не завершив задуманного, не дойдя до цели.

Жизнь его действительно коротка, но это жизнь гения, и тут обычные мерки не годятся. Музыка Скрябина самобытна и глубоко поэтична. В ней ослепительное ликование и хрустальная лирика, утонченный артистизм и порыв к свету, радости, счастью.

Музыка Скрябина стала выражением стремлений «серебряного века» русской культуры к обновлению и свободе…

Когда он играет, пахнет древним колдовством. В его произведениях словно живут неведомые существа, меняющие формы под воздействием колдовских звуков…

Музыка Скрябина остается загадочной и непостижимой до сего дня. Он считал, что пишет не мелодии, а заклинания звуком, которые доносит до слушателя его астральное тело.

Скрябин был уникальным пианистом-исполнителем, объехавшим с концертами практически весь мир, и никто до сих пор не сумел повторить его загадочных приемов игры. Александр Николаевич специально пытался показывать их и обучать знакомых музыкантов, но.

.. безуспешно, хотя в числе «учеников» было немало мировых знаменитостей…

Знакомые отмечали, как композитор любил солнечный свет и тянулся к нему, словно растение. Скрябин мог, не мигая, смотреть на светило, а потом легко читать книгу. Работать он тоже предпочитал всегда на солнце. Возможно, заряжался от него энергией? Как знать…

Источник: http://music-fantasy.ru/tags/skryabin

Читать реферат по музыке: "Музыкальное философствование в творчестве А. Скрябина"

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Лосева о язычестве творчества Скрябина и раскрывает глубокую связь его философии и музыки одновременно и с православным, и с языческим мировоззрением.

Основные идеи философского мировоззрения и некоторые эстетические вопросы раскрывает в своих работах Т.Н. Левая; в русле музыковедческого исследования ей удается показать тесную взаимосвязь философии и эстетики Скрябина с его музыкальными произведениями. А.И.

Мазаев, исследуя проблему синтеза искусств, проанализировал особенности и глубину понимания этой проблемы в творчестве Скрябина. Вопросы мировоззрения и философии музыки А.Н.Скрябина в русле искусствознания и музыковедения исследовались так же в работах Альшванга А. А., Беляева В.М,, Бараса К., Ванечкиной И.Р., Галеева Б.М., Гаккеля Л., Гервера В.

, Дельсона В., Житомирского Д., Мыльниковой И., Поспеловой Н.И., Полупан Е. В., Рубцовой В.В., Холопова Ю., Шахрая В.Д. и других авторов.

Объектом исследования является музыкальное творчество А. Н. Скрябина и его композиторское мышление. Предметом исследования есть философско-метафизическое мировоззрение А.Н. Скрябина и музыкально-образное отображение этого мировоззрения в художественном подтексте музыкальных композиций.

Основные цели и задачи исследования:

    определение основополагающих моментов философской системы Скрябина;проблема Мистерии как основной мировоззренческой составляющей композитора;определение связи философских взглядов Скрябина с теориями современных ему философов;выявление степени влияния философии русского космизма на творчество Скрябина.

Философские воззрения Скрябина

Творческий путь Скрябина – редкостный в XX веке наглядный пример того, как развитие идейно-философской концепции непосредственно влияет на содержание музыкальных сочинений.

Для композитора связь собственно музыкального творчества с его мировоззренческими позициями была определяющей.

Именно поэтому при изучении скрябинского музыкального наследия нельзя обойти стороной проблему, связанную с взаимодействием эстетико-философского миросозерцания Скрябина и его музыки.

Идейные устремления Скрябина – это яркий пример модернизма в музыкальной культуре России, противостояния традиционному искусству русской школы. Близкий в своих творческих поисках искусству Запада, мыслью своею он был устремлен на Восток, – явление, характерное для художественной культуры рубежа веков.

Скрябин стоял на грани двух эпох – уходящего ХIХ века и века нового ХХ. Своим творчеством, да и всей жизнью, он выразил духовное состояние этого переломного времени, сам став эпохой в музыкальной жизни России. «Я не знаю в новейшем искусстве никого, в ком был бы такой исступленный творческий порыв, разрушающий старый мир и

Источник: https://referat.co/ref/435962/read?p=4

Идея синтеза искусств в творчестве Александра Скрябина Урок музыки Александр Скрябин. Фотография начала XX в. — презентация

1 Идея синтеза искусств в творчестве Александра Скрябина Урок музыки Александр Скрябин. Фотография начала XX в.

Читайте также:  Известные оперные певцы и певицы

2 В начале марта 1911 года в музыкальной жизни России произошло выдающееся событие. В Москве, в зале Благородного собрания, известном ныне как Колонный зал Дома Союзов, состоялась премьера симфонической поэмы Скрябина «Прометей» для оркестра, хора, фортепиано и органа. Солистом- пианистом выступил автор, который к тому времени был в зените своей композиторской славы.

Новизна музыкального языка «Прометея» была такова, что готовивший премьеру дирижер Сергей Кусевицкий провел целых девять репетиций – для произведения, звучащего менее получаса, это очень много. Л. Пастернак. Выступление А.Н. Скрябина и С.А. Кусевицкого Сергей Кусевицкий 1910-е «Прометей» стал для Скрябина первым подходом к тому, что стало в итоге главным делом всей его жизни.

3 Успех был огромным. Через неделю «Прометей» был повторен в Петербурге, в ноябре – снова в Петербурге, под управлением Александра Зилоти, а в следующем году с «Прометеем» познакомилась Европа – Германия, Англия, Нидерланды. Александр Зилоти А. Скрябин. Партитура «Прометея». Обложка Ж. Дельвиля Париж

4 Критик В.Г. Каратыгин писал: «Никогда и ни одному композитору не удавалось создавать таких бешеных звуковых вихрей, как Скрябину в «Прометее». Но эти вихри, как и символизируемые ими экстатические восторги, – стоячие. Скорость вихревого движения огромна. Но вся вихревая система неподвижна». Пианист и педагог А.Б. Гольденвейзер, в 1946 г.

осуществивший запись «Прометея» на радио (оркестром дирижировал Н.С. Голованов), отозвался на премьеру так: «В «Прометее» многое сродни двум предшествующим симфониям Скрябина… Но здесь мы наслаждаться все равно не можем, ибо все равно ничего не можем понять… Мы стоим с закрытыми глазами перед великим произведением будущего».

Молодой Сергей Прокофьев писал: «Слушал «Прометея», которого для пущего вразумления непонятливой публики повторяли дважды. Мера энергичная и не лишенная остроумия. Мое впечатление: «Прометей» скучен, подъемы отсутствуют, трели и всплески донимают, форма расплывчатая. В остальном «Прометей» высокозамечательное произведение».

Александр Борисович Гольденвейзер Николай Семенович Голованов Сергей Сергеевич Прокофьев

5 Скрябинский «Прометей» не является иллюстрацией античного мифа о герое, похитившем с неба огонь для людей. В нем находит свое выражение не конкретный сюжет древнегреческой поэмы, а обобщенная идея человека-титана, человека-борца.

По свидетельству композитора, «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это – активная энергия вселенной, творческий принцип, это – огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». П. Рубенс. Прометей прикованный. 1612Г. Моро. Прометей. 1868Ж.

Дельвиль. Прометей. 1912

6 На мировоззрение Скрябина огромное влияние оказали те социальные потрясения, которые пережила Россия в начале ХХ века. Но не только. Весной 1906 г. композитор писал своей близкой знакомой М.К.

Морозовой, бывшей в течение ряда лет его меценаткой: «Политическая революция в России в ее настоящей фазе и переворот, которого я хочу, – вещи разные, хотя, конечно, эта революция, как и всякое брожение, приближает наступление желанного момента.

Употребляя слово переворот, я делаю ошибку. Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъема творческой деятельности, который будет вызван моим искусством. Значит, прежде всего, должно быть окончено мое главное сочинение… Мой момент еще не настал.

Но он приближается. Будет праздник! Скоро!» Маргарита Кирилловна Морозова 1907 Александр Николаевич Скрябин 1900-е

7 О творчестве Скрябина непревзойденный интерпретатор его музыки, великий пианист ХХ века Владимир Софроницкий говорил: «Как это ужасно: Александр Николаевич мечтал о «водородной» музыке, а люди создали водородную бомбу.

– И оживился, поясняя: – Понимаете, он хотел, чтобы музыка так подействовала на людей изнутри, обладала бы такой невероятной силой, как эта водородная энергия.

И тогда произошло бы чудо – все стали бы совсем другими… Но дьявол всегда вставляет палки в колеса и все переворачивает наоборот».

Владимир Владимирович Софроницкий Человек и окружающий его мир в масштабах вселенной, человек, стремящийся обрести душевную гармонию в единении с этим миром, человек, стремящийся гармонизировать это мир средствами искусства, все эти темы будут волновать Скрябина до конца его дней.

8 1. Первая тема, «тема творческих стремлений», символизирующая дерзновенную мечту Прометея, есть первая тема интродукции, когда на фоне исходной шестизвучной «прометеевской гармонии» (струнные и деревянные духовые) ее излагают засурдиненные валторны. Указание Скрябина: Lento.

Brumeux (медленно, сумрачно, в тумане) сине-лилово-серый цвет хаоса. Темы «Прометея» 2. Лаконичная «тема воли» призывно- заклинательного характера вторая тема интродукции (сочетание соло трубы и трех труб с сурдинами); потом она входит в фортепианную партию, насыщая ее чертами властности. 3.

«Тема разума» спокойная и ясная главная партия экспозиции (по Скрябину, Contenplatif, то есть созерцательно, окраска ярко-синяя) звучит в изложении флейт. Ее окончание совпадает со вступлением партии солирующего фортепиано «теме разума» как бы отвечает решительная «тема воли». 4.

Далее в фортепианной партии слышатся отголоски несколько видоизмененной «темы разума». В плане формы ее можно считать связующей партией. 5. Связующую партию сменяет искристая танцевальная, полетная тема побочной партии, достаточно часто звучащая в дальнейшем. 6.

Завершает экспозицию «тема наслаждения», с ее утонченными трелями, триолями и стремительными взлетами.

9 «Прометей» «объединяет одночастную программную симфонию в форме сонатного аллегро с необычайно большим количеством символических лейттем; фортепианный концерт с оркестром (по замыслу Скрябина, фортепианная партия должна символизировать героическую, творческую личность, а партия оркестра – окружающий ее мир, вселенную, космическое начало); кантату, в которой хор поет без слов, выполняя по преимуществу лишь тембровые функции; «симфонию света»: в строке «Luce» в партитуре Скрябин впервые в мировом искусстве пытался нотами конкретизировать идею «цветового слуха», то есть психологического соответствия в восприятии ладотональности, с одной стороны, и цвета – «красочности образа» – с другой» (В.Ю. Дельсон). Цветосветовой аппарат, изготовленный по эскизам А.Н. Скрябина профессором электротехники МВТУ А.Э. Мозером для сопровождения симфонической поэмы «Прометей» представляет собой деревянный круг с двенадцатью лампочками: семь расположены в последовательности чередования цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая), а пять дополнительных соединяют крайние спектральные цвета, образуя переход от фиолетового в красный, розовый, розовато-красный и т. д. В музыкальном отношении этому кругу соответствует квинтовый круг: красный – до, оранжевый – соль, желтый – ре и т. д. Световой аппарат к поэме «Прометей» (Модель А.Н. Скрябина)

10 Тональность (в расположении по квинтовому кругу) Цвет C-dur (до мажор) G-dur (соль мажор) D-dur (ре мажор) A-dur (ля мажор) E-dur (ми мажор) H-dur (си мажор) Fis-dur (фа-диез мажор) Des-dur (ре-бемоль мажор) As-dur (ля-бемоль мажор) Es-dur (ми-бемоль мажор) B-dur (си-бемоль мажор) F-dur (фа мажор) Красный Оранжево-розовый, огненный Оранжево-желтый, золотистый, солнечный Желто-зеленый, травяной Сине-зеленоватый Синий с голубизной Ярко-синий с наклонностью к фиолетовому Фиолетовый Красновато-лиловый Синеватый, стальной Металлический, серо-свинцовый Багрово-красный с металлическим блеском Таблица соответствия тональности и цвета В целом цветовое восприятие Скрябиным различных мажорных тональностей можно представить следующим образом.

11 После «Прометея» Скрябин приступил к сочинению «Предварительного действа». В представлении в особом зале со спускающимися амфитеатром ступенями предполагались световые эффекты в единстве с музыкой, костюмированные танцы и шествия, хоровая декламация и «вкусовая симфония».

Скрябина заинтересовали спектакли московского Камерного театра, созданного Александром Таировым, выдающимся режиссером ХХ в. С актрисой театра Алисой Коонен, женой Таирова, Скрябин репетировал отрывки будущего музыкально-пантомимического представления.

Алиса Коонен Александр Таиров

12 Александр Николаевич Скрябин умер в Москве в апреле 1915 года в возрасте 43 лет. Присутствовавшая на его похоронах Алиса Коонен вспоминала: «Я подошла к церкви Николы на Песках, где происходило отпевание. Увидев огромную толпу народа, остановилась на улице. Прямо на меня шла траурная процессия.

Яркое солнце как-то по- праздничному освещало множество цветов, качавшихся над головами людей, несущих гроб. Это шествие никак не выглядело похоронным. Люди шли необычно быстро, стремительно.

И вдруг на секунду мне почудилось, что, если бы сейчас тысячью оркестров грянула скрябинская музыка, можно было бы увидеть в этой необыкновенной процессии очертания той Мистерии, о которой мечтал этот великий гений с сердцем ребенка».

13 Русский и французский художник и изобретатель Владимир Баранов-Россине в 1920-х гг., пытаясь воплотить идеи А.Н.

Скрябина, сконструировал особого рода клавир («оптофон» или «цветовое» фортепиано) – аппарат с системой клавиш, позволяющий проецировать на экран- «хромотрон» более трех тысяч оттенков спектра.

Каждая клавиша клавира соответствовала не только определенному звуку, но и цвету. В. Баранов-Россине Автопортрет «Цветовое» фортепиано (оптофон) В. Баранова-Россине В. Баранов-Россине. Портрет композитора А.Н. Скрябина

14 Л. Пастернак. А.Н. Скрябин Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Н. Барабанова Журнал «Искусство» 5/2013

Источник: http://www.myshared.ru/slide/958703/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector