Особенности выбора учебных центров в россии

Если раньше можно было окончить один ВУЗ, овладеть одной специальностью и всю жизнь трудится на благо одной отрасли, то теперь узкая специализация в профессии не удовлетворяет ни финансовых, ни личностных потребностей. Поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные курсы профессиональной подготовки, призванные научить человека чему-то новому, помочь освоить новую специальность, повысить профессиональный уровень.

Особенности выбора учебных центров в России

Динамика и многогранность жизни людей 21 века не позволяют им останавливаться на пути к самоусовершенствованию.

Если раньше можно было окончить один ВУЗ, овладеть одной специальностью и всю жизнь трудится на благо одной отрасли, то теперь этого уже недостаточно, поскольку узкая специализация в профессии, как правило, не удовлетворяет ни финансовых, ни личностных потребностей.

Поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные курсы профессиональной подготовки (дополнительное образование), призванные научить человека чему-то новому, помочь освоить новую специальность, повысить профессиональный уровень.

На сегодняшний день различают два вида дополнительного образования:

  • дополнительное профессиональное образование (иногда используется аббревиатура ДПО): курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки;
  • дополнительное образование взрослых и детей, главная цель которого – всестороннее развитие личности, интеллекта и творческих способностей.

Также существуют различные дистанционные онлайн-курсы и каникулярные курсы (даже с выездом за границу), позволяющие не столько приобрести новые знания и навыки, сколько усовершенствовать уже имеющиеся.

Преимущества дополнительного образования

Особенности выбора учебных центров в России

Почему большая часть наших соотечественников отдает предпочтение именно обучающим курсам, а не получению второго образования (то есть, получению второй профессии в ВУЗах, техникум или колледжах)? Все достаточно просто:

  • система занятий на курсах мобильна;
  • курсы можно совмещать с работой, так как занятия осуществляются, как правило, во внерабочее время;
  • на курсах изучаются только необходимые для специальности дисциплины;
  • сроки обучения сжаты, а материал подается максимально компактно, но по существу;
  • курсы открывают большую свободу выбора специализации, а также возможность получения сразу несколько специальностей;
  • программы обучения дают возможность воплотить в жизнь концепцию «непрерывного образования» (то есть, на протяжении всей жизни).

Отметим, что по окончанию учебы слушатели получают документ: диплом, удостоверение (если речь идет о курсах повышения квалификации) или сертификат, подтверждающий профессиональную компетентность или владение специальностью.

Немаловажен тот факт, что в последнее время создано немало учебных онлайн-курсов, как платных, так и бесплатных.

Такая форма дополнительного образования не предполагает получения документа, подтверждающего квалификацию специалиста.

Но, согласитесь, даже если вы не получите сертификата, действующего во всех странах мира, то новые знания и навыки, в любом случае, помогут вам в профессиональном и личностном росте.

Образовательные курсы: что и как?

Основной критерий, на который необходимо ориентироваться при выборе образовательных курсов, это целесообразность получения новых знаний. Проанализируйте, что вам интересно, к чему есть способности и насколько сильно вы хотите достичь результата. Та сфера, касаемо которой будет получено наибольшее количество положительных ответов и будет близка вам.

С помощью интернета или другой рекламы выберите учебный центр или курсы, на базе которых осуществляет подготовка по выбранной вами специальности. Обязательно сравните цену за обучение с другими прайсами.

Перед принятием окончательного решения в пользу того или иного учебного центра, проверьте, имеет ли образовательная организация, которая проводит курсы, лицензию, кто будет преподавать, насколько большие учебные группы, какие сроки обучения и какую юридическую силу будет иметь документ, подтверждающий факт вашего обучения.

График занятий должен быть удобным для вас и давать максимум времени и сил для полноценного усвоения информации (например, если вы работаете, то сможете посещать курсы по выходным или в вечернее время). Если вас все устраивает, то смело заполняйте заявку, подтверждающую ваше желание пройти обучение, и готовьтесь к скорым изменениям в вашей жизни.

Какие направления обучения наиболее популярны?

Особенности выбора учебных центров в России

Учебные центры в разных городах России предлагают множество вариантов образовательных курсов. Конечно же, сам факт того, что образовательные организации предлагают слушателям пройти обучение по тому или иному направлению, говорит о том, что все они пользуются спросом у населения. Однако некоторые из них бьют все рекорды популярности.

В частности, в последнее время все популярней становятся курсы по личностному развитию: ораторское искусство, развитие лидерских качеств, деловое общение, успешная коммуникация. При этом не теряют своей актуальности и образовательные программы для IT-специалистов и бухгалтеров.

Также большим спросом сегодня пользуются такие профессиональные курсы, как:

  1. Вебмаркетинг;
  2. Коммуникационные технологии;
  3. Графический дизайн и визуальные коммуникации;
  4. Мотивация персонала;
  5. Корпоративное управление;
  6. Иностранные языки;
  7. Визаж, стилист, нейл-арт;
  8. Маркетинг;
  9. Логистика и организация бизнеса;
  10. Ландшафтный дизайн.

Особенности выбора учебных центров в России

Говоря о дополнительном образовании и обучении на курсах, нельзя не сказать несколько слов об обучающих программах, рассчитанных на детей.

Ведь именно благодаря им наши дети имеют возможность полноценно развиваться, расширять свой кругозор, общаться со сверстниками в кругу единомышленников, выбирать направление будущей профессиональной деятельности.

Тем более, что современным детям представлен огромный выбор образовательных курсов, которые охватывают практически все аспекты жизнедеятельности общества. Наибольшей популярностью среди детей и их родителей сегодня пользуются такие детские курсы, как:

  1. Фотосъемка;
  2. Иностранные языки;
  3. Мастерство общения, ораторское искусство, техника речи;
  4. Арт-терапия;
  5. Радиожурналистика;
  6. Актерское мастерство;
  7. Саунд-арт;
  8. Подготовка к ЭГЭ;
  9. Вокал;
  10. Информационные технологии.

Помните, дополнительное образование это реальная возможность личностного, интеллектуального, физического развития для людей любого возраста и социального положения. Желание достичь поставленной цели и новые знания станут залогом вашего успеха.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/774_dopolnitelnoe-obrazovanie-samye-populyarnye-kursy-.html

Школа-Студия "САУРИ" / Все новости Школа-Студия "САУРИ" Критерии выбора учебного центра

22.11.2013

Особенности выбора учебных центров в России

На сегодняшний день в нашем городе насчитывается несколько десятков учебных центров, не считая индивидуальных преподавателей (не лицензированных, но готовых за деньги продать когда-то и с помощью кого-то полученные знания), нацеленных на обучение профессиям в индустрии красоты. И перед желающими учиться встает сложнейший вопрос – какой учебный центр выбрать и, главное, по каким критериям.

Самый главный критерий выбора — наличие лицензии у желающего обучить. Лицензия должна быть получена в лицензирующем органе — Министерстве образования. Наличие лицензии у предприятия дает право обучать, присваивать квалификацию и выдавать диплом с оценками.

Только диплом! Свидетельства, которые многие центры пытаются выдать и в которых не указаны номера лицензий, а допустим, указаны названия брендов, это фальсификация.

С таким свидетельством трудно найти работу или хотя бы сформировать свой имидж и репутацию мастера.

Не менее важный фактор — количество часов занятий, а так же количество часов практических занятий. Многие учебные центры не предоставляют моделей для практики (учись, как хочешь), а так же сокращают занятия.

ТОЛЬКО ИНДИГО ИЛИ ВУНДЕРКИНД сможет освоить профессию парикмахера посетив, например, 8-10 занятий.

А что такое профессия «Домашний парикмахер» и где ее используют: подстричь бабушку-пенсионерку «под горшок» или накрутить бабушке же «химию»?

Стоимость обучения имеет значение. Уже давно известно, что бесплатный сыр находится только в мышеловке.

Как за 5 000 рублей можно учится 9 месяцев? А сколько тогда получают преподаватели, и готовы ли они «выкладываться» за такие суммы? А какого качества обучение за эти деньги – материалы, методические наборы, косметика? Все видели мультик про шапку – можно сшить одну, а можно двадцать одну, но маленьких и никому не нужных. Жадный платит дважды. Разве можно экономить на образовании? Всем известна формула: стоимость = качеству.

Необходимо, чтобы учебный центр функционировал как отдельная рабочая единица, а не был одновременно и учебным центром, и салоном красоты, ателье и т.п.

Когда преподаватель совмещает профессии на рабочем месте, он просто зарабатывает деньги. Учебный центр должен быть оснащенной единицей, а не способом обогащения салона красоты.

В учебном центре должны быть парты для обучения, методическое оборудование и отсутствовать клиенты, не относящиеся к учебному процессу!

  • В учебном центре должны работать квалифицированные педагоги, имеющие практику преподавания и соответствующее образование, а не «просто» люди, единожды посетившие, например, «семинары по стилю в Париже» и готовые стать гидом в Милане.
  • Можно еще много говорить о выборе учебного центра, например, он должен быть клиентоориентированным и европеизированным: обучать 7 дней в неделю, чтобы в центре имели возможность заниматься и студенты, и пенсионеры, и работающие люди.
  • И не забудьте узнать, сколько времени существует учебный центр, знают ли его, какие отзывы он имеет и кто его выпускники.
  • Деминова Наталия, директор НОУ «Школа студия САУРИ»

Источник: http://nou-sauri.ru/?p=675#more-675 учебный центрповышение квалификацииобразование

Источник: http://gmstar.ru/press/obuchenie-obrazovanie-nauka/13811/kriterii-vybora-uchebnogo-centra/

5 советов: Как выбрать центр обучения и где пройти переподготовку?

Сегодня всем, кто подыскивает для себя центр обучения, чтобы пройти там профессиональную переподготовку, трудно сделать быстрый и правильный выбор.

Попробуем выделить несколько параметров, по которым можно отбирать центры дополнительного профессионального образования (ДПО). Разберемся в том, какие центры обучения бывают, чем они отличаются друг от друга.

Виды центров обучения

Не все пользователи разбираются в видах образовательных организаций, которые обучают по программам дополнительного профессионального образования (ДПО).

Первый параметр: государственный центр или негосударственный центр обучения. Об их отличиях мы расскажем ниже.

Второй параметр: организационная форма центра обучения

  • Автономная некоммерческая организация (АНО)
  • Общество с ограниченной ответсвенностью (ООО)
  • Индивидуальный предприниматель (ИП)

Автономные некоммерческие организации (АНО) действуют на основе закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Также их деятельность прописана в статье 123.24 Гражданского кодекса РФ. Как прописано в этих документах, АНО могут создаваться для реализации деятельности в сфере образования, здравоохранения, культуры.

Такие организации могут создавать как государственные, так и негосударственные учебные центры. Очень часто можно встретить ситуацию, когда у федерального государственного ВУЗа есть учебное подразделение — Автономная некоммерческая организация. Здесь ВУЗ предлагает пройти курсы переподготовки и повышения квалификации.

АНО могут создавать и негосударственные юридические и физические лица. Несмотря на название «некоммерческая», эта форма организации позволяет оказывать платные образовательные услуги.

Вся прибыль от деятельности этих организаций идет на усовершенствование и поддержание самой деятельности: зарплата преподавателям, техническому персоналу, на приобретение технического оборудования, обновление учебно-методической базы.

Благотворительные организации. С АНО очень близки благотворительные организации, которые обязаны тратить все средства на поддержание деятельности, ради которой организация создана.

Второе отличие АНО от других форм заключается в том, что все имущество таких организаций не может принадлежать кому-либо из учредителей.

То есть все имущественные права закреплены только за самой организацией, и прав на это имущество у учредителей (государства, частных лиц) нет.

  • Общество с ограниченной ответственностью: эти центры обучения ориентированы исключительно на коммерческую составляющую.
  • Тоже самое касается и индивидуальных предпринимателей
  • Третий параметр виды центров по реализуемым учебным программам и формам обучения
  • Виды
  • специальные и узкопрофильные, например, педагогические, инженерно-технические, юридические и т.п.
  • широкопрофильные, где представлены учебные программы разных направлений и специальностей.

Формы

  • Центры с очным обучением
  • Центры с очно-заочным обучением
  • Центры с очным и (или) очно-заочным обучением с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Очное обучение может быть дистанционным

Согласно законодательству очным обучением является такая форма организации учебного процесса, где предполагается общение между преподавателем и слушателем. Данное общение может быть личным либо опосредованным через специальные средства: интернет, скайп.

Читайте также:  Расположение нот на грифе гитары

Таким образом, дистанционное обучение является способом организации очного обучения. При выборе образовательного центра многие слушатели имеют богатый опыт взаимодействия с государственными и негосударственными образовательными учреждениями (ОУ).

Граждане, которые однажды попробовали пройти обучение в частном центре, уже не возвращаются к государственным ОУ. И тут есть несколько причин.

Плюсы и минусы государственных центров обучения

Плюсы Минусы
Выдаваемые дипломы Диплом о переподготовке с именем известного ВУЗа По форме этот диплом такой же, как и у негосударственных учреждений – установленного образца.
Особенности учебных программ Программы по переподготовке соответствуют профстандартам и ФГОСам Мало учебных программ, нет большого выбора, можно не найти нужной программы
Формы обучения Очно-заочно Нет дистанционного обучения, нужно ездить на занятия
Сервис Нет Нетактичное общение персонала, могут нагрубить
Доступность Нет Нельзя дозвониться, не отвечают на письма
Цена По-разному от 50 тыс. руб до 140 тыс. В цену надо плюсовать затраты на дорогу, за проживание и питание, то есть цена вырастает на 30-40%
Оплата Безналичный и наличный Иногда нужно доплачивать за дополнительные занятия или пересдачи зачетов. Хотя этим грешат и частные центры обучения

В отличии от госучреждений, негосударственные образовательные учреждения лишены недостатков:

  • По форме диплом точно такой же, как и у ВУЗа – установленный образец. Согласно закону об Образовании для дипломов о прохождении программ дополнительного профессионального образования выписывается диплом установленного образовательной организацией образца. То есть и ВУЗ и частный центр переподготовки самостоятельно устанавливают образец диплома.
  • Богатый выбор программ. Можно найти ту учебную программу, которая необходима.
  • Есть дистанционное обучение. То есть можно не приезжать на занятия, учиться можно из дома или с работы через интернет.
  • Тактичное общение, уважительность персонала центра к слушателям.
  • У некоторых есть круглосуточный телефон поддержки, например, в Москве есть только одна такая Академия — это СНТА.
  • Не надо платить за проживание, дорогу и питание, так как можно учиться дистанционно.

Давайте перечислим 5 основных параметров, по которым можно выбрать место обучения.

Совет первый: Проверяйте, имеется ли у центра профессиональной переподготовки образовательная лицензия?

Если такой лицензии нет, то ищите другой центр. Почему? Потому что, дипломы, выданные учреждениями без лицензии – являются не легитимными, фальшивыми.

Проверять актуальность лицензии надо на сайте Рособрнадзора. Просто вводите в поле «регистрационный номер» тот номер, который указан в проверяемой вами лицензии.

Совет второй: Проверяйте учебные программы и планы

На сайте учреждения в разделе учебные программы должны быть в наличии утверждённые организацией учебные планы, где четко расписано количество учебных часов. Если вы увидите, что Вам предлагают программу меньше чем 250 ак. часов, то сразу уходите с этого сайта.

Согласно закону, программа переподготовки не может быть с нагрузкой меньше чем 250 часов. Всё, что меньше этой цифры – это уже курс повышения квалификации. В самом дипломе количество часов должно прописываться. И если эта цифра будет меньше, то диплом о переподготовке считается фальшивым.

Напомним, что по ведомственным нормативным актам (приказам министерств) по некоторым профессиям и специальностям установлены особые требования к количеству часов. В некоторых – до 1000 часов. Имейте в виду, что освоение программы более 1000 часов позволяет получить не просто диплом о профпереподготовке, но и получить квалификацию.

Совет третий: Проверяйте, уставные, организационные и другие документы

Обратите внимание, с какого года существует центр обучения. Чем он старше, тем лучше. То есть меньше вариантов, что попадете на мошенников. Уточните адрес нахождения учреждения, реально ли там находится этот центр. Адрес нужно узнавать не на самом сайте этого центра, а через сервисы поиска по ОГРН и ИНН. Если вы не нашли подтверждения адреса нахождения, это значит, что это мошенники.

Самое главное – это в самом договоре с центром. Там прописаны адрес, ОГРН, ИНН. Они должны совпадать.

Без подписания договора не стоит ничего оплачивать. Потом просто не вернёте деньги, если это мошенники.

Совет четвёртый: Проверяйте доступность сотрудников центра

Позвоните по телефону, напишите в чате. Поговорите с сотрудниками и задайте неудобные вопросы. Если сотрудник не готов ответить, то это плохой сигнал.

Бывают случаи, что после того, как оплатил по договору, связь с центром пропадает. Никто не поднимает трубки (заблокировали номер телефона), не отвечают на письма. Проверьте, есть у организации странички в социальных сетях и с какого периода.

Сегодня практически нет центров с круглосуточным телефоном. Исключение – Современная научно-технологическая академия (СНТА) в Москве, у которой есть круглосуточный Call – Центр, куда можно бесплатно позвонить в любое время, даже в праздники.

Совет пятый: Узнайте, есть ли доплаты за обучение?

Внимательно читайте договор. Там не должно быть никаких упоминаний о дополнительных оплатах. Бывают случаи, когда даже в самом договоре пишут одну сумму, а в разделе «Другие условия» пишут, что за пересдачу экзамена нужно доплатить.

Или за сдачу одного модуля – надо оплатить отдельно.  Этого не должно быть. Максимум, что допустимо, это разбитие суммы обучения на 2 части: предоплата и оплата по факту.

Но лучше всего оплатить единовременно, потому что некоторые ставят зависимость цены курса переподготовки от курса валют.

Итоги проверки центров обучения по программам профессиональной переподготовки

Итак, давайте проверим 7 центров по переподготовке, которые выдал нам поисковик.

ЦЕНТР Лицензия Учебные программы и планы с расчасовкой Уставные документы, договор Доплаты Полная доступность Вывод
Современная научно-технологическая академия (СНТА), Москва + + + Нет доплат Круглосуточно Соответствует заявленным требованиям, дистанционная форма обучения, дипломы высылаются почтой и курьером
Межрегиональный центр дополнительного образования, Москва + + + ? отсутствует Нет круглосуточно доступа к центру.
Отделение Московского государственного педагогического университета (МГПУ) + + + ? отсутствует Очное обучение в группах, что очень неудобно. Нет круглосуточного доступа.
Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК) + + + Нет доплат отсутствует Нет круглосуточно доступа к центру.
Отделение профпереподготовки РАНХиГС + + + ? отсутствует Очное обучение в группах, что очень неудобно. Нет круглосуточного доступа.
Отделение Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова + + + ? отсутствует Очное обучение в группах, что очень неудобно. Нет круглосуточного доступа.
Институт профессионального образования (ИПО) + нет Адрес регистрации отличается от адреса нахождения ? отсутствует  Очное обучение в группах, что очень неудобно. Нет круглосуточного доступа. Нет утвержденных учебных программ

другие публикации по этой теме:

Источник: https://www.snta.ru/press-center/5-sovetov-kak-vybrat-tsentr-professionalnoy-perepodgotovki/

Центры повышения квалификации: обзор курсов дополнительного образования

Для того чтобы выбрать курсы повышения квалификации, необходимо понимать нюансы данной образовательной услуги.

Ведь некоторые из них могут сыграть важную роль в последующей трудовой деятельности или успехе трудоустройства.

В этой статье мы рассмотрим основные черты надежного центра профессионального обучения, а также предоставим читателям обзор популярных образовательных учреждений.

Учебные центры повышения квалификации: традиционно vs дистанционно

Любая отрасль бизнеса, науки, промышленности — это постоянно меняющаяся «величина». Прогресс не стоит на месте, появляются новые производственные и интеллектуальные технологии, которые необходимы для эффективной работы компании.

Поэтому каждые 3–5 лет персоналу рекомендовано проходить курсы повышения квалификации.

А в некоторых областях, например, в медицине, это обязательная часть рабочего процесса, которая теперь к тому же претерпела изменения: сертификацию постепенно сменяет аккредитация.

Курсы повышения квалификации, как и профессиональную переподготовку, часто организовывают различные университеты, институты, академии, школы и учебные центры — предприятия, имеющие соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Но стоит помнить, что данную сферу легко превратить в прибыльный бизнес, а значит, здесь есть место мошенникам и недобросовестным предпринимателям.

Поэтому перед тем как отдать предпочтение тому или иному учреждению, обязательно проверьте номер лицензии на сайте Рособрнадзора[1].

Это важно Дополнительным плюсом к престижу учебного заведения и, что важнее, качеству образования является соответствие образовательных программ требованиям профстандартов и ФГОСов.

Любой центр повышения квалификации специалистов взимает плату за свои услуги, но при выборе заведения не стоит опираться исключительно на его ценовую политику, а стоит обратить внимание на организационно-правовую форму.

Задачей коммерческих организаций (например, ООО), как правило, является получение прибыли — и отношение к клиентам здесь зачастую соответствующее.

А некоммерческие заведения преследуют именно социальные и образовательные цели, поэтому при наличии выбора стоит отдать предпочтение именно им. Кроме того, обязательным условием оплаты услуг образовательной организации должен быть расчетный счет в банке.

Если же при наличии такого счета представители учебного заведения настойчиво рекомендуют перечислить деньги на электронный кошелек (Webmoney, QIWI, «Яндекс.Деньги»), то это также повод подозревать компанию в мошеннических действиях.

На заметку Один из способов проверить учебное заведение на вшивость — сервис Whois. Здесь можно узнать дату создания домена и определить, кто является собственником сайта, т.е. выяснить название организации, которой принадлежит ресурс.

Но мало подобрать достойное образовательное учреждение, нужно еще определиться с формой обучения. Здесь преобладают два основных вида:

  • Очная ― когда необходимо личное присутствие на занятиях по курсу. Такой формат подразумевает значительные затраты времени, поэтому совместить профессиональную деятельность и обучение довольно сложно. Но в некоторых случаях, например, для подготовки специалистов в области геодезии или маркшейдерии, он оказывается предпочтительнее.
  • Дистанционная ― когда курс будет проведен посредством онлайн-ресурсов, в том числе при наличии часов и материалов для самоподготовки. Это современный способ повышения квалификации, при котором время обучающегося затрачивается наиболее эффективно. Стоит учитывать, что дистанционная форма бывает также очной, очно-заочной и заочной. Правда, посещать очные занятия, т.е. тратить время и деньги на дорогу, чтобы добраться до учебного заведения, не нужно, что позволяет не только ежедневно экономить, но и самостоятельно регулировать свою занятость. Дистанционные курсы в центрах повышения квалификации зачастую выбирают те, кто не хочет отвлекаться от работы на время учебы. Еще одним достоинством удаленного обучения является его сравнительно невысокая стоимость[2].

Существуют также «смешанные» типы — посещение занятий по выходным дням, совмещение дистанционного и очного форматов и т.д.

Но если говорить о том, что действительно актуально, то полностью дистанционное обучение приобретает все большую популярность и расширяет «сферу влияния»[3].

Во многом это связано с географией нашей страны, ведь удаленное подключение к занятиям открывает новые возможности для жителей регионов.

Топ-10 курсов повышения квалификации

Обратимся к конкретике и подробнее рассмотрим популярные центры образовательной подготовки, где можно пройти курсы повышения квалификации разным специалистам.

Очные курсы

Мгу им. м.в. ломоносова

На базе МГУ работают курсы повышения квалификации по 379 направлениям при разных факультетах — биологическом, физическом, химическом, геологическом и других. Каждый курс имеет определенный формат, однако лидирует смешанный (требующий личного присутствия + дистанционный).

В среднем длительность занятий составляет 2–4 месяца, но есть курсы протяженностью даже в 9 месяцев. По окончании курса слушатель получает сертификат или удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Университет имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности №1353.

РУДН

В этом университете находится около 30 отделений дополнительного образования и примерно 2000 различных программ повышения квалификации при факультетах — здесь можно найти достаточно узкие тематики обучения. В РУДН есть краткосрочные (от 16 академических часов) и длительные курсы, рассчитанные на более чем 2000 академических часов.

Читайте также:  Как научиться красиво петь: основные правила вокала

По окончании обучения и успешной сдаче экзамена или зачета, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. К сожалению, большинство отзывов о курсах при РУДН нельзя назвать положительными — слушатели отмечают наличие устаревшей информации и слабую заинтересованность преподавателей в составлении современных программ[4].

Номер лицензии на осуществление образовательной деятельности — 1204.

РИБиУ

Частный региональный институт бизнеса и управления организовывает курсы повышения квалификации по таким направлениям как психология, педагогика, менеджмент, строительство, транспорт и другие.

У этого заведения есть особенность — для каждого курса существует заранее установленная цена, однако в некоторых случаях слушатели могут рассчитывать на получение индивидуальной скидки. Недостатком очных курсов повышения квалификации при РИБиУ для некоторых является расположение института ― он находится в Рязани.

Также следует учитывать, что результатом обучения станет удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Институт имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № 0956.

МФТИ

Количество тем курсов повышения квалификации при физико-техническом институте нельзя назвать огромным — всего около 100 наименований. Среди направлений — биотехнологии и фармацевтика, программное обеспечение, информационная безопасность, экономика, педагогика и др.

Значительная часть занятий не имеет графика регулярного проведения и стартует по мере формирования группы. Обучение проводится в основном очно в городе Долгопрудный, а также в московском подразделении института. В программу некоторых курсов включены стажировки.

Номер образовательной лицензии учреждения — 2421.

Цдпо ниу мгсу

Здесь можно записаться на курсы повышения квалификации по таким направлениям как проектирование, строительство, инженерия, иностранные языки, охрана труда и информационные технологии.

Для многих курсов предусмотрена только очно-заочная форма обучения, занятия могут проводиться по вечерам в будни, также есть возможность проходить обучение по выходным дням.

По окончании процесса обучения Цдпо ниу мгсу выдает сертификаты установленного образца о повышении квалификации. Университет имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № 1629.

А теперь давайте подробнее рассмотрим условия, согласно которым проводятся дистанционные курсы повышения квалификации работников в ведущих центрах обучения.

Дистанционные курсы

РОСТБК

Здесь вы найдете курсы повышения квалификации примерно по 40 направлениям. Обучение проводит ООО «Национальная академия современных технологий», которая входит в содружество компаний «РОСТ» и имеет лицензию на соответствующую деятельность. Среди направлений обучения есть медицина, строительство, кадастровое дело, охрана труда, педагогика и другие профессиональные отрасли.

Территориально учреждение располагается в Тюмени, но характер дистанционного обучения позволяет пройти курс из любой точки мира. В течение курса специалист получает лекции, материалы по теме, а также дополнительную литературу, после изучения которых проходит тестирование. По результатам теста компания выдает удостоверение установленного образца.

ООО «НАСТ» имеет образовательную лицензию № 037638.

МАСПК

«Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса» предлагает курсы повышения квалификации примерно в 40 профессиональных отраслях — от веб-дизайна до юриспруденции и управления персоналом. В целом количество курсов насчитывает около 700 наименований.

При прохождении удаленного обучения академия предоставляет ученику персонального куратора, который составляет график занятий и решает организационные вопросы. По результатам прохождения курса выдается удостоверение установленного образца.

Номер лицензии на осуществление образовательной деятельности — 035298.

Сдо «педкампус»

Центр дополнительного образования на базе АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций» предлагает курсы повышения квалификации для педагогов — по отдельным предметам, а также педагогическим профессиям и профессиональным темам. СДО предоставляет возможность пройти дистанционное обучение с оплатой в рассрочку.

Также здесь есть специальные «ускоренные» режимы прохождения программы в интенсивном темпе. В состав материалов обучения входят лекции, видеоролики, методические рекомендации, учебные пособия и интерактивные тестирования. По окончании курсов слушатель получает удостоверение установленного образца.

Академия, на базе которой существует СДО, имеет образовательную лицензию № 036571.

«ТехноПрогресс»

Эта группа компаний, чья деятельность связана с промышленностью и экологией, а также сертификационной и образовательной областями.

Здесь можно пройти курс повышения квалификации в таких областях как строительство, экологическая и пожарная безопасность, логистика, менеджмент, госзакупки и других — в целом более 200 программ.

Практически каждый можно пройти как очно, так и дистанционно, кроме того, есть услуга выезда преподавателя непосредственно на предприятие. По окончании курса повышения квалификации выдается удостоверение установленного образца. Номер лицензии «ТехноПрогресс» на осуществление образовательной деятельности — 034846.

Ано дпо снта

Современная научно-техническая академия является некоммерческой организацией и имеет расширенную лицензию на осуществление образовательной деятельности № 034268, а также сертификат соответствия европейским стандартам качества ISO. Академия предлагает более 700 дистанционных образовательных программ ― очных, очно-заочных и заочных.

Центр повышения квалификации создан для специалистов-строителей, медработников, бухгалтеров, учителей, маркшейдеров и т. д. Курсы повышения квалификации здесь проводят ведущие преподаватели столичных и региональных вузов, сами учебные планы составлены с соблюдением требований ФГОС и профстандартов.

Что немаловажно, после успешного прохождения обучения Ано дпо снта выдает удостоверение установленного образца, а специалисты в области медицины дополнительно получают сертификат. Доставка этих документов осуществляется бесплатно и лично в руки в любой регион России.

Академия обеспечивает каждому ученику доступ в личный кабинет на портале, а также предоставляет персонального менеджера, который курирует прохождение обучения. Техподдержка работает круглосуточно, что обеспечивает оперативное решение проблем, возникающих при использовании портала, для жителей любого региона страны.

Высокий уровень оказываемых образовательных услуг подтверждается также и многочисленными отзывами слушателей, опубликованными на сайте организации.

Однозначного ответа на вопрос — «что лучше: дистанционные или очные курсы повышения квалификации?» ― не существует. Ведь в конечном итоге все зависит от самого слушателя, его умения работать и воспринимать информацию.

В некоторых областях без «личных» занятий обойтись трудно, однако в большинстве случаев дистанционные курсы оказываются предпочтительнее.

Ведь они дарят возможность совмещать учебу и работу, а также самостоятельно определять время для занятий.

Источник: https://aif.ru/boostbook/tsentry-povyshenija-kvalifikatsii.html

Что такое центры дистанционного обучения: преимущества, правила выбора, особенности

Благодаря Интернету, современным техническим средствам коммуникации, новейшим информационным технологиям, любой человек может получить образование на расстоянии, не выходя из дома. Центр дистанционного обучения – прекрасная возможность получить новые качественные знания людям, которые живут в отдаленных населенных пунктах, людям с ограниченными физическими возможностями.

Учебный центр дистанционного обучения – преимущества и недостатки

Возможность обучения на расстоянии предоставляют различные вузы, в центрах работают квалифицированные преподаватели, специалисты обеспечивают методическое сопровождение виртуальных лекций, занимаются организацией и координацией всего процесса, составляют индивидуальные программы для каждого студента.

Преимущества обучения на расстоянии:

  • возможность самостоятельно выбирать дисциплины, уровень нагрузки, темп обучения;
  • современные средства коммуникации позволяют общаться с преподавателями и другими студентами даже скромным, замкнутым людям;
  • возможность получать образование из любого населенного пункта, где есть Интернет;
  • невысокая стоимость обучения;
  • доступ ко всем методическим материалам в любое время суток;
  • обучение проходит с использованием инновационных компьютерных методик.

При прохождении дистанционного курса проводятся групповые занятия в режиме реального времени, где можно задать вопросы лектору. Обучение подразумевает выполнение тестов и контрольных, лабораторных работ с учетом сроков, установленных в учебном плане, за них выставляются баллы, как и при очной форме.

У каждого студента есть куратор, который отвечает на все вопросы, общение происходит путем электронных писем, чата. Есть специальные форумы, на которых можно пообщаться с преподавателями, получить советы от старшекурсников.

Но лекционного материала в режиме онлайн предоставляется не очень много, а получение знаний дистанционно требует от студента умения самостоятельно осваивать материал, который предоставляют ему в виде презентаций, электронных книг и текстов, аудио- и видеофайлов.

Еще один минус обучения на расстоянии – практически полное отсутствие практики, программы не всегда соответствуют требованиям международных стандартов, бывают сбои.

Дистанционное обучение для повышения квалификации

Обучение дистанционно предназначено не только для бывших школьников – такая форма получения знаний подходит для второго высшего образования, повышения квалификации.

Преимущества современной системы уже успели оценить педагоги, провизоры, врачи, фармацевты – можно получать новую, необходимую для работы и профессионального роста, информацию без прерывания стажа, не нужно никуда ездить, достаточно просто подать документы, пройти тестирование, при необходимости, оплатить курс.

Если видите свое призвание в медицинской отрасли, ЕЦВДО может предложить несколько востребованных специальностей. В больницах нужны не только врачи и медсестры: кто-то должен заниматься обслуживанием современного медицинского оборудования, кто-то должен уметь организовывать здравоохранение, кто-то – управлять медицинским бизнесом.

С подробностями вы можете ознакомиться здесь http://www.ecvdo.ru/kursyi-perepodgotovki/sovremennaya-nauchno-texnologicheskaya-akademiya/spisok-kursov/zdravooxranenie

Центр дистанционного обучения Webpharm – предоставляет возможность провизорам, фармацевтам руководителям аптек повысить уровень профессионализма. В ЦДО можно получить информацию обо всех новых лекарственных средствах, методах увеличения продаж в аптеке, правилах организации рабочего процесса, мотивации подчиненных.

Еще один хороший ЦДО для работников фармацевтических предприятий – PharmZnanie – здесь можно не только пройти переподготовку и повысить квалификацию, в центре проводят вебинары и тренинги, консультируют по юридическим вопросам, дают рекомендации по управлению персоналом, на сайте есть много интересных статей.

Межрегиональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования, ЦДО «Прояви себя» – лучшие ресурсы для педагогов, руководителей учебных заведений, библиотекарей.

Здесь можно получить знания об использовании современных технологий в учебном процессе, есть курсы по ФГСО, ОРКЭС, по коммуникативной и психологической деятельности педагога, о менеджменте в образовании.

Дистанционные центры обучения детей

ЦДО есть не только при вузах, но и в школах, центры были созданы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, в которой указано, что все дети имеют право получить полноценное и качественное образование, независимо от места проживания, состояния здоровья и уровня доходов семьи.

Такая методика образования предназначена для обучения детей с ограниченными физическими возможностями, или одаренных учеников, к которым требуется индивидуальный подход. Обучение на расстоянии выбирают родители, которые отдают предпочтение домашнему образованию, или если в населенном пункте нет подходящей для ребенка школы.

Преимущества получения среднего образования дистанционно:

  • можно выбрать одно из трех направлений, исходя из способностей ребенка – гуманитарное, техническое, естественно-математическое;
  • курсы рассчитаны не только на получение базового школьного образования – школьники могут участвовать в исследовательской, творческой и проектной деятельности;
  • центр решает проблему подготовки поступления в вузы – можно пройти тестирование, хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ;
  • широкий спектр дополнительных предметов – школьники могут изучать основы интернет-журналистики на русском и английском языках, сочинительства, литературного перевода с английского языка, компьютерной графики, анимации, юриспруденции.

Вся учебная и воспитательная работа проводится через Интернет, обучение проводят индивидуально или в группах по 3-4 человека. Для каждого предмета выделен специальный виртуальный кабинет.

Что нужно учитывать при выборе учебного центра для обучения дистанционно

К выбору ЦДО следует подходить обдуманно, чтобы деньги и усилия были потрачены не зря. Прежде всего, следует обращать внимание на наличии лицензии у центра, узнать, прошел ли вуз аккредитацию.

Как выбрать хороший ЦДО:

  1. Внимательно изучить официальный сайт, ознакомиться с условиями поступления, списком необходимых документов, учебной программой, стоимостью обучения.
  2. Ознакомиться с процедурой сдачи экзаменов, зачетов, курсовых и дипломных работ.
  3. Почитать отзывы студентов и выпускников.

Но главное, это выяснить документ какого образца выдает ЦДО после окончания обучения – лучше задать все интересующие вопросы сразу, чем потом получить диплом или сертификат, который нигде не котируется.

Читайте также:  Опера моцарта «дон жуан» - сюжет, общий обзор

Обучение в центрах дистанционного обучения – прекрасная возможность получить среднее или высшее образование, повысить уровень профессиональных навыков любому человеку, независимо от места жительства, физических способностей.

С каждым днем спектр профессий, доступных для освоения в режиме онлайн становится все шире, процесс внедрения и использования современных технологий образования охватывает все больше областей.

Получение новых знаний на расстоянии позволяет научиться самодисциплине, планировать время, учиться в удобном для себя темпе, не меняя при этом привычного образа жизни.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Российский государственный университет туризма и сервиса

Государственный Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова

Учебный центр «Промстройгаз»

Московский финансово — промышленный университет «Синергия»

Источник: http://www.Ecvdo.ru/states/chto-takoe-centry-distancionnogo-obucheniya-preimushhestva-pravila-vybora-osobennosti

Современные тенденции развития дополнительного профессионального образования и особенности его реализации в вузах

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – важный элемент образовательной деятельности, роль которого особенно возросла в связи с резким ускорением научно-технического прогресса, т. к.

полученные знания быстро устаревают, а количество новых – стремительно увеличивается. Появляются новые направления (например, нанотехнологии), усложняются существующие профессии, динамически перераспределяется потребность в кадрах.

ДПО превращается в отдельное направление образования, объем которого значимо растет.

Парадигма нашего времени: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь.

Формы ДПО и законодательная база

Реализация программ ДПО имеет свои формы и особенности. Продолжительность обучения может колебаться в пределах от 6 до 1000 учебных часов и более, слушатели нацелены на рассмотрение конкретных ситуаций, новейших научных и технических достижений, их профессиональный и жизненный опыт достаточно высок.

Из этого следует, что учебный процесс в системе ДПО отличается от ВПО и должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику взрослой профессиональной аудитории. При этом программы ДПО должны быть ориентированы на соответствующие профессиональные стандарты.

Все это предполагает особые требования к подготовке учебно-методической документации, проведению учебного процесса, рекламным кампаниям и т. д.

Важной задачей ДПО в вузе может стать дополнительная подготовка студентов по профессиональным программам, ориентированным на обучение выполнению конкретных трудовых функций, требуемых заказчику или необходимых для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.

Законодательная база ДПО:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • приказы и методические рекомендации Минобразования России и других ведомств (см. источники).

Программы ДПО реализуются в виде программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

Программа повышения квалификации направлена на повышение профессионального уровня, совершенствование и (или) получение новой компетенции.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности или приобретения новой компетенции.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может составлять менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Особенностью разработки программ ДПО на современном этапе является требование их соответствия профессиональным стандартам. На данный момент разработано около 900 профессиональных стандартов практически для всех видов деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» профессиональные стандарты применяются:

  • а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
  • При разработке программ повышения профессиональной квалификации в обосновании должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.
  • При разработке программ профессиональной переподготовки в обосновании должны быть указаны взятый за основу один или несколько профессиональных стандартов по данному направлению и ФГОС ВПО, используемые в программе соответствующие ОТР и трудовые функции из профессиональных стандартов, виды деятельности, компетенции по видам деятельности и практический опыт из ФГОС ВПО, по которым будет осуществляться переподготовка [10].
  • Для наблюдения за реализацией дополнительных профессиональных программ создана Автоматизированная информационная система сбора, анализа и представления информации о реализации дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в Российской Федерации.

Оценка результатов ДПО

Важным элементом в программах ДПО является оценка результатов обучения. Методы оценивания необходимо выбирать так, чтобы их совокупность обеспечивала объективность и надежность оценки. Также важно обеспечить оптимальную ресурсоемкость процедуры.

Оценка должна иметь интегративный (целостный) характер:

  • оценку необходимо проводить при выполнении деятельности в реальных условиях или максимально приближенных к ним: сумма результатов оценивания знаний и умений не дает возможности судить о готовности их применять и не может привести к выводу о наличии профессиональной квалификации;
  • оценка, как правило, осуществляется в несколько этапов: любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить профессиональную квалификацию одномоментно и за короткий период времени чаще всего невозможно;
  • объективность оценки профессиональной квалификации может быть достигнута за счет ее проведения независимыми экспертами на основании четко сформулированных (диагностических) показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности.

Организации, предоставляющие услуги ДПО

ДПО занимаются самые разнообразные организации.

Это курсы, специализированные учебные центры, отраслевые системы ДПО (например, институты Газпрома), профессиональные образовательные организации, учебные центры при организациях-разработчиках, организации ДПО (институты, академии) Минобразования РФ, сузы и вузы.

При этом каждый тип образовательного учреждения, реализующего программы ДПО, имеет свое назначение, свои преимущества и недостатки. Если исключить специализированные организации ДПО (милиция, транспорт, медицина и др.), то деятельность организаций ДПО носит коммерческий характер.

Наш более чем 30-летний опыт работы в ГОУДПО «Академия ЛИМТУ» и 10-летний в составе Университета ИТМО как факультет «Академия ЛИМТУ» позволяет сделать определенные выводы об особенностях реализации программ ДПО в специализированном учреждении ДПО и в вузе.

Небольшие коммерческие образовательные структуры ДПО обладают большой гибкостью, готовы оперативно выполнить любой заказ, пригласить и оплатить услуги требуемого специалиста-преподавателя.

Во многих случаях такие организации имеют мощное организационно-маркетинговое подразделение с небольшим числом штатных преподавателей, а требуемые на конкретные программы специалисты привлекаются по мере необходимости.

Доля штатных преподавателей и штатных совместителей в среднем по системе ДПО не превышает 50%. Остальные преподаватели работают на условиях почасовой оплаты или по договорам подряда.

Малая, по сравнению с вузами, доля штатных преподавателей в сфере ДПО связана со спецификой слушателей, имеющих профессиональное образование, опыт работы и повышающих квалификацию с целью получения дополнительных конкретных знаний, которые далеко не каждый штатный преподаватель может им дать. Мотивация слушателей существенно отличается от мотивации студентов, не говоря уже об уровне профессиональных знаний и жизненном опыте, которым обладают взрослые специалисты.

Из этого следует, что учебный процесс в системе ДПО должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику аудитории.

Сказанное определяет необходимость широкого привлечения к преподавательской деятельности в ДПО квалифицированных специалистов из реального сектора экономики и непроизводственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий и организаций.

Опыт системы ДПО как в России, так и в западных странах говорит о том, что ученые степени и звания преподавателей не являются определяющими.

Во многих случаях профессора, доктора наук высшей школы не в состоянии поддержать нужный уровень знаний, умений, особенно в практических областях экономики и производства.

Из этого следует необходимость специальной подготовки преподавателей, ведущих образовательный процесс в системе ДПО, как по методам ведения образовательного процесса, так и по углубленному изучению (стажировке) в конкретных областях [12].

Проблема в том, что преподаватель ДПО и преподаватель классической высшей школы обладают компетенциями, иногда взаимно исключающими друг друга.

Хороший преподаватель высшей школы должен быть методистом, который умеет объяснить материал студенту (дать фундаментальные знания), а хороший преподаватель ДПО должен уметь не только хорошо излагать знания, но и оперативно настраиваться на уровень подготовки аудитории, извлекать знания из слушателей, обеспечивать обмен опытом, определять направление дискуссии, структурировать и обобщать высказанные специалистами положения, вникать в конкретные, предлагаемые слушателями ситуации, отвечать на практические вопросы. По этой причине те компетенции, которыми обладают блестящие преподаватели-лекторы, часто оказываются деструктивными в ДПО.

Реализация ДПО в вузе имеет еще ряд минусов. Существует определенная организационная и финансовая бюрократия, обусловленная бюджетным статусом и административным регламентом вуза. Прием сторонних специалистов на выполнение разовых работ затянут.

Штатные преподаватели ДПО должны выполнять требования высшей школы (наличие ученой степени и публикаций, отчетность, участие в НИР, ограничение по оплате и т. д.).

Преподаватели линейных кафедр вузов не горят желанием осваивать программы ДПО или не знают, как это делать.

Однако есть и существенные преимущества, которые можно и нужно активно использовать. Такими преимуществами являются наличие мощной материальной базы, престиж диплома вуза, возможность обучения по программам MBA, наличие научных центров и школ, наличие квалифицированных преподавателей.

Конкурентным преимуществом может стать обучение по программам переподготовки, особенно переподготовки с присвоением новой квалификации, и программам MBA.

Получаемые по результатам такого обучения документы эквивалентны по своей значимости второму диплому о высшем образовании.

Представляется перспективным повышение квалификации по новым научным направлениям, проводить обучение совместно с зарубежными партнерами, особенно в случае возможности выдавать совместный документ или международный сертификат.

Особенности реализации ДПО для различных уровней слушателей

Методы реализации образовательного процесса в системе ДПО имеют свои особенности применительно к обучающимся различного уровня. Можно выделить следующие категории слушателей, которым соответствуют свои особые условия обучения, своя мотивация и свое нормативно-правовое регулирование:

  • студенты старших курсов вузов;
  • специалисты с высшим образованием;
  • специалисты с высшим образованием, осваивающие программы MBA.
  1. Рассмотрим особенности реализации образовательного процесса применительно к соответствующим уровням слушателей ДПО.
  2. Особенности реализации образовательного процесса применительно к студентам старших курсов образовательных учреждений ВПО, осваивающих программы дополнительного профессионального образования
  3. Идея дополнительного профессионального образования студентов в вузе является достаточно новой по сравнению с традиционной системой переподготовки специалистов и имеет свои специфические особенности.
  4. Мотивация:
  • дополнительный объем практических знаний и навыков в пределах основной специализации ВПО, который позволит выпускникам сдать экзамен на соответствие профессиональному стандарту и приступить к выполнению должностных обязанностей в организациях (предприятиях, фирмах) с минимальным временем адаптации;
  • требования организаций и предприятий, на которые трудоустраиваются студенты по получению дополнительных знаний, навыков и умений, необходимых для работы в организации;
  • получение дополнительной квалификации для расширения возможностей трудоустройства выпускников в связи с быстро изменяющейся конъюнктурой рынка труда и консервативностью Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО;
  • более узкая специализация (доводка студента) и освоение новейших разработок (программных средств, технологий, методов и приемов) перед окончанием вуза;
  • повышение мобильности и социальной защищенности выпускников вузов;
  • необходимость получения практических навыков (умений) в конкретных областях, специализациях, позволяющих выпускникам приступить к исполнению профессиональных обязанностей с минимальным временем «доучивания»;
  • реализация академических прав студентов.

Источник: http://unionexpert.su/sovremennye-tendentsii-razvitiya-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-i-osobennosti-ego-realizatsii-v-vuzah/

Ссылка на основную публикацию